Типология печатных и электронных СМИ

Типология — (типос-образец;логос-наука)- наука, посволяющая клиссифицировать СМИ. 1. Научный метод, основанный на разбиении какого-то множества на группы по одному или нескольким признакам; 2. Структура СМИ в России. Типологизация – это классификация, которая позврляет:1. обозреть большее кол-во единиц вещания;2.разбить на группы по общности признаков к-либо;3.выявить типы, подлежащие общему анализу;4.анализ типов с различн т.зр. Традиционная цепочка: род — тип — вид — жанр. 3 рода ж-ки: печать, ТВ, РВ. Тип издания — это исторически сложившаяся устойчивая модель (коллективный образ) группы изданий, которая определяется по какому-либо признаку. Типы сообщений: публицистический-передачи (информационная - констатирует, аналитическая – осмысливает, художественная – обобщает), художественный-кино, концерты, спектакли; научный-учебное ТВ. Виды: политика, культура, экономика, мораль и пр.Жанры – информационная публицистика (сюжет, выступление, интервью, опрос, репортаж), аналитическая публицистика (беседа, комментарий, , корреспонденция, обозрение), художественная (очерк, фельетон, эссе, зарисовка, памфлет). Пуб-ка делится на жанры по признакам: своеобразию предмета отображения, по познавательно-воспитательным задачам, по широте осмысления действительности, масштабу выводов обобщений, по выразительным средствам (лаконизм – инф., доказательность – анал. образность – худ.).Функции — информационная, учебная, образовательная, худож-ая, воспитательная, развлекательная.

Типология позволяет определить место одного издания в системе СМИ и определить: какое оно на самом деле.90-91 гг. — с них можно говорить о типологии СМИ, так как раньше все было регламентировано партией. Явление рынка привело к динамичному развитию по типу СМИ. Одна из особенностей — свобода от единой идеологии, к примеру, нет предварительной цензуры. Единый контрольный орган за деятельностью СМИ — Министерство по делам печати, ТВ, РВ и его региональные отделения. Есть и политическая, экономическая цензура: рекламодатель, спонсор, акционеры. К 95-му году — резкий подъем тиражей и количества типов изданий. К 2000 году зарегистрировано 26,5 тыс. изданий. Реально выходило только 9 тысяч. Сегодня наблюдается тенденция — переход и сдвиг интересов от периодики к электронным СМИ. Как источник информации 95% опрошенных считают — ТВ. Еще одна тенденция — монополизация СМИ концентрируют в своих руках СМИ (холдинги, издательские дома, агентства). Изменение форм распространения: альтернативная доставка. Глобализация и регионализация СМИ.

Вся система массовой информации в любом государстве подстраивается под общество, стремится соответствовать структурам общества, но никогда этого не достигает окончательно.Вся система СМИ кодируется в несколько групп: периодическая печать, электронные СМИ, особые. ТВ

Сегодня в России зарегистрировано 47 тыс, реально выходит около 15 тыс изданий, успашных рыночных – пересчитать по пальцам, ещё и пальцы останутся. Возникает вопрос — как найти свою информационную нишу в таком многообразии.

Постоянно меняется концепт изданий. Классификация: 1) по способу кодирования: электронные, периодическая печать (газета, журнал, альманах, бюллетень, сборник – отличаются качеством, оперативностью), особые СМИ (для слепых, Эл версии на пленках). 2. по рангу: общенациональн, краевые, городские, районные и т.п. 3) по времени: ежедневные, временные, еженедельные. 4) по доступности. Массовые (интересна и полезна всем), профессиональная или отраслевая +корпоративная, специализированная (оч узкая специализация).

Основные типоформирующие факторы: 1.Аудитория — группа людей, объединяющая своим социальным положением информационно-потребительские способы получения информации. Аудиторный фактор важен для рекламодателя. Существует несколько категорий аудитории: потенциальная (на территории, где выходит СМИ), реальная, целевая (на которую СМИ рассчитано). Аудитория — важный фактор, формирующий тип СМИ. Если учредитель — властная структура, то аудитория важна как электорат, если рекламодатель, то интересует как потребитель услуг и товаров. Не знать аудиторию — читать лекцию в темной комнате. Знать аудиторию нужно, чтобы знать как себя позиционировать и сегментировать. Аудитория бывает – потенциальная, реальная и целевая (на кот делается ставка) 2.Учредитель — человек, который регистрирует издание, субъект, который содержит издание, отвечает перед законом за все ошибки издания. Учредителями могут являться и частные, и юридические лица. После 90-го года учредителями 40% СМИ стали частные лица. 3) Назначение (концепт)

Наши рекомендации