Особенности русской культуры ХIХ века
Образование. . Развитие общества объективно требовало усиления внимания к образованию. Вследствие этого была создана система начального, среднего и высшего образования, многократно увеличилось число учебных заведений, повысился уровень преподавания. В соответствии с новым образовательным уставом вводилось четыре типа учебных заведений, связанных между собой: приходские, уездные начальные училища, гимназии и университеты. Подготовка учителей проводилась в Главном педагогическом институте. Рост образования привел к интенсификации издательской деятельности, книжной торговли. Число периодических изданий с начала до середины века возросло более чем в три раза. Начали издаваться общественно-политические и художественные журналы: «Телескоп», «Московский телеграф», «Современник», «Отечественные записки». Совершенствовалось библиотечное дело. Основные принципы образования основывались сначала на теории графа С. Уварова об особом предопределении русского народа, основными критериями жизни которого были три принципа: православие, самодержавие, народность, а центральным вопросом был вопрос о сословности в образовании. Постепенно сложились основные требования к педагогике как к науке, заключающиеся в гармоничном, всестороннем воспитании личности (физическом, нравственном, трудовом и умственном), в формировании материалистического мировоззрения, организации светского образования, разработке дидактических принципов образования.
Литература. По степени влияния на русское общество литература занимала первое место. Она отражала разные стороны общественной жизни, содействовала развитию общественного сознания. Русская литература исконно выступала как учитель, проповедуя идеи добра, искала причины зла и пути исправления и преобразования социальной действительности. Социально-политические процессы, происходящие в России в XIX в., формировали настроения в обществе, определяли состояние литературы, в которой происходил процесс становления новых направлений и стилей.
На смену классицизму Г.Державина пришел сентиментализм Н. Карамзина и В. Жуковского. Сторонники этого направления выступили за сближение литературного языка с разговорным, создали общество «Арзамас», в числе членов которого были П. Вяземский, А. Пушкин, М. Орлов и др. Вскоре сентиментализм уступил место романтизму, отвечавшему настроениям в обществе, возникшим после войны 1812 г. Свое высшее выражение русский романтизм нашел в балладе, персонаж в которой сталкивался с высшими силами бытия на самой грани возможного («Светлана» В. Жуковского). Позже А. Пушкин распространил принцип балладного жанра на сферу русской истории, написав «Песнь о вещем Олеге». Второй формой романтической литературы была поэма, и в ней, как правило, действительность представала в раздвоенном виде («Демон» М. Лермонтова). Но высшим достижением русского романтизма в литературе стала лирика (Пушкин, Баратынский, Лермонтов, Тютчев). Произведения Пушкина оказали мощное влияние на развитие прозы, дав импульс творчеству Н. Гоголя. К русской реалистической школе принадлежат Н.Некрасов, Ф.Достоевский, И. Тургенев, И. Гончаров, А. Островский, Л. Толстой. Реализм, ярко проявившийся в их творчестве, стал впоследствии ведущим и массовым направлением русской литературы.
Научные достижения. Развитие науки в России необходимо рассматривать в русле тех социально-экономических и общественно-политических процессов, которые формировали культуру России в XIX в., т. е. в русле формирования буржуазно-капиталистических отношений. Это потребовало нового подхода к осмыслению роли научных знаний. Академия наук и крупнейшие российские университеты внесли огромный вклад в мировую науку: в них формировались известные научные школы, при них создавались научные общества: Русское техническое общество, Русское историческое общество, Русское химическое общество (ок. 20). В России проводились и крупные научные съезды, симпозиумы, что еще больше укрепляло статус отечественной науки. В 1818 г. в России были введены ученые степени доктора и магистра наук по европейскому образцу.Российскую науку прославили М. В. Остроградский, Н. И. Лобачевский (математики), Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби (физики), А. А. Воскресенский, Н. А. Зинин (химики), В. А. Басов, И. Г. Глебов (физиологи), Н. И. Пирогов, И. Ф. Буш (хирурги). Они являлись основателями научных школ, чьи традиции продолжили позже в области химии А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, открывший в 1869 г. периодический закон; И. М. Сеченов, создавший фундаментальный труд по физиологии «Рефлексы головного мозга». К. А. Тимирязев разработал теорию фотосинтеза растений, В. В. Докучаев заложил основы генетического почвоведения. Российская математическая школа становится на один уровень с европейской, а ее представители П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, В. Н. Крылов и А. А. Марков получили всемирную известность наряду с именами светил медицины и биологии И. И. Мечникова, В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова.Основатели и организаторы клинической медицины С. П. Боткин, Н. В. Склифософский, В. Б. Сербский были известны не только в России, но и во всей Европе.
Было бы неверным считать, что наука развивалась только в естественно-технической области. Во второй половине XIX в. в России формируется мощное философское, общественное и гуманитарное знание. Литературоведение, языкознание, лингвистика, экономика, история, философия занимают все большее место в российской науке, подтверждая тем самым традиционное для нашей страны стремление к высокой духовности и глубине миропонимания. Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский занимаются вопросами русской истории, В. И. Даль, П. В. Анненков, Ф. Ф. Фортукатов вопросами лингвистики и филологии. Философия изобиловала различными направлениями и течениями, представлявшими богатство русской философской мысли, выражая все сложности интеллектуальной и духовной жизни XIX в.
Театр. Существование монополии столичных императорских театров сохранялось до 1880 г. Помимо столичных, в России существовало много крепостных театров, которые в послереформенное время постепенно исчезали. Их место занимали народные театры, благотворительные или коммерческие, появившиеся как итог демократизации общественной жизни. После отмены монополии императорских театров в России появилось много частных, которые тоже играли весьма заметную роль и способствовали проникновению театрального искусства на периферию. Из наиболее известных драматургов этого времени следует назвать А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, А. К. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, продолживших традиции Фонвизина и Грибоедова. Ставились в театрах и классические европейские драматургические произведения. Обилие театральных жанров, среди которых опера, оперетта, водевиль, драма, балет, удовлетворяло вкусы всех слоев населения и разнообразило театральный репертуар. Наиболее известными оставались ведущие театры России: Малый и Александрийский. Интенсивное развитие искусства театра привело не только к появлению драматургических жанров в литературе, но и к развитию искусства сценографии, театрального костюма, театральной живописи.
Искусство. Искусство первой половины XIX в. проникнуто идеями патриотизма, служения Родине, чувством национального самосознания, сформировавшимися после войны 1812 г. Художники прославляли подвиги Минина и Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского, обращались к эпохе Петра I. Исторический жанр приобрел особую популярность. Не ослабевал интерес и к жанру портрета (О. Кипренский, В. Тропинин), а пейзажная живопись стала значительно эмоциональней. Постепенно пейзажи утратили прежнюю условность композиций, приобрели более живой колорит. Разносторонность тем пейзажистов поражает: С. Щедрин создает удивительные солнечные работы, полные живого тепла; И. Айвазовский мастерски пишет морские пейзажи (марина), увлекается и реалистическим методом; И. Шишкин создает множество мягких, проникновенных пейзажей, в которых прославляет девственную русскую природу; А. Иванов, начиная свое творчество с пейзажа, приходит к главному шедевру своей жизни – картине «Явление Христа народу». Родоначальник жанровой живописи К. Брюллов прославил русскую живописную школу полотном «Последний день Помпеи». По этому поводу поэт Е. Баратынский написал: «Принес ты мирные трофеи с собой в отеческую сень. И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день».
XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив внесословную ценность личности как доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, его быт, условия жизни, рост культурных потребностей. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством многонациональной культуры.