Право и корпоративные нормы. Корпоративное право и его место в правовой системе России
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.
Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.
Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т. п.).
Право | Корпоративные нормы | |
Особенности формирования | Формируется в законодательной, судебной деятельности. Четко отделено от правосознания и действуют относительно определенных общественных отношений, в рамках тех или иных социальных институтов | Формируются в процессе организации и деятельности сообществ (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т. п.), распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т. п.) |
Форма фиксации | В письменных источниках права (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.), должны отвечать строго установленным требованиям как к характеру текстов, так и к их Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законодательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.).атрибутам. | В письменных документах (похожи на юридические, т.к. текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы). |
Характер регулятивного воздействия | Через механизм правового регулирования | Через установление сформулированных положений |
Способы обеспечения | Обеспечивается государством | Обеспечиваются корпоративными механизмами (предупреждение, выговор, исключение изорганизации и др.) |
Предмет регулирования | Регулирует наиболее важные, имеющие ценность для общества, личности или социальной группы общественные отношения | Регулируют отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования) |
Важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами (нарушении положений учредительных документов акционерного общества, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке, а вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит)
Корпоративное право - совокупность правил поведения, складывающихся внутри организаций, объединяемых на основе профессиональных, национальных, политических и иных интересов.
Эти правила поведения объективируются в уставах, решениях и других документах, принимаемых коллективами данных организаций.
Одной из особенностей российской цивилизации на протяжении всей ее истории является очень незначительная степень экономической свободы, причина которой – неразвитость частной собственности. Корпоративное же право по своей сути есть юридическая форма такой свободы. И если ранее ощущался ее дефицит по сравнению с европейскими странами, то после революции 1917 г. свобода в хозяйственной деятельности была практически уничтожена. Победное шествие государственной собственности привело к тотальной заурегулированности всей жизни, что свело на нет и корпоративное право. Публичное же право, напротив, разрослось задушив частную инициативу, предприимчивость коллективов.
Провозглашение в России курса, связанного с переходом к рыночной экономике, и начавшееся реформирование экономики предполагают изменение соотношения публичного и частного права. Сейчас корпоративное право начало быстро развиваться, а все, что ранее считалось сферой общих интересов (сферой публичного права) и регулировалось с помощью законодательных норм, постепенно сужается.
Корпоративными нормами в определенной мере уже регулируются такие сферы, как использование предприятиями финансов, применение труда, их управленческие и организационные отношения, движение принадлежащего им имущества и т. д. Законодательное регулирование может и должно иметь место и в рыночных отношениях, но не в таких масштабах, как это было до сих пор. Умеренное участие государства в правовом регулировании, не стесняющее свободы его субъектов, – вот к чему надо стремиться.
44. Правовое регулирование: понятие и предмет.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей. Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Виды регулирования:
· внешнее по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него),
· внутреннее (саморегулирование).
Средства социального регулирования
1) социальные нормы:
а) правовые (юридические),
б) моральные,
в) корпоративные,
г) обычаи и др.
2) индивидуальные властные предписания,
3) меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию.
Правовое регулирование – только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Но если под воздействием законодательного акта или его норм, наступают последствия, не предусмотренные законодательством, то такое воздействие не будет правовым регулированием (например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли). Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует принципам права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.
Признаки общественные отношения, входящих в сферу правового регулирования:
a Отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
a в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
a отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
a отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Предмет правового регулирования- общественные отношения, которые можно разделить на 3 группы:
1)отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, т.к. во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте).
2)отношения по властному управлению обществом. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.
3)группа - отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Эти отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.
Пределы правового регулирования- границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека.
Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:
1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;
2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;
3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.