Констан Французский либерализм

Время возникновения связано с падением Наполеона, возвращающим Бурбонов, борьба м/у аристократией и буржуазией. Бенджамин Констант (1767-1830). «Курс конституц. политики». Основные идеи:

1. Выделение различных механизмов участия народа в управлении делами государства и общества, выделял 2 механизма:

а) в античной эпохе - свобода участия в коллект. отправлении власти. б) в новое время - это инд. свобода, базирующаяся на независимости, самост-ти, безопасности индивида и права его влияния на участие в управлении

2. естественный порядок полит. жизни, при кот. институты Г. образуют пирамиду, выросшую на фундаменте инд. свободы и неотъемлемых прав личности, сама госуд-сть начинает представлять себя как полит. целое, кот. венчает систему различных коллект. объединений, действ. в стране. Каково общество, таково и Г.

3. Он был сторонником конституционной монархии; оптимальная форма правления - представительное правление; выступал против сверх централизации; в своем творчестве пытался скорректировать принцип Ж. Ж. Руссо «всемогущество народного суверенитета: он считал, что народный суверенитет заканчивается там, где начинаются личные права человека и его частная жизнь; считал, что верховенство народа должно иметь свои границы, т.к. смысл (цель государства) это баланс прав личности и Г». Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»

Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:

1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого политического строя, который будет оберегать автономию индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства - это разно порядковые явления. Равенство всегда наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности, ответственности и дисциплины. Современные демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться от всего того лишнего, что мешает установлению баланса между равенством и свободой, приемлемого для совр. демократии, с другой - развивать политико-юр. инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс

2. он безразлично относился к политическому устройству общества, главное, чтобы действовали представительская форма правления.

Огюст Конт

1)Позитивистское учение Огюста Конта подвело итог накоплению идей многих мыслителей. Был секретарём и сотрудником Сен-Симона. Огюст Конт (1798-1857). ОП: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

2)В творчестве Конта выделяют 2 периода: 1)разработка методологии и системы новой философии. Пишет шеститомный «Курс позитивной философии»; 2)некоторое отступление от принципов позитивизма, стремление сконструировать идеальную модель общества.

3)Основной тезис «позитивной философии» - требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Естественная наука складывается из 2х элементов: 1)установление фактов; 2)определение причинных связей между фактами, формулиро-вание законов. Факты устанавливаются в непосредственном, чувственном восприятии. Законы определяются путём обобщения фактов методом индукции. Методы ест. наук могут применяться и для познания общества. Конт предложил создать новую науку, социологию, которая начинается с описания фактов жизни человека и общества, а затем переходит к поиску причинных связей между этими фактами. Социология делится на статику, кот-я изучает условия существования общественных явлений, и динамику, кот-я занята изучением развития обществ-х явлений, излагает учение о прогрессе чел. общества. Учение о 3х стадиях развития общества: теологической, метафизической и позитивной. В этой части в основном повторил Сен-Симона. В области политики для теологич стадии типичны монархич. теории; метафизич. стадию представляют республиканские концепции, учение об общественном договоре, естественном праве. Переход к позитивной философии обусловливает появление новой, «позитивной» политики, основанной, по мнению Конта, на подлинной науке. Теологич. Стадии соответствует общество военного типа, на метафизич. стадии возникают индивидуализм, либерализм и демократия. На позитивной формир-ся общество промышленного типа, противопоставляемое военному.

4)Совершенное общество (описано в «Системе позитивной политики»). Конт конструирует идеальную схему. Совершенное гос-во он именует социократией, подчёркивает, что оно служит интересам всего общества.

Главное – общественная солидарность и гармония. В обществе все его части д. составлять органическое единство, в кот-м каждый индивид как составная часть целого, д. выполнять определённую функцию. Задача политики – укреплять общественную солидарность. С внедрением принципов позитивизма общество будет освобождено от «анархической респ-ки» и от «реакционной аристократии». Позитивная политика не признаёт никаких прав, кроме права признавать свой долг. Обладание капиталом – положительное явление, общественная заслуга.

Организация управления обществом. Неимеющие собственности имеют право избрать своих представителей, кот-е будут возведены в звание верховных начальников и обличены диктаторской властью. Однако при них будет состоять собрание из собственников (банкиров, фабрикантов, коммерсантов). Власть неимущих д. иметь главным образом моральный хар-р и проявляться в чисто нравственном, воспитательном воздействии на другие группы общества. Реальная сила в руках собственников.

Комментарий: эта форма организации общества антидемократична по своему существу, она неизбежно д. будет выродиться в диктатуру нового класса.

КРОПОТКИН П. А. Общий для животного мира и человека закон взаимной помощи (обстоятельства жизни и борьба за существование вынуждают объединяться во имя общих интересов). Историю рассматривал как цикличное и прерывистое развитие (каждый цикл проходит определенные фазы развития; от первобытного племени - через сельскую общину и вольный город - к государству). Причины происхождение государства: 1) экономическая и классовая; 2) правосудие; 3) психологическое желание господствовать над массами со стороны меньшинства воинов, законоведов, ученых и священников; 4) необходимость обезопасить себя против насилия чужестранцев. Отрицательно относился к любой форме государства (все они имеют эксплуататорскую сущность; всякое государство - отрицание свободы, абсолютизм, произвол, разорение подданных, казни и пытки). Государство как причина всех общественных зол устраняется социальной революцией (только она может вывести человечество из безнравственного царства насилия, созданного государством, и привести его в царство свободы). Идеал - анархия (все отношения между людьми регулируются взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, а также привычками, обычаями, свободно признанными). Анархия установится после переходного периода (на этой стадии допускалось существование государственного федерализма). Революционный народ при помощи федеративного государства уничтожает частную собственность во всех сферах, проводя экспроприацию (общественными должны стать земля, фабрики, все жизненные припасы, одежда, жилища). После переходного периода общество вступит в стадию анархии (все вопросы организации будут решаться путем свободного соглашения). Критиковал государственный социализм, но положительно оценивал возникновение Советов (должны объединить всех, кто на деле, своим собственным трудом участвует в производстве национального богатства). Законы, установленные государством, мешают развитию взаимной поддержки и равенства, порождают злоупотребления (много законов - много преступлений). Законодательство как форма правления права - явление преходящее, классовое (неизбежно классово-эксплуататорское) (основы права - явление вечное, общечеловеческое, основывающееся на природной инстинктивной справедливости человека).Стремился избежать крайностей анархической доктрины, придать ей научный характер, сделать ее более гибкой и реалистичной (готовность к компромиссу (переходный период) не избавила учение от утопизма; не сумел указать реальные пути осуществления свободы; критическая сторона сильнее позитивной).

Ленина(1870-1924)

Основоположник большевизма. Центральная работа в работе «Государство и революция» - классы и классовая борьба. Государство - продукт и явление непримиримости классовых противоречий. Оно является орудием насилия, аппаратом подавления одного класса другим.

(Основные работы: «Империализм – как высшая стадия капитализма» «Гос-во и право. Учение марксизма о гос-ве и задачах пролетариата в революции»). Гос-во продукт классовых противоречий, оно появляется с момента раскола общества на классы в связи с появлением частной соб-ти. В классовом гос-ве – формирование гос. аппарата всегда осуществляется из среды господствующего класса. Классовое гос-во – всегда характеризуется тем, что гос. аппарат осуществляет политику угодную господ-ему классу. Диктатура класса – это закон существования любого гос-ва, в т.ч. и демократического. Признаки диктатуры класса: а) Господство над остальными соц. группами; б) Опора гос. власти на население; в) Не связанна с диктатурой никакими законами. Диктатура – есть власть, опирающееся на насилие, не связанная никакими законами. С приходом власти пролетариата – обязательным будет слом гос. машины. в) Новое гос-во необходимо гос-ву для подавления своих классовых противников. Основным законом существования гос-ва – является диктатура класса. Отличие ленинской диктатуры – в том, что она не связанна никакими законами. Когда необходимость класса отпадает, то можно говорить о полной свободе. Гос-во – д.б. в виде Республики Советов, на принципе жесткого централизма. Террор свойствен на первых ступенях развития диктатуры. Советы находятся под контролем ком. партии. Особая роль партии в пролетарском гос-ве. Ленин говорил, что в России развивается режим пролетарской демократии.

Джон Локк (1632-1704 гг.) – идейный оппонент Гоббса, идеолог социального компромисса.

Основные произведения: «Два трактата о государственном управлении».

Естественное состояние. В нем пребывали люди до возникновения государства. В этом общежитии не было «войны всех против всех» (в отличии от Гоббса). По Локку, полная свобода и равенство людей все же не есть «состояние своеволия». Жизнь людей регулируется диктуемыми разумом законами природы, а закон природы требует мира и безопасности для всех. Разум предписывает необходимость примирять свои интересы с интересами других людей. Отсутствие органов для беспристрастного решения споров, наказания виновных все же дестабилизировало жизнь.

Общественный договор. Для обеспечения свободы и равенства, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество («Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа»).Люди, добровольно создавая государство, передают ему не все принадлежащие им естественные права (в отличии от учения Гоббса). Государство получает от людей столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества (политическая власть вытекает из общественного договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исполнения силу сообщества). Право на жизнь и владение имуществом, свобода и равенство – окончательные границы власти и действия государства, которые оно преступать не должно (собственность, свобода мнений – неотчуждаемые права).

Государство.Государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона, создавших судебную инстанцию, правомочную решать конфликты между ними. И наказывать преступников. От других форм коллективности (семей, хозяйственных единиц) оно отличается монополией на политическую власть, т.е. правом во имя общественного блага создавать законы (с различными санкциями) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для их исполнения.

Право на восстание. Против деспотической власти люди вправе «воззвать к небесам» и применить силу. По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ «обладает правом судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам». Суверенитет народа в конечном счете выше суверенитета созданного им государства. Восстание правомерно, если большинство народа решает прекратить нарушения общественного договора и вернуть государство на путь свободы и закона.

Разделение властей. Этот принцип не приобрел у Локка классической формы. Он различает три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Публично-властные полномочия государства четко разграничены и поделены между разными его органами («уравновесить власть правительства, вложив отдельные ее части в разные руки»). Законодательная: приниматьзаконы полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту. Исполнительная: претворять законы в жизнь должны монарх и кабинет министров. Федеративная: внешняя политика, отношения с иностранными государствами (может сочетаться с исполнительной). Судебная: ветвь исполнительной власти. Система сдержек и противовесов реализует принципы связи и взаимодействия властей. Первое место отводится власти законодательной как верховной в стране. Иные власти должны подчиняться ей, но и оказывая на нее влияние (буржуазный конституционализм).

Формы государства.Трехчленная система: демократия, олигархия, монархия. Любую форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Абсолютная монархия вообще не признавалась формой гражданского правления. Смена форм правления в соответствии с волей общества – нормальное явление. Не выделяет лучшую форму государства.

Никола Макиавелли (1469-1529) – выдающийся итальянский политический мыслитель, изнутри знающий мир политики. Скептически относится к идее божественного предопределения, судьбы и верит в возможности человека.

Основные произведения: «Государь», «Рассуждение по первой декаде Тита Ливия».

Отношение к религии. Религия для Макиавелли – не высшее знание и авторитет, а политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует не истинность религиозного учения, а его роль в общественной жизни. «Религия и бог были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно, как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств». Захватив светскую власть, говорил Макиавелли, католическая церковь недостаточная сильна, чтобы объединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать сделать это другим.

Природа человека, интересы человека и социальных групп как основа политики. Религиозным догмам противопоставил в качестве основы политики природу и интересы человека. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии. Фортуна – судьба, все зависти от самого человека. Но человеком движет эгоизм.

Понятие «государство» и «республика». Макиавелли первым применил термин «stato» для определения государства. Он не проводил разграничений (полис, королевство, княжество; государство, страна, общество), но введением нового термина заложил для них основу.

Он же впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии; в качестве родового понятия, охватывающего две формы правления – аристократию и демократию.

Формы государства. В «Государе» подразделяет формы правления на республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку. А в «Рассуждения» традиционная система: 3 правильных и 3 неправильных формы (монархия – тирания, аристократия – олигархия, демократия – licenza (особое название – распущенность)). Наилучшей формой в «Рассуждениях» считает смешанную, в которой бы сочетались бы элементы монархии, аристократии и демократии – прочность. В «Государе» его симпатии на стороне принципата, единовластии. Т.к. «Рассуждения» носят более общий теоретический характер, а «государь» - размышление о том, что пригодно для Италии.

Соотношение политики и морали. «Цель оправдывает средства». Он считает, что государь должен, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение добродетельно.

Коротко о главном.

Религия не высшее звание и авторитет, а политический факт, роль которого нужно учитывать и использовать;

Отношение к вере – сугубо утилитарно: она полезна для убеждения в необходимости данного правления и воспитания высоких качеств гражданина;

Политика для правителей – самостоятельная область знания, как управлять, исходя из реальной обстановки, фактов, личного опыта;

Скептицизм относительно идеи божественно предопределения;

Вера в возможности человека;

Энергия и воля – главные качества, необходимые государю;

Политический прагматизм государя: если хочешь сохранить власть, с врагом можно бороться двумя способами – законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму;

Возможность аморализма в политики (макиавеллизм): государь, когда нет выбора, использует любые средства, если грозит верная гибель.

Марксизм

1)Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) – основоположники «научного социализма», или марксизма. ОП: «Манифест Коммунистической партии» (1848, Маркс), «Критика гегелевской философии права» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс), «Капитал» (Маркс), «Анти-Дюринг» (Энгельс). Маркс изначально верил в свою гениальность, жил за счёт Энгельса.

2)Марксизм представляет собой продукт длительного интеллектуального развития Европы. Его основатели стремились синтезировать достижения разных школ философской, экономической, общественно-политической мысли. В.И. Ленин говорил о трёх источниках марксизма: немецкой классической философии с диалектикой Гегеля и материализмом Фейербаха, английской классической политической экономии (Смит и Рикардо) и утопический социализме. Были и другие влияния – политический опыт революционных движений, начиная с Фр революции, достижения в области естественных наук и социальных исследований. Основа марксизма – материалистическая интерпретация истории, исторический материализм. Марксизм появился как реакция на капитализм, не мог возникнуть раньше, т.к. не было социальной опоры.

3)М. и Э. пытались проникнуть в тайну имущественного неравенства и общественных противоречий. Они полагали, что в их основе лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства. Тип этих отношений объективно обусловлен уровнем развития производительных сил, т.е. средств производства (природные богатства и орудия труда). Производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие. По отношению к производству все остальные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом. (Эта идея изложена в «Немецкой идеологии», «Манифесте Коммунистической партии», тщательно разработана в «Капитале»)

4)Экономический механизм исторического развития: производительные силы развиваются непрестанно и периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревших пр-х отнош-й, возникает новый способ производства, кот. будет существовать до тех пор, пока сохранится соответствие между уровнем развития ПС и ПО. Т.е. механизм ист. Развития – это смена способов производства.

5)Концепция класовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, предстваления об истории и современном состоянии как непрерывной череде класовых противоречий и конфликтов – второй важнейший вклад марксизма в методологию политической мысли и не менее важный, чем мат. итерпретация истории. Представления о путях развития, вытекающие из истмата и классового подхода, впервые были изложены в «Манифесте Коммунистической партии». Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. История всех обществ – это история классовой борьбы. Падение буржуазии и победа пролетариата неизбежны. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

6)Смена общественного строя происходит путём революции. Её первоочерёдная задача – завоевание власти. Революции как правило приобретают насильственные формы. Пролетариат основывает своё господство путём насильственного ниспровержения буржуазии. Но пролетариат д. исп-ть и все возмож-ти проведения рев-ции мирным путём. М. и Э. представлялось, что соц. революция должна победить одновременно во всех основных капиталистических странах. Цель революции – уничтожение эксплуатации человека чловеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъём производства, культуры и благосостояния масс. Создание коммунистического общества – длительный процесс. Оно требует переходного периода «революционного превращения» капиталистич. общества в коммунистичекое.

7)Происхождение гос-ва в «Немецкой идеологии» связывают с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов. Это положение Э. развил в «Происхождении…». Он считал, что гос-во включает в себя управление общими делами и классовость власти. Из своеобразия марксистского понимания гос-ва вытекает и концепция его отмирания, которая кажется абсурдной тем, кто отождествляет гос-во с публичной властью. Но после отмирания произвол не воцарится. Управление сохранится, но оно утратит классовый характер, вернётся к своей первоначальной сущности. М. и Э. упрекают в абсолютизации эк. и классового факторов при определении характера и судеб гос-ва , в пренебрежении культурными, национально-историческими особенностями становления гос-ти и вообще исторического развития в разных странах.

8)Термин «диктатура пролетариата» был впервые употреблён Марксом в «Классовой борьбе во Франции». В «Манифесте» его нет. Ни М., ни Э. не дали определения диктатуры пролетариата, в последующе появились 2 её толкования. В.И. Ленин исходил из того, что всякая диктатура – это власть, опирающаяся на насилие, и в условиях России оправдывал ограничения прав человека и отказ от всеобщего и равного избирательного права ради обеспечения власти рабочих (республика советов). Каутский понимал диктатуру пролетариата не как особую форму власти, не опирающуюся на закон, а как превращение рабочих в правящий класс, т.е. как классовую сущность гос-ва, складывающегося после победы соц. революции. Приход пролетариата к власти осущ-ся мирным путём, через всеобщее избират. право. Отсюда диктатура пролетариата – это торжество демократии. Её гос. формой может быть только парламентская республика.

По Марксу диктатура пролетариата не означала власти одного класса, навязываемой силой всему остальному обществу. М. характеризовал её как сплочение с революциони-зированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства.

9)Государство – это организация для систематического насилия одного класса над другим, это всякое организованное систематическое насилие над людьми вообще. (Жуков).

10)К праву у М. и Э. тот же методологический подход, что и к гос-ву: оно не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жизни и носит классовый характер. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса, обусловленная экономикой его жизни. Право и гос-во – это инструмент для поддержки насилия. (Жуков)

М., рассматривая право как форму производственных отношений, он подчёркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи. Оценивая традиционные представления о праве как отношениях равенства, М. пишет, что при буржуазном строе право – это фикция. Равенство формально. Реальной свободы нет. Отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства.

Шарль Луи де Секонда, барон Ла Брэд и де Монтескьё (1689-1755 гг.) – умеренный философ, сторонник социального компромисса.

Основные произведения: «О духе законов», «персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян».

«Дух законов. Это объективные социальные закономерности, познание которых благодаря разумной природе человека, устанавливает факторы, влияющие на законодательство (климатические, национальные, культурные, политические, нравственные, религиозные). Выражая дух нации в справедливых законах, люди добиваются «триумфа морали над климатом».

Естественное состояние и общественный договор. В учении Монтескьё государство зарождается не одновременно с образованием общества, а на той ступени его развития, когда среди людей возникает вражда и война из-за распределения богатства и одна часть людей начинает стремиться использовать общие блага в своих корыстных целях. В таких условиях люди вынуждены были заключить между собой соглашения и создавать государство для прекращения состояния войны в обществе. Цель государства – примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры и противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя общую силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.

Систематизация права. Естественное право, опираясь на представления о справедливости, предшествует позитивному; «дух законов», по-разному проявляясь в формах права, дает основу их систематизации. Система отраслей права – основа дифференциации позитивного законодательства на естественное, божественное (каноническое) международное, государственное, семейное право.

Формы правления.В истории государства он выявлял четыре типичные формы: демократию, аристократию, монархию, деспотию. Первые три – умеренные формы правления, деспотия – неумеренная. При их характеристики пользовался понятиями: природа правления (это отношения между правителями и управляемыми, определяемые тем, кому принадлежит власть) и принцип правления («человеческие страсти, которые двигают им», вытекает из природы правления).

Разделение властей. Правовой смысл разделения властей «порядок вещей, при котором различные власти могут сдерживать друг друга». При этом отмечается ведущая роль законодательной власти (назначение – сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан, источник власти - народ). Исполнительная власть – осуществление законов. Судебная власть – «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц».

Конституционный проект. Речь идет не о равновесии властей, т.к. законодательная власть доминирует, а о равновесии политических сил короля, аристократии, буржуазии (выражал ее интересы).

Понимание права. Светское понимание. Цель права в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей. Отрицал феодальное право.

Законы о политической свободе. Закрепляют: а) политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, т.е. институциональную свободу (чтобы государственные органы не злоупотребляли властью и не превышали свои полномочия); б) политическую свободу в ее отношении к гражданину, т.е. личную свободу (безопасность гражданина, обеспечиваемую качественным судопроизводством и адвокатурой). Их сочетание дает умеренное правление.

Разделение законов по юридической силе на постоянные народные) и временные (постановления сената).

Свобода и дозволение. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, т.к. то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор). Утопия Мора - укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.

Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.

Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается "смешанное правление"

Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово "утопия" стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов.

Морелли (имя и дата не известны). Ведущий теоретик утопического коммунизма, идеолог казарменного коммунизма. Казарменный коммунизм проявляется: 1. ликвидация частной собственности во всех ее проявлениях. 2. Внутренняя организация государства, которое определяет соединение следующих элементов:- семья; - триб (определение община, род, ч.населенных пунктов) - город. - провинция. - государство

3. Принцип выборности создает основание для неравенства, значит два критерия для формирования власти: -возраст (население формирует частный сенат с 50 лет, из которого формируется верховный сенат); -очередность. 4. Единоначалие, т.е. начиная от триба до государства во главе стоит начальник, который занимается не только политическим руководством, но и произведение и распределением. 5. Существует жесткая иерархия снизу вверх (формирование по представительству). 6. Жесткая регламентация личной, общественной жизни. Цель: команда – сознание

Ф. Ницше(1844-1900)

Основные произведения: Греческое государство. Воля к власти. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. Происхождение морали

Основные идеи: 1. морфология воли к власти: на место моральных ценностей приходит натурализация морали. 2. основу учения о морфологии составляется гипертрофированная роль личности в истории, эту лично он называет высший аккумуляцией власти (Кромвель, Цезарь). 3. вся соц-полит. история есть история борьбы двух воль: воли сильного и воли слабого.

Учение о государстве: 1. государство является средством возникновения и продолжения того насильственно-социального процесса, в ходе кот. происходит рождение культурной привилегированной личности, господствующей над серой массой.

2. только Г способно сплотить огромные массы, в ходе кот. происходит тоже личное разложение общества, приводящее к образованию новой пирамидальной надстройки (Г сплачивает огромные массы, кот. начинают концент-ть из себя надстройки).

3. Г мудрая организация власти для взаимной защиты интересов. Если его чрезмерно усоверш-ть, то под конец личность им будет ослаблена или даже уничтожена, т.е. будет разрушена его первон. цель.

Г 2 видов: 1.аристократическое: это теплица высокой культуры и сильной породы людей. 2. демократическое: это упадническая форма.

Он является сторонником элитарной формы развития личности, т.е государство не обладает формой самодовлеющего явления. Цель общества в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но отнюдь не совершенного государства.

Структуру общества можно поделить на 3 элемента: 1. гениальны люди (их немного) 2. исполнители идей гениев; вся адм. система, включая юристов.

3. прочая усредненная масса или масса посредственных людей.

«Неправота никогда не закл. в неравных П, оно закл. в претензии на равные П». «Необходимо существование привилегии, преимуществ, т.е. особой позиции человека» Считается, что в основе правовой системы д. лежать идея договорного П: Наш долг это П других на нас, наши права это та доля нашей силы, которая не только признается другими, но и охраняется. «Раса это соц-полит. явление, но не национально этническое». Война также необходима, как раб в обществе. «Инстинкт собственника победит социализм».

Джон Остин о праве(1790-1859)

Основатель юр. позитивизма. Возглавил первую кафедру юриспруденции созданную в Лондоне в 20-х г 19 в. Монографических трудов нет. Лекции "Определение предмета юриспруденции"

Развивает идею Бентома о том, что П - это всегда повеление суверена, но если Бентом считает что право это совокупность Z одобренных суверенов и рассматривает суверена как индивидуальное лицо, а Остин считает, что суверена можно представить не только как индивидуальное лицо, но и учреждение. П у него это не только то, что одобрено или издано сувереном, но и вообще совокупность юр.норм, исходящих из суверенной власти, т.е. более широкий спектр источников П. Для него право имеет не исторический характер, т.е. он не рассматривает историю права, его развитие, а рассматривает ту систему норм, которая исходит в конкретный данный момент. Считает, что П и нормы приобретают юр. характер, если некто способен придать ей обязывающую силу принуждения. Эта концепция юр. позитивизма, т.к. нормы принимаются как то, что исходит от гос. власти и обеспечивается гос. принуждением, иной нормы не существует в принципе. Вопрос о справедливости нормы и правового порядка не интересует юр. позитивизм. Легитимируется правотворчество любой власти. Принцип: тот кому подчиняется то и суверен. Считает, что П устанавливается одним разумным существом для других разумных существ. Таковы Z установленные богом и устанавливаемые людьми. Среди Z, которые устанавливаются людьми не все можно отнести к П, напр, к П нельзя отнести Z чести, правила моды, этикета - это он определяет понятием позитивная мораль. П в целом как явление включает: богооткровенное П, позитивное П, позитивную мораль. П обособляется от морали для того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное П. Считается что к позитивному П можно отнести и судебные прецеденты, т.к. судья вынося определенное решение, а если монарх молчаливо соглашается с ним, следовательно одобряет его.

Марсилий Падуанский, предположительно, жил в 1280-1343. Развивая учение Аристотеля о форме и материи, Марсилий Падуанский, в отличие от Августина Блаженного и Фомы Аквинского, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал это в своем пространном сочинении "Защитник мира"

Что касается государственной власти, Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый по тем временам тезис о том, что настоящий источник всякой власти и единственный носитель государственного суверенитета - народ. Он считал, что люди - материя государства, формой которого являются законы. Государство, совсем как по Аристотелю, должно стремиться к общественному благу, а вовсе не к процветанию церкви, подчеркивал Марсилий Падуанский.

Марсилий Падуанский различает законодательную и исполнительную власть. Законодательные полномочия должны принадлежать народу, т.е. гражданам или их важнейшей части, законы должны выражать общее благо. Действия правительства (исполнительной власти) должны соответствовать законам.

Что касается формы государства, в этом вопросе Марсилий Падуанский склонялся к наследственной монархии.

В обществе Марсилий Падуанский выделял 6 социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (эти трое - первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (эти трое - вторая категория, исполняющая общественные обязанности).

Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Из этого проистекает деление законов на две части, разработанное Марсилием Падуанским. Он выделял божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.

Марсилий Падуанский, в отличие от Фомы Аквинского, отрицает правомерность инквизиции. Еретиков, по Марсилию Падуанскому, нужно не убивать, а изгонять (и делать это должно государство, а не церковь). Марсилий Падуанский подчеркивает, что римский папа не обладает светской властью, а Евангелие - не закон, а религиозное поучение.

Марсилий Падуанский доходит до того, что требует народных выборов священнослужителей, вплоть до римского папы.

Наши рекомендации