Религиозные установки как механизм формирования молодёжного экстремизма
Лукашина Елена Валериевна –преподаватель кафедры глобальных социальных процессов и работы с молодёжью МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования религиозных ценностей молодёжи в условиях нестабильности. Анализируется возможность формирования религиозных установок молодёжи через воздействие внешних факторов и замена традиционных ценностей идеями экстремизма. На основе различных социологических исследований автор дает характеристику отношения современной молодежи к религии, церкви, их влиянию на общество. Предпринимается попытка установить связь между деформацией традиционных религиозных практик и формированием экстремистских настроений. В статье ставится вопрос относительно возрождения религиозного сознания и формирования религиозных установок, а также прослеживается тенденция к развитию процесса секуляризации и экстремизма в религиозной молодёжной среде. На основе изучения общественно-политических процессов, протекающих в современном мире, даётся анализ воздействия религиозных ценностей на развития экстремизма среди молодёжи.
Ключевые слова: экстремизм, молодёжь, религиозные установки, традиционные ценности, терроризм.
Annotation: the article discusses the formation of religious values of youth in the conditions of instability. Analyzes the possibility of formation of religious attitudes of youth through the influence of external factors and the replacement of traditional values by the ideas of extremism. Based on various sociological studies, the author characterizes the attitude of modern youth to religion, the churches, their influence on society. Attempts to establish a connection between the deformation of traditional religious practices and the formation of extremist attitudes. The article raises the question about the revival of religious consciousness and the formation of religious attitudes as well as the trend is towards the development of the process of secularization and of religious extremism in the youth environment. Based on the study of socio-political processes in the modern world, analyses of the impact of religious values on the development of extremism among young people.
Keywords: extremism, youth, religious attitudes, traditional values, terrorism
В условиях глобализации развитие общества и государства предполагает воздействие совокупности социальных и политических факторов, влияющих на процесс социализации. В результате современных геополитических процессов и изменения роли нашего государства на международной арене возникает потребность в определении и разграничении условий формирования национальных интересов. Проблема развития общественных ценностей и патриотического духа всё чаще становится предметом научных дискуссий.
Социально-политические и экономические преобразования в России в условиях кризиса и развития санкций влекут за собой снижение уровня жизни населения, изменение нравственных и ценностных ориентиров. Психологическое и социальное воздействие внешнеполитических факторов заставляет людей все больше обращать внимание на разрушение целостности государства с помощью различных массовых движений, молодёжных радикально-настроенных организаций и экстремистских группировок.
Молодежь, как наиболее мобильная часть общества, особенно восприимчива к влиянию радикально-экстремистских идей. В свою очередь, различные экстремистские движения и группировки активно используют психологические особенности восприятия и поведения молодежи: максимализм, стремление к самовыражению, переменчивость мнений, непринятие идеалов, критическое отношение к традиционным ценностям, склонность к объединению в группы, эгоизм, социальный инфантилизм.
Организации такого рода привлекают молодёжь, обещая, что даже в условиях социальной турбулентности у неё появится возможность достигнуть стабильности, уверенности, независимости. Молодые люди принимают навязанные им экстремистские настроения, которые фактически подменяют традиционные ценности.
Здесь важное место занимают понятия внешняя среда и образцы поведения. Если обратиться к Афанасьеву В.Г., то он говорит, что внешняя среда и социальные ценности воздействуют на индивида через компонентную структуру, в которой видится процесс удовлетворения потребностей. Эту модель легко применить в молодёжной среде, так как происходит процесс детерминации. Он выстраивает схему: общественная среда – потребности – осознание потребностей – мотивация к действию – решение действовать – установка – само действие (удовлетворение потребностей). Если мы возьмём любую ситуацию и разберём её по элементам, то получится, что любой предложенный феномен, в частности экстремизм, во всех его проявлениях и видах влечёт за собой осознанное проявление.
Последовательное взаимодействие всех факторов предопределяет деятельность людей. Если говорить о религиозном аспекте, то процесс детерминации в обществе неразрывно связан с процессом воцерковления. Оба этих процесса носят системный характер и представляют собой совокупность, направленную на удовлетворение потребностей индивида.
Государство и церковь, задачей которых является не только признание исторического опыта и развитие духовного потенциала, но и формирование ценностей молодёжи, в текущих условиях выходят на передний план. Как показывает социологическое исследование, проведенное 12-15 февраля 2016 года Левада-Центром (в опросе приняло участие 800 человек в возрасте 18 лет и старше, представители городского и сельского населения из 137 населённых пунктов 48 регионов России), религия должна оказывать значимое влияние на государственную политику. Это поддерживают не более трети опрошенных: 31% респондентов считают, что российские власти должны руководствоваться в своих действиях религиозными убеждениями, 24% – что Церковь должна оказывать влияние на принятие государственных решений. Более половины россиян (56%) удовлетворены нынешним взаимодействием «светского» и «религиозного», считая, что Церковь и религиозные организации оказывают на государственную политику влияния «ровно столько, сколько должно быть». Число тех респондентов, которые считают влияние Церкви на политику недостаточным, и тех, кто видит преувеличенное влияние Церкви, составляет практически равные доли (16% против 17%).
Основную функцию Церкви и религиозных организаций большая часть россиян (47%) видит в выработке и поддержке морально-нравственных оснований общественной жизни (вероятно, не находя их в светских институтах). 41% респондентов ограничивают роль Церкви кругом верующих, считая, что она должна удовлетворять только их духовные потребности. Чуть менее трети опрошенных (29%) закрепляют за религиозными организациями инструментальную функцию, полагая, что они должны «помогать бедным и малообеспеченным слоям населения» [1]. В данном исследовании идёт речь о ценностях и установках молодёжи, которые влияют на их поведение и взаимоотношение в обществе. Его результаты показывают, что проблема развития духовности и нравственности молодого поколения становится всё более актуальной, в условиях современной геополитической обстановки. Происходит смена ценностных установок молодежи, появляется необходимость в изучении новых ориентиров в гуманитарном поиске, актуализируется изучение религии как социокультурного феномена. Религию в данном случае следует рассматривать с точки зрения составной части культуры, в её взаимодействии с другими областями человеческой жизни.
Современный молодой человек живет в социальной системе, впитавшей в себя многие религиозные идеи. Нравственные установки у значительной части молодежи всё меньше являются составной частью их мировоззрения. Оно строится на тех образцах поведения и условиях жизни, которые диктует собой внешняя среда. Социальные и экономические условия позволяют молодым людям всё меньше задумываться над традиционной религиозностью, возрождая негативное и скептическое отношение к религиозности и воцерковлённости.
Следует обратиться к исследованию, проведённому нами в 2012 году в котором мы предложили выяснить мнение экспертов и самой молодёжи в отношении формирования у неё религиозных установок и ценностей. Было проведено 4 фокус-группы по основным мировым религиям, где каждая религиозная группа состояла из 8 человек и носила чётко гомогенный характер. Также в исследовании принимало участие 60 человек экспертов, в число которых входили представители разных религиозных конфессий (приближенных к церкви), священнослужители, учёные и преподаватели ВУЗов. В число опрошенных входили представители основных мировых религий, а также специалисты в области религиоведения.
Критерием отбора экспертов были принадлежность к определённой религиозной группе, взаимодействие с церковью, род занятий, связанный с религиоведением или религией в целом[2]. В качестве переменных были использованы религиозные практики: этико-правовые, эмпирико-эмоциональные, доктринально-повествовательные, ритуально-культовые, социально-институциональные. Показателями исследования выступали: отношение к церкви, степень религиозности, использование предшествующего опыта, интерес к духовной литературе и соблюдение моральных законов. Количественный состав опрошенных экспертов мы сформировали в виде следующей диаграммы.
Все фокус-группы носили гомогенный характер, а квотность ограничивалась возрастом (т.е. от 18 лет и до 30 лет). В каждой группе обсуждались вопросы религиозных установок, а также отношение к религии, духовности, респондентам была предоставлена возможность ранжировать по степени важности участие в религиозных обрядах, чтение богословских книг, общение со священнослужителями, ношение религиозных атрибутов, посещение церкви и регулярные молитвы.
Было определено, что для буддистов, основой служат традиции и получение знания через опыт старших, очень важна преемственность поколений. Для каждого буддиста важно иметь своего Гуру или наставника. Подобное трепетное отношение к религии, как культурной традиции имеют иудеи и мусульмане. Для христиан, наоборот, имеет место быть религиозная практика познания опыта, но она менее важна, нежели в других религиях.
Что касается этико-правовых религиозных практик, то они наиболее ярко выражаются в исламе. Следование законам Шариата, является незыблемым правилом для каждого мусульманина. Для большинства респондентов мораль и этика – это те компоненты, которые лежат в основе духовности. В иудаизме религиозные ценности для молодых людей также в условиях этико-правовой практики являются своеобразными правилами или традициями, нарушение которых влечет за собой нравственное наказание со стороны самого верующего. Для соотношения ответов респондентов фокус-групп по вопросам религиозных ценностей и участия религиозных практик в формировании у современной российской молодёжи религиозных установок мы предоставили сводную таблицу.
Сводная таблица фокус групп
Рел.практики/Религии | Христианство | Ислам | Буддизм | Иудаизм |
Этико-правовые | ||||
Эмпирико-эмоциональные | ||||
Доктринально-повествовательные | ||||
Ритуально-культовые | ||||
Социально-институциональные | ||||
5-очень важно 4-скоре важно 3-ни важно, ни неважно 2-скорее не важно 1-совсем не важно |
Необходимость мнений экспертов относительно вопросов религиозных ценностей и установок становится актуальной, в виду того, что религия выполняет функцию социализации. Интерес в данном случае представляет взгляд экспертов на религиозные практики и основные религиозные ценности.
По мнению экспертов, историческим феноменом религии является её принадлежность к формальному построению ценностей и передачи их через опыт, литературу, культуру и духовно-нравственные законы. Поэтому следует более тщательно рассмотреть идею причинности религиозных установок Келмэна. Он выделяет 3 основные функции, которые характеризуют религиозные установки и их воздействие на поведение индивидов. Функция «подчинения» - сохранение установки под влиянием внешнего контроля, «идентификация» - поддержание внешних связей и соотношение с предметами извне, «интернализация» - устойчивость установки объясняется тем, что сам объект установки имеет для индивида личное значение, независимо от внешнего контроля или одобрения со стороны общества. Схожие функции выполняют мировоззренческие установки, навязываемые молодёжи экстремистскими организациями. В связи с тем, что диапазон этих установок достаточно широк, молодому человеку трудно отличить положительное от отрицательного, истинное от ложного. Происходит манипуляция сознанием, что приводит к искажению социальной реальности.
Среди основных инструментов воздействия на религиозное сознание молодого человека, по мнению большинства экспертов, служит внешняя атрибутика (одежда, нательный крест, звезда Давида и т.д.) от ритуальных предметов до убранства церквей, мечетей. Подобная символика и атрибутика активно используется и в экстремистском сообществе, приобретая извращенные формы. В частности, крест, являясь ключевым религиозным атрибутом, находится в центре экстремистской символики (свастика, кельтский крест, герб Ку-Клукс-Клана, символ Российского национального союза).
Среди духовно-культурных ориентиров современной молодежи России религия не занимает ведущее место, в то время как страны Востока, до сих пор свято ценят и следуют религиозным традициям и обычаям. Наука и светская этика, гуманистические ценности и идеалы, сформированные в рамках светской культуры, достаточно эффективно помогают решать проблемы, стоящие перед молодежью и современным обществом. В данном случае возникает конфликт между мусульманской молодёжью, христианской молодёжью и радикально настроенной молодёжью в отношении существующей системы ценностей и государственного устройства. Такие традиционные ценности как семья, патриотизм, толерантность становятся неважны. Современное общество диктует новые устои и образцы поведения, что негативно сказывается на мировом порядке.
В 1990 – 2000-е годы все страны охватил бурный процесс религиозного возрождения. Наряду с увеличенной динамикой религиозности стоит процесс отрицания всего и активного самовыражения молодых людей, по средствам различных массовых проявлений (митингов, асоциального и девиантного поведения, свободы и выступления различного рода массовых радикальных организаций). Об этом свидетельствуют не только научные исследования и социологические опросы, достаточно обратить внимание на современные средства массовой информации, глобальную сеть Интернет, различные сообщества в социальных сетях.
По мнению исследователей и духовенства, процесс воцерковления молодёжи, обусловлен благоприятными социально-политическими и правовыми условиями для свободных религиозно-мировоззренческих ориентаций открытого выражения населением своих религиозных убеждений после длительного периода атеизации российского общества. В то же самое время, в условиях законотворческой деятельности на первый план выходит регулирование экстремистских настроений граждан в условиях нестабильности и кризиса. Э. Дюркгейм сравнивал религию с тем, как действует клей. Он утверждал, что люди осознают себя как моральную общность, скрепленную едиными ценностями и совместными целями.
Исходя из этого, можно поставить вопрос, как религия способствует укреплению общества и сакрализует ценности и нормы в нестабильном светском обществе?
Традиционность обращения к религии исходит из этнического менталитета. Современные молодые люди подвержены влиянию в основном семьи и условиям процесса социализации (школе, секциям, кружкам по интересам). В данной ситуации религиозная практика может служить исключительно инструментом или проводником между светской жизнью и религиозной повседневностью[3].
Происходит трансформация религиозного сознания общества, основанная на соотношении традиционных ценностей, светских законов и образа жизни общества. В связи с этим, следует отметить, что зачастую возникают внутренние конфликты. Молодой человек, в частности, не находит выхода из сложившихся ситуаций, что приводит к радикальному и агрессивному выражению его воли, порождая таким образом экстремистское поведение. Использование религиозных символов и традиций, по словам П. Бергера, обеспечивают устойчивость и прочность человеческого существования, придавая ему определенный смысл. Религия освящает нормы и ценности человеческой жизни и гарантирует тем самым социальный порядок и устойчивость социального мира.
Духовное возрождение носит неоднозначный, а в большей степени даже противоречивый характер, границы которого, исходят от социальных явлений, направленных на увеличение роли поверхностной религиозности или «моды» на религию до «становления» новых религиозный идей и сознания, образуя, таким образом, специфические радикальные организации. Это обусловлено тем, что в конце 20 века, у российских граждан возникает реальная возможность реализовать право на свободу самовыражения и мировоззренческого выбора.
Анализ влияния религиозных установок на распространение экстремистских настроений неотделим от понятия секуляризация. Согласно определению Брайана Уилсона[4], данному в 1960-х гг., процесс секуляризации - есть религиозное мышление, практика и религиозные институты, которые в свою очередь, утрачивают социальную значимость. В данном случае речь идёт лишь о том, что функционирование общества, прошедшего через всевозможные социальные процессы, никак не зависит от религии. В то же время она вполне может оставаться значимым явлением для того или иного индивида: "Для отдельных индивидов или групп религия, конечно, может оставаться мощным - а возможно даже и самым мощным - фактором в их жизни. Это не распространяется на всю совокупность людей в западном обществе, вне зависимости от того, ходят ли они в церковь или нет"[5].
Для процесса секуляризации характерно постепенное утрачивание религиозной значимости. Наиболее выражен этот процесс был в 90-х годах XX века, когда при активном государственном переломе сложившихся религиозных и духовных ценностей у людей появилась свобода и так называемая независимость от предложенных им традиционной системы ценностей. Религиозные установки, таким образом, претерпели изменения и стали носить всё более светский характер.
Основные варианты развития мировых и национальных религий в условиях секулярного мира – это либо их адаптация через трансформацию идентичности в процессе аккультурации и модернизации, либо попытка сохранения идентичности посредством фундаментализма или экстремизма. Они становятся опасными и для самой религиозной традиции, и для секулярного мира, и для осуществления религиозной свободы и свободы совести[6].
Равноудалённость государства и всех его институтов от любых религиозных объединений и организаций способствует его самостоятельному принятию или непринятию моральных норм и принципов. Наложение данного элемента на конкретные исторические контексты приводит к образованию совершенно новых форм существования светскости (примером могут служить секты). Для пояснения данного тезиса достаточно обратить внимание на современные западные общества, которые в силу своих кардинальных духовных разногласий приходят к конфликтам, выраженным в экстремистском поведении.
В условиях быстроменяющегося мира религиозные установки приобретают, тем не менее, значимый характер. На их основе проявляется разное поведение, и формируются различные организации, которые дают возможность молодёжи объединяться и высказывать своё мнение. Происходит отход от традиционных ценностей и нивелирование классических религиозных установок, что позволяет активно выражать своё отношение к различным событиям, происходящим в мире. Доминирование «негативных религиозных установок» несёт за собой радикальные настроения, которые в дальнейшем ведут к экстремизму и террористическим угрозам.
Религиозные организации, так ярко обещающие душевный комфорт, веру в себя, стабильность, любовь привлекают всё больше молодых людей. Они подавляют нестабильное сознание молодых людей и способствуют в дальнейшем их манипулированию. Подобное проявление экстремизма порождает идеи гегемонии, стремления к завоеванию геополитического господства, что ведёт к быстрому распространению международного терроризма.
Ярким примером может служить Украина, которая организуя массовое недовольство граждан (Майдан) привлекла к себе большое количество агрессивно настроенной молодёжи, что вылилось в различные проявления фашизма и терроризма. Можно обратиться и к недавним событиям на Ближнем Востоке, где миграционные потоки из Сирии заполняют всю Европу, навязывая ей, тем самым свои устои и традиции.
Если вспомнить недавнюю казнь в Саудовской Аравии шиитского проповедника, то здесь прослеживается борьба между двумя радикальными религиозными течениями ислама, а также запрещённой террористической организацией «Исламское государство». Экстремизм во всех своих проявлениях становится глобальной и общемировой проблемой наряду с терроризмом. В основе, запрещённых в РФ организаций «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра», лежат экстремистские религиозные установки: воссоздание суннитской державы в границах арабского халифата, война с иноверцами, использование лозунгов о поддержке братьев мусульман для вербовки.
Фондом общественного мнения 4–5 июля 2015 года было проведено исследование в 43 субъектах РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов. Исследование включало в себя информацию об информированности деятельности организации ИГИЛ, а также отношение к ней граждан. Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что более трети респондентов в момент опроса не имели представления о ней.
Что касается восприятия роли ИГИЛ в глобальном мире, то половина опрошенных видит в ней угрозу международной безопасности.
Международная безопасность напрямую зависит от развития духовности и преумножения традиционных ценностей. Религиозные установки здесь становятся важной составляющей сохранения безопасности и миропорядка. Светскость наряду с религиозностью соотносится в государстве как способ проявления духовности человека, формирование его ценностей через познание культурных традиций и воспитание гуманизма.
Если обратить внимание на законодательство, регулирующее религиозные и общественные организации и беспрепятственное их функционирование, то следует начать с Конституции РФ и международных нормативных актов. В Конституции Российской Федерации значительное внимание отводится не только правам и свободам человека и гражданина, но и обеспечению баланса прав, свобод и законных интересов разных людей, отдельных лиц и охраняемых законом интересов общества, государства, юридических лиц, разных организаций.
Показательна с точки зрения соотношения прав и обязанностей, разрешений и запретов статья 29 Конституции Российской Федерации. Часть первая ст. 29 Конституции предписывает, что «каждому гарантируется свобода мысли и слова», часть третья – что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»; часть четвертая – что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В то же время, согласно части второй статьи 29 Конституции, «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства»[7].
Статья 31 Конституции Российской Федерации говорит о том, «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»[8].
Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия и встречи является особым проявлением фундаментального конституционного положения о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»[9].
В Западных странах в силу специфических исторических обстоятельств светскость, направлена на религиозную свободу и защиту религий от государственного вмешательства. При этом за религией признается важное место в публичном пространстве. Она считается не последним фактором как индивидуального, так и общественного благополучия[10].
Культура российского общества неотделима от многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению. В стране сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом национальной культуры. Современная общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения регионов к базовым ценностям сообщества, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением разных национальностей. Решающую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения[11].
Взаимоуважение и толерантность, проповедующие разные религии, сохранение и развитие традиций представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений политического экстремизма, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма. Сохранение этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп – важный фактор профилактики политического экстремизма в молодежной среде[12].
Постижение традиционных религиозных ценностей способствует гармонизации общества. Немалую роль в этом процессе играют семья, дружба, культура. Вера и духовность в повседневной жизни формирует в сознании молодого человека определённую систему ценностей и установок, выражающуюся в поведении. Сегодняшние молодые люди переходят от традиционных ценностей к более личностным, навязанных западной культурой, новыми религиозными движениями, различными духовными практиками. Молодые люди стоят перед сложным выбором совести и общечеловеческих ценностей и в тоже время перед кризисом морали и нравственности, абсолютно новым пониманием духовности.
Происходит подмена истинной духовности, представлений о добре и зле, что способствует недоверию к религии и церкви. Молодой человек стремится улучшить свою жизнь, вступить в конфликт с традиционной моралью, что в предельной форме выражается в восприятии экстремистских настроений. Слепая вера в мифологическую социальную действительность по средствам навязывания идей спасения, а также агрессия и свободное выражение собственных идей через влияние на толпу, готовность к разрушению существующего порядка приводит к мыслям о необходимости тотального уничтожения несоответствующего порядка, что влечёт за собой терроризм.
Религиозный экстремизм выражается в крайней степени приверженности человека к различным верованиям, что вызывает негативное отношение к иным (религиозным) убеждениям, ценностям, обычаям, конфессиям, к любому инакомыслию. Опасность экстремизма заключается в том, что в сознании молодёжи происходит подмена социальной реальности и традиционных ценностей. Это вызывает агрессию, стремление к доминированию и навязыванию своего мнения.
Важно отметить, что главную роль в формировании психологического и социального комфорта играет вера, ценности, идеи и установки. Формирование негативного отношения к существующим традиционным религиозным обрядам, нормам, догматам нивелирует влияние религии как социального института.
Отношение молодёжи к церкви и религиозным конфликтам сегодня формируется посредствам воздействия на неё различных внешних факторов и насаждения ей своей идеологии. Новые механизмы противодействия экстремизму быстро перерабатывают общечеловеческие ценности и проявляются в терроризме. Экстремистские ценности воспринимаются молодёжью быстрее и проще, так как они адаптированы к их ожиданиям.
В зависимости от своего опыта, уровня интеллектуального и духовного развития люди «усваивают» смыслы, поддерживают мифы, становятся приверженцами учений. Удовлетворение этих потребностей и создание собственной социальной среды, способствует достижению поставленных целей и тем самым выражается в поведении. Появляется потребность в осознании религиозных ценностей в условиях усиления влияния экстремистской деятельности. Формирование экстремистского сознания проявляется в неустойчивости, неосознанности, «зомбировании» и заставляют более серьёзно отнестись к пониманию религиозных установок и формированию духовной культуры.
В момент значительных потрясений и переломов, возникающих в процессе развития любого общества, изменением материальных показателей вакуумом ценностей, религиозный экстремизм, становится наиболее опасной негативной характеристикой социально-политического процесса[13].
Как отмечает Н.Б. Бааль, «именно в такой обстановке растет являющийся питательной почвой для формирования политического радикализма слой людей, не интегрированных в новый социальный порядок, резко увеличивается число экстремистских групп с характерными для них чертами воинствующей ограниченности, жесткой авторитарности мышления, нетерпимости»[14].
Современный экстремизм характеризуется ростом масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической и религиозной жизни страны. Развитие религиозного экстремизма среди молодежи представляет особую опасность так как, это связано с развитием «анормальных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образы поведения, оценки социального взаимодействия – то есть в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии[15].
Формирование религиозных установок молодёжи происходит в XXI веке в условиях гонения на христианскую веру, межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Часто звучат оскорбительные выступления по отношению к религиозным святыням, а также усиливается пропаганда нравственного релятивизма и культа потребления[16].
Прослеживается тенденция деформаций традиционных ценностей и их адаптации к современным условиям жизни. Таким образом, мы приходим к противоречию, которое возникает в результате анализа происходящих социальных процессов. Ставится вопрос относительно возрождения религиозного сознания и формирования религиозных установок, а также прослеживается тенденция к развитию процесса секуляризации и экстремизма в религиозной молодёжной среде. С одной стороны глубокое приобщение к религии и воцерковлённость, но в тоже время нигилизм и непринятие религиозных форм и догматов. Молодёжь начинает воспринимать экстремизм истиной религиозной ценностью и тогда формирование религиозных установок носит разрушительный характер
Список литературы.
1. Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment. L.: Watts, 1966.
2. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научнометодической конференции «Университетская наука – региону». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004
3. Бааль Н.Б. Методы профилактики политического экстремизма молодёжи //ж. Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (1).
4. Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010.
5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) ст. 29, 31
6. Маздогова З.З. Молодёжный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления // ж. Теория и практика общественного развития № 13., Краснодар, 2015.
7. Минченко Т.П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсеркулярном обществе// ж. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368.
8. Мчедлов М.П. Религия в самосознании народа. М.: Институт социологии РАН, 2008.
9. Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах СКФО) : автореф. дис….канд. полит. наук. Краснодар, 2012.
10. Узланер Д.А., Секуляризация, как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // ж. Социологические исследования № 8, Август 2008.
[1] Аналитический центр Юрия Левады «Левада-Центр». Церковь и гос-во. 19.02.2016 (http://www.levada.ru/2016/02/19/tserkov-i-gosudarstvo-2/)
[2] В качестве экспертов выступили представители разных религий (православные священники, мусульманские хазраты, ксёнцы, настоятели лютеранских приходов, раввины, настоятели прихода Далай и лама), а также преподаватели духовных семинарий и преподаватели религиоведения российских ВУЗов
[3] Мчедлов М.П. Религия в самосознании народа. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 277
[4] Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment. L.: Watts, 1966. P. 14
[5] Узланер Д.А., Секуляризация, как социологическое понятие (По исследованиям западных социологов) // ж. Социологические исследования № 8, Август 2008, C. 62-67
[6] Т.П. Минченко Кризис идей секуляризма и религиозности в постсеркулярном обществе// ж. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 52
[7] Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. С. 96.