Объем дисциплины и виды учебной работы. Московский государственный университет имени М.В

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Институт стран Азии и Африки

Утверждаю Директор ИСАА МГУ

«___» __________________ 2011 г

Рабочая программа учебной дисциплины

«История Вьетнама»

(History of Vietnam)

Направление подготовки

032100 – Востоковедение и африканистика

Профиль подготовки

История стран Азии и Африки

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения – очная

Цели дисциплины

Цель дисциплины –сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии Вьетнама;сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического процесса этого государства; ввести студентов в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать у них навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.Конечная цель − создать профессионального историка-вьетнамиста, обучающегося по специальности "историк-востоковед".

Задачи дисциплины

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической и социальной организации вьетнамского общества на разных этапах его исторического развития;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления во Вьетнаме, в регионе ЮВА и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к восточному и мировому культурному и научному наследию.

3. Результаты освоения дисциплины:

В результате изучения курса студент должен:

Приобрести:

А) Общекультурные компетенции:

– обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, владеть историческим понятийным и терминологическим аппаратом на вьетнамском языке, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов;

– самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований основных процессов, связанных с историей Вьетнама;

– быть способным к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов в области исследования истории Вьетнама;

– уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных по истории Вьетнама.

Б) Профессиональные компетенции:

- приобрести профессиональное понимание особенностей вьетнамской истории;

- овладеть умением соотносить исторические, политические, социальные, экономические и цивилизационные закономерности, факторы, тенденции истории Вьетнама с основными этапами мировой истории и истории сопредельных регионов;

- сформировать навыки профессионального анализа и экспертной оценки событий, связанных с историей Вьетнама, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки;

- сформировать способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления во Вьетнаме, в других общества Юго-Восточной Азии и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.

В). В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и вьетнамской истории;

· основные этапы и ключевые события истории Вьетнама и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей вьетнамской и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления во Вьетнаме и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

· понятийным аппаратом исторической науки;

· представлениями о событиях вьетнамской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции, заключающейся в умении анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом; и состоящую из следующих основных групп умений:

· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

· Владение «вьетнамским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

· Умение «привязать» событие из истории Вьетнама к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации

Краткое содержание дисциплины

В рамках курса рассматриваются основные события, этапы и процессы вьетнамской истории с древности и до наших дней; изучаются основные источники по истории Вьетнама и исследования отечественных и зарубежных ученых-историков. Особое внимание уделяется специфике истории вьетнамцев как народа, занимающегося заливным рисоводством, анализируются ключевые аспекты их социально-экономической и культурной жизни. История Вьетнама рассматривается в тесной взаимосвязи с историей сопредельных стран и регионов, особое внимание уделяется истории российско-вьетнамских отношений. Подробно освещаются проблемы новейшей истории Вьетнама, которые даются в широком международном контексте.

5. Место дисциплины в структуре подготовки:

а) Курс занимает важное место в системе учебных дисциплин и является одним из основных курсов при подготовке историков-вьетнамистов.

б) Курс рассчитан на студентов-бакалавров ИСАА 4 лет обучения (2-8 семестры). Курс является вариативной частью профессионального цикла. Трудоемкость базового модуля составляет 144 часа.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины составляет 4 зачетных единицы (или 144 часа).

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:  
Лекции
Семинары
Самостоятельная работа
В том числе:  
Творческая работа (эссе)
И (или) другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточного контроля Зачет
Вид итогового контроля Экзамен

Содержание дисциплины

Одна из особенностей курса «История Вьетнама» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли Вьетнама в мировой истории, а также той роли, что мировая история оказала на ход исторического развития Вьетнама. Особое место в курсе занимают разделы, посвященные методологии истории и месте истории в системе социально-гуманитарных наук.

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

1. История Вьетнама в древности и в эпоху “северной зависимости”

Тема 1. Введение: основное содержание курса; облик исторического пространства и периодизация

Цели и задачи курса. Структура курса. Общие закономерности истории, их реализация во вьетнамском обществе.

Периодизация истории Вьетнама. Характеристики периодов и критерии их выделения. Ландшафты, на которых разворачивались исторические процессы; пара: "широкие долины - предгорья". Вмещающие ландшафты, их влияние на типы обществ и скорость их развития. Рисоводы как особый тип обществ. Структура общины и ее влияние на структуры власти. Сила культа предков в рисоводческих обществах.

Наши рекомендации