От манифеста 17 октября 1905 г. к третьеиюньскому перевороту 1907 г. 2 страница
Гучков усмотрел в этом проекте заигрывание с пролетариатом, а во введении всеобщего избирательного права «общественники» видели средство противопоставления революционному фабрично-заводскому пролетариату «огромной массы консервативных эле-
30 Совет министров Российской империи: 1905—1906. С. 80—82.
31 Там же.
32 Былое. 1917. № 3. С. 241.
33 Там же. С. 247, 257.
ментов» (так выразился один из них, барон П. Л. Корф).34 Витте как бы в ответ на это сослался на свои действия против рабочего движения («Явилась возможность арестовать 236 членов Совета рабочих депутатов, и этому в душе все радуются»35).
Провалив с помощью Александры Федоровны проект № 2, предусматривавший всеобщее избирательное право, Витте решил отказаться от отдельного рабочего представительства в проекте соб-ствещюго кабинета (проекте № 1). «Если допустить в Думу четырнадцать членов от рабочих, они будут непременно требовать себе двадцать пять, а потом и пятьдесят мест в Думе. И если вы это им дадите, то без крови вы не будете впоследствии в состоянии отнять у них это право. Поэтому проект № 1 представляется мне невозможным. Он может быть принят только без особого представительства от рабочих», — заявлял он и тут же добавлял, что игнорировать «право труда» в XX в. «опасно». «Рассуждая умом», он «перекрестился бы и решил бы в пользу второго проекта», но «по чутью» он боялся его и опять склонялся к первому, по которому «все опасные элементы сосредоточены в городах; они составляют меньшинство», «Дума будет, может быть, слаба по своему интеллекту, а не по своему консерватизму».36
Впрочем, он то готов был солидаризироваться с Дурново и вообще не собирать Думу, то отсрочить ее созыв и провести его по закону 6 августа, «может быть, и самому совершенному», в котором он хотел бы тем не менее сделать «некоторые поправки в еще более консервативном направлении». «Нельзя, однако, забывать, что в настоящее время в России происходит революция», — объяснял он свои колебания, считая, что войск для ее подавления не хватит, а потому нельзя не использовать «путь нравственного успокоения» путем созыва Думы.37
Речь царя началась признанием, что до 17 октября он не интересовался вопросом о выборах, который был ему «совершенно непонятен». Но «с сегодняшнего утра» ему «стало ясно» и «чутье» подсказало, что всеобщее избирательное право невозможно. Дело происходило на следующий день после того, как Витте внушил это Александре Федоровне. «Идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня — всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики. Это было бы бессмысленно и преступно», — объявил царь свое решение.38
Предотвратив введение всеобщего избирательного права, Витте, однако, вместе с Тимирязевым и Треповым воспротивился попытке вернуться к полному лишению избирательных прав рабочих, которая была предпринята на совещании в ходе осуществленной все же отмены особого для них представительства (их выборные уполномоченные должны были избирать выборщиков на
34 Там же. С. 241—242.
35 Там же. С. 242—244, 248.
36 там же. С. 251—253.
37 там же. С. 245.
38 Там же. С. 258—259.
гооодские и губернские съезды).39 Закончить же совещание Витте ^шил на минорной и консервативной ноте, специально попросив лля этого у царя слова. «Следует ожидать, — заявил Витте, — что новый избирательный закон не внесет успокоения не только в революционные кружки, но и среди умеренных элементов. Результаты будут плохие, но в какой интенсивности они проявятся — предвидеть, конечно, невозможно. О сроке созыва Государственной Думы ничего сказать нельзя. Приступить немедленно к выборам — даже этого сказать нельзя». Но царь, не обращая внимания на угрозы Витте, заявил, что откладывать созыв Думы не намерен.40 12 декабря царский указ с изменениями положения о выборах в Думу был опубликован.
Перспектива существования Думы и Государственного совета означала, что в стране появляется подобие двухпалатного парламента независимо от степени ограниченности его прав и от того, что в официальном словоупотреблении фигурировало обычно выражение «законодательные учреждения», поскольку и «парламент», и «кабинет» были понятиями, связанными с западноевропейской государственностью, несовместимыми с самодержавным образом правления, отказ от которого представлялся невозможным. Поэтому, с одной стороны, принятие думского положения влекло за собой реформирование Государственного совета, а с другой — все преобразование было направлено к ограничению законодательных прав Думы.41
С. Е. Крыжановский, приобретавший все большее значение в качестве автора проектов государственных преобразований, в уже упоминавшейся записке о Государственном совете как «регуляторе по отношению к Государственной Думе» выступал в традиционном для двухпалатной парламентской системы духе. В составе Государственного совета как верхней палаты, указывал он, должны быть силы «консервативные не вследствие случайности личных воззрений, а вследствие других, более мощных движущих причин». «К ним будут относиться крупные материальные интересы, которые присущи указанным слоям населения и прочно связывают их с интересами порядка и спокойствия и возможного охранения того распределения собственности, которое имеет место ныне; их будут укреплять и те привычки к установившемуся строю, которые наследственны в этих слоях общества», — писал Крыжановский.42
Не только эти расчеты, но и обсуждение преобразования Государственного совета в комиссии Сельского показывало, что представители капиталистов и помещиков вместе с великими князьями рассматривались как главная сила, способная воспрепятствовать ожидавшимся со стороны Думы либеральным и демократическим устремлениям. Началась борьба за представительство в Государ-
39 Там же. С. 263—264.
40 Там же. С. 264—265.
41 См.: Степанскип А. Д. Реформа Государственного совета в 1906 г. // Тру-Ды Московского историко-архивного ин-та. 1965. Т. 20. С. 179—211.
42 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 16. Л. 90.
ственном совете между предпринимательскими организациями Дворянство добилось для себя специального представительства наряду с земским, хотя земства на 80—90% состояли из дворян. В число выборных членов включалось также несколько представителей православной церкви, профессуры. Членов Совета по назначению царю предстояло подбирать из лиц императорской фамилии и высших слоев бюрократии.
Судя по дневнику А. А. Половцова, Витте 5 ноября 1905 г. на заседании комиссии Сельского говорил, что так как войск для подавления революции недостает, вся его надежда на Думу, хотя он сомневается, что ее удастся собрать. На следующий день он предложил в качестве «опоры правительству» созвать выборную часть Государственного совета. При этом он, очевидно, предложил уменьшить его права. Тогда Половцов в качестве «компромисса» для спасения «хоть части» влияния Государственного совета предложил, чтобы Дума имела право снова принять отклоненное постановление лишь в следующую свою сессию. Такое вторичное постановление Думы могло бы стать законом после утверждения царем даже при несогласии Государственного совета. Но «старание» Половцова оказалось излишним, так как Витте, отвергавший значение Совета, внезапно заявил, что Совет должен иметь одинаковые с Думой права.43 Из этого выросло сделанное 15 декабря 1905 г. предложение Кутлера, предусматривавшее, как и полов-цовское, предоставление Совету условного (суспензивного) отклонения думских постановлений, причем вторичное постановление, принятое большинством в 2/3 голосов, представлялось бы царю независимо от позиции Совета. Кутлер предлагал «заранее примириться» с «преобладанием» Думы и во избежание конфликтов между палатами обеспечить царской власти положение арбитра.44 Однако члены совещания Сельского не согласились на «умаление» значения Государственного совета, заявляя, что не хотят возлагать на царя «всю тяжесть разрешения разногласий» между палатами.45
Несомненно, существовала связь между этим предложением Кутлера, сводившимся к расширению компетенции Думы, и разрабатывавшимся в это время его аграрным законопроектом. Оба кутлеровских проекта исходили из представления о том, что для спасения режима нужны далеко идущие меры как социально-экономического, так и политического значения. За Кутлером стоял Витте, готовый, однако, пожертвовать им в своих маневрах.
43 Дневник А. А. Половцова // КА. 1923. Т. 4. С. 84—85. 44 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 16. Л. 316—318. 45 Там же. Д. 17. Л. 144. 46 См.: Дякин В. С. Чрезвычайно-указное законодательство в России (1 1914 гг.) // ВИД. Л., 1976. Т. 7. С. 242, 244—248. |
В комиссии Сельского не вызвало особых прений заимствованное из австрийской, прусской и испанской конституций право царя проводить своими указами законодательные меры в отсутствие Думы с последующим их утверждением ею в течение первых двух месяцев после возобновления ее работы.46 Но другой важный во-
прос, связанный с прерогативами царя, оказался спорным. Актами 6 августа 1905 г. предоставленное Думе право законодательной инициативы не распространялось на «начала государственного устройства, установленные законами Основными». В соответствии с установленным манифестом 17 октября «незыблемым правилом», по которому «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы», соответствующая статья нового думского «учреждения» была проектирована как предоставляющая Думе право законодательной инициативы и пересмотра всех законов, в том числе и Основных, за исключением той их части, которая относилась к престолонаследию и императорской фамилии и подлежала законодательному пересмотру лишь по указанию царя.47 Это вызвало протест Коковцова, который утверждал, что «точный смысл манифеста 17 октября» предложенного изменения не требует, что «каковы бы ни были соображения об изменениях в существе и объеме верховной власти», вытекающих из этого манифеста, нельзя «до известной степени искусственно наталкивать Думу на возбуждение законодательных предположений о верховной власти».48
14 февраля открылось совещание под председательством царя для окончательного рассмотрения «учреждений» Думы и Государственного совета. Игнатьев сетовал, что превращение Государственного совета из «совета монарха по законодательным делам» в «верхнюю палату» есть «решительный шаг к конституционному устройству». Стишинский предлагал хотя бы упразднить предполагавшееся равенство числа назначаемых и выборных членов, чтобы увеличить влияние царя на состав Совета. Витте возражал («Государственный совет будет глубоко консервативен, поэтому нет оснований к увеличению числа членов по назначению ... это произведет дурное впечатление»49). Но в целом его позиция на совещании была двойственной. С одной стороны, он потребовал, чтобы в манифесте об изменении учреждений Думы и Государственного совета не было указано в соответствии с манифестом 17 октября, что никакой закон не может получить силу без их одобрения, и стал доказывать, что «рассматриваемое преобразование еще не составляет конституции».50 Но, с другой стороны, в соответствии с предложением уже уволенного к этому времени Кутлера он хотел, чтобы Дума могла представить отклоненный Государственным советом законопроект царю.
Коковцов объявил премьера радикалом, сказав: «То, что ныне предлагается, уничтожает Государственный совет и знаменует переход к одной палате. Этого добиваются все крайние партии». «Я смотрю так, что Владимир Николаевич желает конституционный порядок управления, а я считаю, что этого нельзя», — вернул Витте Коковцову его обвинение и продолжал: «Незачем копировать положения конституций, по которым верхняя палата отделяет
47 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 16. Л. 232.
48 Там же. Л. 300.
49 Былое. 1917. № 5. С. 293.
50 Там же. С. 294—295.
Из манифеста 17 октября вытекала необходимость и в таких законодательных мерах, которые служили бы выполнению данных в нем обещаний предоставления гражданских свобод. Правительство проводило эти меры в спешном порядке, чтобы успеть до созыва Думы обеспечить сочетание гражданских свобод с государственным контролем над их осуществлением. Временные правила об обществах и союзах, введенные указом 4 марта 1906 г., признавали законным их образование без разрешения властей. Однако министр внутренних дел мог закрывать «общества, в коих образованы отделения, а также союзы, если деятельность этих обществ и союзов признается им угрожающею общественному спокойствию и безопасности». Образование таких обществ воспрещалось, как и управляемых учреждениями и лицами из-за границы при наличии у таких обществ политических целей. Учреждение профессиональных обществ рабочих и служащих торгово-промышленных предприятий, а также их владельцев разрешалось лишь для «изыскания способов» к урегулированию промышленных конфликтов, «выяснения размеров заработной платы», выдачи пособий, устройства касс взаимопомощи, похоронных и т. п. Объединение профессиональных обществ в союзы не допускалось.56 Одновременно утвержденные царским указом правила о собраниях повторяли введенные еще осенью положения о необходимости предварительного получения разрешения полиции, присутствия на собрании ее представителя, который мог закрыть собрание по многим поводам — от принятия «характера, угрожающего общественному спокойствию и безопасности» до отклонения «от предмета его занятий».57 В самый день открытия Думы 26 апреля 1906 г. была упразднена предварительная цензура для книжных изданий. Однако властям предоставлялось право ареста тиража с передачей дела в суд и уголовного преследования виновных.58 Стремлением опередить созыв Думы руководствовались и при ускоренном обсуждении и принятии Основных законов. «В первом случае необходимо было издать Основные законы, соответствующие 17 октября, до созыва Думы, —вспоминал Витте, —во вто- |
нижнюю от монарха».51 В завязавшейся полемике Витте получи* неожиданную, казалось бы, поддержку справа — у Стишинского который утверждал, что Государственный совет должен быть дл^ царя «щитом» «при увлечениях» Думы, но не должен быть для него «тормозом». Но в целом рассматривавшийся еще в процессе подготовки булыгинского закона способ обеспечить верховной власти возможность лавирования между палатами был отвергнут как связанный с необходимостью расширения функций Думы. Витте же держался с напускным смирением, настаивая, однако, на том, что самый твердый сторонник неограниченности царской власти -1 именно он. «Я соглашаюсь с приводимыми доводами, — говорил он, — но, я полагаю, не надо только ограничивать монарха». «Забавно, что Витте основывал свою речь на том, что необходимо устранить всякое средостение между царем и народом, утверждая, что никакой конституции государь не давал, так как никакой присяги не приносил, а что просто установил такой порядок законодательства и управления, который считал наилучшим и который ежечасно изменить может», — записал Половцов.
В перерыве заседания Пален заявил царю, что принятие вит-тевского предложения означало бы «гибель монархического начала». «А говорить, что Вы не дали конституции, значит куртиза-нить. Вы дали конституцию и должны ее сохранять», —добавил он, отвергая все, что говорил Витте.52
В какой мере и в чем именно изданный 20 февраля 1906 г. манифест об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре думского учреждения вместе с сопровождавшими его двумя указами и новым думским учреждением53 означал отступление от манифеста 17 октября 1905 г.?
В литературе находим по этому поводу две точки зрения. А. Д. Степанский считает, что акты 20 февраля 1906 г. были тем способом исполнения манифеста 17 октября, который царь изначально имел в виду.54 Н. И. Васильева, Г. Б. Гальперин и А. И. Королев усматривают отступление от манифеста 17 октября в самом преобразовании Государственного совета во вторую законодательную палату.55 Они исходят при этом из того, что манифест 17 октября декларировал переход к конституционно-монархическому правлению с однопалатной системой. Однако вопрос об одно- или двухпалатной системе был в манифесте 17 октября обойден, и отход от принципов этого манифеста в актах 20 февраля 1906 г. носил несколько более сложный характер. Во-первых, как мы видели, противникам преобразований превращение Государственного совета в верхнюю палату представлялось не отступлением от принципов 17 октября, а, наоборот, шагом к конститу-
51 Там же. С. 306—307.
52 Там же.; Дневник А. А. Половцова. С. 91 — 92.
53 Законодательные акты переходного времени (1904 — 1906 гг.) / Под ред. Н. И. Лазаревского. СПб., 1907. С. 366 и ел.
54 Степанский А. Д. Государственный совет в период революции 1905 — 1907 гг. М., 1965. С. 9.
55 Васильева Н. И., Гальперин Г. Б., Королев А. И. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975. С. 107.
пионному устройству. Во-вторых, напомним, что Государственный совет рассматривался как верхняя палата еще при разработке булыгинского закона. И, наконец, не правильнее ли видеть шаг назад от манифеста 17 октября в отказе от придания праву отклонения Государственным советом думских законопроектов суспензивного характера, а также в отнесении инициативы пересмотра Основных законов к прерогативам царя, на чем настоял Коковцов? Ведь недаром Витте требовал не включать в манифест 20 февраля 1906 г. фразу из манифеста 17 октября о том, что никакой закон не может получить силы без одобрения Думы, ни применительно к ней самой, ни по отношению к Государственному совету.
С. 420 и ел. |
56 Законодательные акты. 57 Там же. С. 438 и ел. 58 Там же. С. 602 и ел. |
* * *
ром — не издавать, и в таком случае мне было ясно, что Дума обратится в Учредительное собрание, что это вызовет необходимость вмешательства вооруженной силы и что в результате новый строй погибнет. Будет ли это к лучшему?.. Пожалуй, да, если бы явился Петр Великий... Но такого не было и покуда не предвидится. Поэтому я стоял за необходимость издания Основных законов до Ду-
S Q ^^J
МЫ».ЬУ
Дело было в том, чтобы не только лишить Думу возможности рассмотрения Основных законов, но и спешно включить в их состав некоторые положения из учреждений Думы и Государственного совета, чтобы возможность их пересмотра зависела от царя. Три проекта Основных законов, в составлении которых участвовали директор Александровского лицея А. П. Саломон и флигель-адъютант граф А. Ф. Гейден, были получены Сельским от царя. Под руководством государственного секретаря Ю. А. Икскуля фон Гильденбандта и его помощника П. А. Харитонова был составлен проект Государственной канцелярии, который предполагалось внести в Государственный совет.60 Этот проект Витте поручил сравнить «с консервативными конституциями (прусской, австрийской, японской, английской) и заимствовать оттуда полезные консервативные начала».61
Во всеподданнейшем докладе 2 марта 1906 г. Витте предложил определить понятия закона и декрета, издаваемого в порядке верховного управления, т. е. единолично царем, так как если до тех пор отсутствие разграничения представляло «известное удобство для монарха» («В настоящее время почти все представляется законом»), то «при новом положении вещей» оно может доставить ему «самые большие затруднения». Он настаивал на том, чтобы Основные законы, даже если они будут оставлены без изменения^ предусматривали все же право монарха издавать декреты.62 4 марта царь приказал «при условии полной тайны» обсудить проект в Совете министров, и Витте занялся его правкой. «Более распространительным определением» указов, называемых «повелениями», и установлением прав царя на издание чрезвычайных «указов, направленных к ограждению государственной и общественной безопасности и обеспечения народного благосостояния», он, в сущности, возвращал дело к старому порядку. Но когда он захотел вставить слова об ограничении царских указов «пределами закона», против этого выступил Дурново.63 По образцу японской конституции Витте предложил установить ответственность правительства перед царем.64
Совет министров на заседаниях 10, 12, 14, 18 и 19 марта все это принял и, чтобы лишить Думу возможности влиять на государственную политику путем изменения порядка производства де-
59 Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 3. С. 296—297.
60 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 23. Л. 388.
61 Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Государственной думы в 1905—
1906 гг. Пг., 1919. С. 157 и ел.
62 Совет министров Российской империи: 1905—1906. С. 331.
63 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 23. Л. 408—409, 429, 445—446.
64 Там же. Л. 412.
нежных ассигнований или с помощью неутверждения ежегодного контингента новобранцев, предложил включить в текст Основных законов только что принятые правила утверждения сметы и оговорку о том, что в случае неутверждения контингента новобранцев к 1 мая он устанавливается в размере не свыше прошлогодне-
Кроме того, Совет министров предложил оговорить в Основных законах в числе прерогатив царя руководство международной политикой, право чеканки монеты, прощения осужденных, а также объявления местностей на военном или исключительном положении. Большинство министров с Витте во главе настаивало на включении в Основные законы права царя на увольнение всех без исключения должностных лиц, включая судей, несменяемость которых была установлена судебными уставами 1860-х годов. Дума, считали эти министры, сохранит их несменяемость, и царь лишится «возможности устранить даже тех судей, которые по своим действиям оказались бы опасными для правильного хода государственной жизни».
Все это дало Витте возможность впоследствии выставить себя в роли единственного спасителя монарших прерогатив в ходе составления Основных законов.66 Особенное значение он придавал при этом вопросу о титуле «самодержец». Соответствующая статья в проекте Государственной канцелярии гласила: «Государю императору, самодержцу всероссийскому, принадлежит верховная в государстве власть». Измененная Советом министров формула звучала так: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». В сущности, разницы не было, и сам Николай II, выражая сомнение в «необходимости ... отречься от самодержавных прав и изменить определение верховной власти, существующее в статье 1 Основных законов уже 109 лет», считал опасным всякое «новое ее изложение, даже то, которое предложено Советом министров», поскольку понятие неограниченности не вошло ни в одно из них.67 Витте же именно поэтому считал предпочтительной формулу Совета министров, настаивая на том, что, поскольку власть царя не будет более определена как неограничен-
65 Совет министров Российской империи: 1905—1906. С. 360—364.
66 См.: Ананьин. Б. В., Ганелин Р. Ш. С. Ю. Витте—мемуарист. С. 70—72. Впрочем, такого же мнения придерживался и секретарь заседаний Совета министров П. П. Менделеев. «Жаль, что государь не мог присутствовать на наших заседаниях,— писал он.— Быть может, он сменил бы гнев (против Витте.— Авт.) на милость. Усилить значение монаршей власти по отношению к новым законодательным учреждениям, обеспечить государю возможность править в случае надобности и без их участия— было главной заботой Витте. Дурново и Акимову оставалось только помогать ему... Возражали большей частью гр. Толстой, Философов, Федоров, кн. Оболенский. Да и то не столько по соображениям принципиальным, сколько с точки зрения тактической (из боязни разочаровать общественность. — Авт.)*. См.: Менделеев П. П. Свет и тени в моей жизни (1864—1933): Обрывки воспоминаний. Рукопись хранится в Бахметьевском архиве Колумбийского университета п Нью-Йорке. Экземпляр рукописи хранится в ГАРФ. С. 120—121. 67 Былое. 1917. № 4. С. 204.
ная, необходимо назвать ее самодержавной.68 Он считал своей заслугой принятие царем нового изложения этой статьи.
Чтобы обосновать сохранение самодержавного характера царской власти, Витте обратился за помощью к В. О. Ключевскому Но тот уклонился, и Витте получил справку, составленную бывшим слушателем профессора.69 Смысл ее был в том, что хотя после актов 6 августа и 17 октября царская власть «перестает быть абсолютной, неограниченной и становится конституционной», она тем не менее не перестает быть самодержавной. Доказывалось это с помощью такого исторического истолкования термина «самодержавие», согласно которому в древней Руси он не выражал понятий неограниченности и абсолютной власти, которые стали с ним связывать в XVIII в., а означал лишь независимость монарха и страны во внешнеполитическом отношении. Николаю II таким образом внушалось, что, назвав свою власть самодержавной, он вернет «исконному старинному титулу русских государей» его первоначальное значение. Эта же мысль о том, что манифест 17 октября не уничтожил власти самодержавного царя, с помощью юридической аргументации доказывалась и в трактате профессора-правоведа Киевского университета О. О. Эйхельмана, рекомендованного Витте царю и предложившего свой проект Основных законов, исходя из необходимости их пересмотра как бы независимо от объявленных реформ.70
Как и булыгинский проект летом 1905 г., проект Основных законов не попал в Государственный совет, а стал предметом обсуждения особого совещания под председательством царя, открывшегося 7 апреля 1906 г. В. О. Ключевский, Д. Н. Шипов и А. И. Гучков, ранее представлявшие в такого рода совещаниях общественные круги, а также подозревавшиеся в недостатке консерватизма отставленный со своего поста Н. Н. Кутлер, министр народного просвещения И. И. Толстой и Н. С. Таганцев не были включены в его состав. Зато крайне консервативное крыло было пополнено вел. кн. Николаем Николаевичем, графом К. И. Паленом, О. О. Эйхель-маном и со второго заседания — И. Л. Горемыкиным, которого царь пригласил не только как «охранителя исконных начал», но и как уже намеченного им следующего премьера.
Под влиянием угроз Витте, предсказывавшего, что Дума не только «погубит армию и приобретет пошиб республиканский», но и установит царю цивильный лист,71 Николай II заявил, что те главы Основных законов, которые касаются императорской фамилии и ее имущественного положения, должны пересматриваться не только по его почину, но и только им самим. Дурново попытался было распространить это на всю совокупность Основных законов. «Постановление о том, что Основные законы могут быть изменяемы и дополняемы лишь по почину государя, недостаточно, — заявил он. — Надо сказать, что они могут быть государем
68 Там же. С. 209.
69 Князьков С. Самодержавие в его исконном смысле. СПб., 1906.
70 РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. Д. 24. Л. 24.
71 Былое. 1917. № 4. С. 190.
императором изменяемы без всякого участия Думы и Совета... дкт 17 октября далеко не совершенен, и вся смута, происходящая после этого, является последствием этого несовершенства... Но с существом этого акта нельзя не считаться, и в тех пределах, как это проектируется ныне, это не будет его нарушением, а скорее его дополнением».72 Но после дискуссии все, в том числе и Дурново, ограничились сохранением за царем исключительного права пересмотра статей об императорской фамилии и удельных имуще-
ствах.73
Появившийся во втором заседании, 9 апреля, Горемыкин заговорил о том, что, по-видимому, более всего волновало Николая II, выразив сомнение, следует ли вообще переиздавать Основные законы. Он опасался, «как бы Дума не подняла неудобных вопросов» по поводу ограничения ее компетенции, и считал, что неприкосновенность главных статей Основных законов поможет сохранению старых порядков. Для реализации манифеста 17 октября он предлагал ограничиться принятием дополнительных правил. Явно по поручению царя он подчеркнул, что «поднятие вопроса» о статье, содержавшей титул «самодержец», «и ей подобных чревато событиями; трогать их не следует».74 Отвечая Горемыкину, Витте заявил, что он и сам был бы рад не переиздавать Основных законов, но движим страхом перед Думой, которая «может все пересмотреть по своему почину, кроме Основных законов». «Поэтому надо отобрать от нее все, что опасно трогать ... иначе Дума превратится в Учредительное собрание», — сказал он.75
Вопрос же о царском титуле был снова поднят самим Николаем II. В необычно взволнованной речи он заявил, что его «мучает чувство», имеет ли он перед своими предками право отказаться от самодержавия. При этом он заверял, что с позиции манифеста 17 октября его «не сдвинут». Что именно имел в виду царь, сейчас же показал Горемыкин, сказав: «Если просто вычеркнуть слово „неограниченный", то нельзя будет выйти ни из одного затруднительного положения». Тогда Витте, заявив, что он «и ныне смущен, как был смущен 17 октября», стал доказывать, что сделать изменение Основных законов исключительной привилегией царя возможно, если власть его будет объявлена неограниченной, тут же отрицая неограниченность царской власти, сравнивая ее с властью турецкого султана («Там можно сказать, что власть управления неограниченна, но у нас, с императора Александра I, законы управляют основаниями верховного управления»).