Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
Во Вторую мировую войну Япония вступила на стороне нацистской Германии, но под самостоятельным звучным лозунгом «Азия – для азиатов». Проведение этого лозунга в жизнь Япония начала осуществлять еще в 1931 году, когда оккупировала Маньжчурию. В 1937 году Японская армия напала на Китай; в 1939 – на Монголию; в 1940 – на Вьетнам. Соответственно во внутренней жизни страны проводились профашистские реформы госаппарата. Так, в 1940 году был объявлен «самороспуск» политических партий Японии (по предложению премьер-министра князя Коноэ), за которым последовало воссоздание партии «Ассоциация помощи трону» как главного оплота правящей военно-монархической олигархии. Совмещение в 1941–1945 гг. постов премьер-министра, министра обороны и министра внутренних дел в одном лице – Тодзио Хидэки создало прецедент введения военной диктатуры в Стране Восходящего Солнца.
Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после Второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция. Участвуя в войне на стороне Германии, Япония ставила своей целью создание «Великой империи», в состав которой она бы включила Китай, Таиланд, Бирму, Индокитай, Индонезию с тем, чтобы создать так называемую «Великую Восточно-Азиатскую сферу сопроцветания». Однако военные планы Японии на Тихом океане были блокированы США, а в том, что касается Китая, рухнули после разгрома ее Квантунской армии частями Советской Армии в Манчжурии. Наконец, в августе 1945 года американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагаски, и война была фактически проиграна. Американские войска от имени союзных держав-победительниц оккупировали страну.
По условиям капитуляции Япония теряла все когда-либо захваченные территории, включая Сахалин и Курильские острова. Заявив о принятии Потсдамской декларации, японское правительство просило только об одном: «никаких требований, подрывающих прерогативы его величества как суверенного правителя». В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма была демобилизована японская армия; распущены милитаристские общественные организации; отменены нормативные акты, закреплявшие военно-полицейский режим; произведена чистка государственного аппарата от военных преступников и промилитаристски настроенных чиновников.
В промышленности и банковском деле проводилась декартелизация (на некоторое время ограничившая влияние крупнейших монополистических концернов); в результате разукрупнения монополий появилось значительное количество средних, относительно самостоятельных предприятий.
Оккупационный режим фактически осуществлялся американской военной администрацией, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Японские правительственные органы были обязаны проводить в жизнь директивы и указания оккупационных властей. Военные юристы американского штаба при участии японских конституционалистов довольно быстро выработали проект новой японской конституции, которую японский парламент утвердил в конце 1946 года. Конституция вступила в действие 3 мая 1947 года, утвердив либерально-демократические преобразования в области государственного строя. Япония оставалась монархией, однако права императора были существенно ограничены — страна стала подлинной конституционной монархией.
Важное значение приобрел инспирированный генералом Макартуром курс на создание японских профсоюзов: уже в декабре 1945 г. был издан закон, признавший право японских рабочих создавать свои профсоюзы, как на частных, так и на государственных предприятиях. Были демократизированы основы трудового и социального законодательства (устанавливались права на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, на 8-часовой рабочий день и т.д.). Вслед за тем (и вновь по указанию оккупационных властей) в 1946 году издается закон о процедуре разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и профсоюзами. Общественно-экономический строй Японии был преобразован на либерально-демократической основе: так, Законом об аграрной реформе 1946 г. ликвидировалось крупное помещичье землевладение. Реформа обязала помещиков продать государству часть необрабатываемой земли и излишки земель, превышающие установленный минимум. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (9га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь, крестьянам-арендаторам. Крестьяне наделялись землей за плату. Были установлены пределы для арендной платы, и полуфеодальное японское землевладение было окончательно ликвидировано.
При покровительстве оккупационных властей возродились старые буржуазные партии Японии, принявшие новые названия: «сейюкай» стала в духе времени «либеральной партией», «минсейто» – «прогрессивной».
Первые послевоенные выборы состоялись весной 1946 г. Избирательный закон предоставлял право голоса женщинам, но зато сохранял почти все старые цензы (имущественный, оседлости). Выборы принесли победу буржуазным партиям: либералы составили правительство. Вышедшая из подполья (впервые за все годы существования) компартия завоевала всего 5 мест в парламенте, социалисты - 93.
3. Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
Как указывалось, парламентом Японии была принята в октябре 1946 г. и в мае 1947 г. вступила в силу новая Конституция, действующая и в наши дни и утвердившая либеральные преобразования в области государственного строя. По сравнению с Конституцией 1889 г. она была весьма важным шагом в демократическом направлении.
С одной стороны, Конституция сохраняла династийную преемственность императорского трона. С другой – император уже рассматривался лишь как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть» (ст. 1). Правомочия монарха существенно ограничивались (ст. 4). Из-за этого император Японии должен был публично отречься от приписываемого ему божественного происхождения: Япония была по радио оповещена, что «солнце и император не состоят и не состояли в родстве», как это признавалось ранее. Вместе с тем в духе английского конституционализма монарх по представлению парламента назначает премьер-министра, а по представлению Кабинета министров назначает главного судью Верховного суда; с одобрения Кабинета осуществляет: промульгацию (официальное опубликование) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созывает парламент, распускает палаты представителей, объявляет всеобщие выборы, подтверждает назначение и отставку министров и других высших должностных лиц, подтверждает амнистии, смягчение наказаний и т.д.
Все действия императора, относящиеся к делам государства, приобретают законную силу после одобрения Кабинета министров. Действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и правительство несет за них ответственность. Согласно ст. 88 Конституции имущество императорской фамилии передано государству, а доходы императорской семьи ограничиваются теперь бюджетными ассигнованиями, утверждаемыми парламентом. Вместе с тем император по-прежнему оказывает влияние на политическую жизнь Японии. По представлению парламента он назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного суда. По совету и с одобрения кабинета император осуществляет: официальное опубликование (промульгацию) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв парламента; роспуск палаты представителей; объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчение наказаний и др.
Высший орган законодательной власти – парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей – избирается на 4 года; палаты советников – избирается на 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Решающее значение в вопросах законодательства конституция предоставила нижней палате. Отметим, что верхняя палата (советников) избирается населением (а не назначается императором – как прежняя палата пэров). Права палаты советников ограничены, однако они вполне достаточны для того, чтобы помешать прохождению законопроекта, вызвавшего недовольство народа и критику прессы. Так, при отклонении законопроекта верхней палатой требовалось, чтобы законопроект подтвердили квалифицированным большинством в нижней палате: без этого он отклонялся. Отношения между правительством и парламентом строились по «западным» образцам: правительство должно иметь доверие палаты, а в противном случае выходить в отставку (или назначить новые выборы).
Парламент согласно Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, имеет исключительное право распоряжаться финансами и контролирует деятельность правительства.
Избирательное право имеют все японские граждане, достигшие 20 лет – в отличие от предыдущей Конституции, когда существовали многочисленные цензовые ограничения. Так, женщины до 1946 года вообще не имели избирательного права; возрастной ценз мужчин был 25 лет; существовали имущественный ценз и ценз оседлости.
Правительство (кабинет министров) является высшим органом испол-нительной власти, который должен осуществлять свои полномочия в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Состав правительства формируется премьер-министром. Японское правительство является главным звеном государственной машины. Парламент выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра из числа своих членов, а потом кандидат утверждается императором. Премьер-министр назначает министров и может по своему усмотрению отстранять их от должности. От имени Кабинета он выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета и т.д. Статья 66 закрепляет принцип гражданского правительства, по которому ни один из членов Кабинета не может быть лицом военным.
Верховный суд возглавляет судебную систему Японии. Он состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Характерно, что этот суд как высшая судебная инстанция выполняет также функции и суда конститу-ционного—т.е. он осуществляет последующий конституционный надзор за принятыми нормативными актами. В судебную систему входят также апелляционные суды, основные местные суды и дисциплинарные (первичные) суды. Судьи этих судов назначаются кабинетом министров по представлению Верховного суда. Соответственно с этим были ликвидированы Тайный совет, министерство императорского двора и прочие органы самовластия.
Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией Япония – это либерально-демократическая парламентарная монархия. Конституция отвела императору роль английского монарха — «царствовать, но не управлять». Известным достижением конституции стало введение элементов выборного местного самоуправления, всеобщего избирательного права, признания суверенной власти народа и отказ от войны.