Права потребителя при покупке товара

Права потребителя при покупке товара с недостатками

Закон (ст. 4) требует: продавец обязан передать потребителю товар надлежащего качества и обязан предупредить об имеющих­ся недостатках товара, явных и скрытых.

Недостаток — это несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству то­вара. Если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных при­знаков, его следует считать ненадлежащего качества.

Существенный недостаток — это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соот­ветствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после его устра­нения, либо для устранения которого требуются большие затра­ты, либо вследствие которого потребитель в значительной степе­ни лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заклю­чении договора. И в этом случае товар должен признаваться не­надлежащего качества, если он имеет хотя бы один из вышепере­численных признаков.

Потребитель, которому продан товар с недостатками, вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездно устранить недостатки товара или возместить рас­ходы на исправление недостатков своими силами либо третьим лицом;

• соразмерно уменьшить покупную цену;

• заменить на соответствующий товар аналогичной марки (мо­дели, артикула);

• заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе от­казаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

По Закону (ст. 18) выбор вариантов определяет не продавец, а сам потребитель, который вправе предъявить любое из этих тре­бований. А продавец обязан эти требования удовлетворить в доб­ровольном порядке.

В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить требования об их замене на такие же товары другой марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасче­том покупной цены.

Ограничение касается товаров, закупленных продавцом по до­говору комиссии для последующей реализации потребителям. По­требитель вправе предъявлять требования об устранении недостат­ков товара или о возмещении расходов на их устранение и о заме­не товара только с согласия продавца.

В соответствии со ст. 20 Закона выявленные недостатки безвоз­мездно устраняются незамедлительно. В случае просрочки с про­давца взыскивается неустойка (ст. 23 Закона). Гарантийный срок продлевается на период ремонта товара.

Требование о замене товара предъявляется продавцу (изгото­вителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), который обя­зан заменить его в течение 7 дней со дня предъявления требова­ния. При проведении дополнительной проверки качества товара замена производится в 20-дневиый срок. Гарантийный срок в этом случае исчисляется со дня передачи нового товара потребителю. Потребитель вправе присутствовать на экспертизе и в случае не­согласия с выводами специалистов может обжаловать их в суд. При отсутствии нужного товара в день обращения он должен быть за­менен в течение 1 месяца. За просрочку выполнения требований потребителя о замене товара с продавца взыскивается неустойка (ст. 23 Закона).

Помимо замены бракованного товара Закон предусматривает возможность обмена товара ненадлежащего качества (ст. 23). Так, если непродовольственный товар не подошел потребителю по форме, габаритам, размеру, расцветке, фасону либо по иным причинам, он может быть обменен по требованию потребителя в 2-недельный срок. Правда, обмен возможен при условии, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, по­требительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также то­варный или кассовый чек либо иной подтверждающий продажу товара документ (ст. 25 Закона). При отсутствии аналогичного то­вара потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы либо обменять товар при первом его поступлении в продажу. В этом случае продавец обязан сообщить потребителю о моменте поступления товара в продажу. Перечень товаров, которые не подлежат обмену, утверждается Правительством РФ. В этот перечень входят: изделия из драгоцен­ных и полудрагоценных металлов и камней; ткани и бельевой три­котаж; белье для новорожденных и белье постельное; предметы женского туалета; штучные текстильные товары; парфюмерно-косметические товары и товары бытовой химии; предметы лич­ной гигиены и др.

Расторжение договора купли-продажи

При расторжении договора потребитель обязан возвратить то­вар с недостатками и потребовать возмещения убытков. Данное требование потребитель может предъявлять как продавцу, так и изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). При этом последний компенсирует только стоимость товара (п. 3 ст. 18). Сле­довательно, потребителю выгоднее предъявлять данное требова­ние продавцу, который обязан возместить не только стоимость товара, но и все причиненные убытки.

В соответствии со ст. 24 Закона расчеты с потребителем произ­водятся в случае повышения цены на товар исходя из цены на день покупки. При возврате денег продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за пол­ного или частичного использования товара, потери им товарного вида и иных обстоятельств.

Возмещение убытков при расторжении договора купли-прода­жи (возврате товара изготовителю) производится в 10-дневный срок. За превышение этого срока предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона).

Предоставление товара в безвозмездное пользование

По требованию потребителя на время устранения недостатков или замены товара длительного пользования ему должен быть предоставлен аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой (ст. 20 и 21 Закона). Данная норма не рас­пространяется на товары длительного пользования, перечень ко­торых устанавливается Правительством РФ. Так, согласно утверж­денному перечню не предоставляются в безвозмездное пользова­ние автотранспортные средства, мебель, электробритвы и ряд других электробытовых приборов. Товар предоставляется в 3-днев­ный срок с момента предъявления требований. Доставку товара осуществляет продавец (изготовитель) или организация, выпол­няющая их функции. Получив отказ, потребитель сам вправе доставить товар и потребовать возмещения понесенных расходов. Од­нако доставка малогабаритных товаров весом 5 кг и менее осуще­ствляется потребителем за свой счет.

Уплата неустойки

В соответствии со ст. 23 Закона неустойка выплачивается за каж­дый день просрочки выполнения следующих требований потре­бителя: об устранении недостатков товара; о возмещении расхо­дов на исправление недостатков; о соразмерном уменьшении по­купной цены; о замене товара с недостатками; о возмещении убыт­ков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю); о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены. Неустойку выплачивает изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или упол­номоченный индивидуальный предприниматель, импортер). Раз­мер неустойки — 1 проц. от цены товара. Требования об уплате неустойки удовлетворяются добровольно (п. 5 ст. 13 Закона). В слу­чае отказа от уплаты потребитель обращается с иском в суд. При рассмотрении дела суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе умень­шить размер неустойки, если она явно несоразмерна последстви­ям нарушения обязательства.

Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара

По общему правилу потребитель вправе предъявить требова­ния к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импор­теру) о недостатках товара, если они обнаружены в течение га­рантийного срока или срока годности.

В случае выявления существенных недостатков товара потреби­тель вправе предъявить указанным субъектам требование о без­возмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, воз­никшим до этого момента.

Указанные требования предъявляются, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потре­бителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удов­летворено в течение двадцати дней, потребитель по своему выбо­ру вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организа­ции или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные требования (п. 3 ст. 18) или возвратить товар и потребовать от вышеуказанных субъектов возврата уплаченной денежной суммы.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сро­ки годности не установлены, потребитель вправе предъявить ука­занные требования, если недостатки товаров обнаружены в тече­ние шести месяцев со дня передачи их потребителю, а в отноше­нии недвижимого имущества — в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляют­ся со дня продажи товара потребителю. Для сезонных товаров (обувь, одежда) сроки исчисляются с момента наступления соответствую­щего сезона. В отношении недвижимого имущества гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента государственной реги­страции договора купли-продажи. Срок годности товара определя­ется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в тече­ние которого он пригоден к использованию, или даты, до наступ­ления которой товар пригоден к использованию.

Все виды названных сроков доводятся до сведения потребите­ля в информации о товаре, предоставляемой потребителю в соот­ветствии со статьей 10 Закона.

Наши рекомендации