Запись речи ф. энгельса на митинге памяти парижской коммуны 4 страница

118 Имеется в виду книга: Н. Rink. «Tales and Traditions of the Eskimo». Edinburgh, 1875 (Г. Ринк, «Сказания и традиции эскимосов», Эдин­бург, 1875). - 154,



ПРИМЕЧАНИЯ

119 Jus Quiritum — квиритское право. Квиритами называли полноправ­ных граждан Древнего Рима. — 155.

120 Записки Алонсо Суриты — «Rapport sur les différentes classes de chefs de la Nouvelle-Espagne, sur les lois, les moeurs des habitants, sur les impôts établis avant et depuis la conquête, etc., etc.» («Донесение относи­тельно различных категорий вождей в Новой Испании, о законах, нра­вах жителей, о налогах, установленных до и со времени завоевания, и т. д., и т. д.») впервые были изданы в упомянутой в тексте коллекции «Voyages, relations et mémoires originaux pour servir à l'histoire de la découverte de l'Amérique, publiés pour la première fois en français par H. Ternaux-Compans». Vol. 11. Paris, 1840, pp. 50—64 («Путешествия, подлинные донесения и мемуары, относящиеся к истории открытия Америки, впервые публикуемые на французском языке А. Терно-Компа-ном». Т. И. Париж, 1840, стр. 50—64). — 156.

121 Имеется в виду книга: Ch. Sartorius. «Mexico. Landscapes and popular sketches». London, 1859 (4. Сарториус. «Мексика. Пейзажи и зари­совки народа». Лондон, 1859). — 157.

122 Здесь и далее, упоминая об указах и законах, издававшихся испан­цами для своих колоний, Ковалевский ссылается на издание: «Re-copilacion de leyes de los reinos de las Indias etc.». Madrid, 1841, libro sexto* titulo segundo («Собрание законов королевств Индии и т. д.». Мад­рид, 1841, книга шестая, раздел второй). Шестой том этого издания содержит законы, касавшиеся исключительно индейцев. Здесь и да­лее выдержки из испанских документов воспроизведены в рукописи Маркса, как и в книге Ковалевского, на испанском языке. — 160.

123 Данный список литературы предшествует в рукописи разделам об Ин­дии. Он составлен главным образом на основе подстрочных ссылок в книге Ковалевского, однако в список включен также ряд книг, не упоминаемых у Ковалевского, такие названия оговорены в подстроч­ных примечаниях. Аналогичные списки литературы предпосланы также разделам о мусульманском праве в Индии, о влиянии английского господства на общинную собственность в Индии, и, наконец, разделу об Алжире (см. настоящий том, стр. 185—186, 201, 214). Необходимые уточнения даны в фигурных скобках или в специальном примечании (см. стр. 186 и примечание 140), а также в библиографическом ука­зателе. Эти списки литературы публикуются впервые. — 166.

124 Мейн считал один из поздних типов большой семьи, так называемую «нераздельную объединенную семью» («joint undivided family») в Индии, первичной формой социальной организации. Критика Марксом этой точки зрения содержится в его конспекте книги Мейна «Лекции по древней истории институтов» (см. настоящий том, стр. 378—379, 398). — 168.

125 Бунделкханд — историческое назвпние района к югу от р. Джамны в Индии. В настоящее время входит в состав штатов Виндхья-Пра-деш и Уттар-Прадеш. — 169.

12в Мауза — в налоговых списках английских колониальных властей наименование села с принадлежащими ему угодьями. Мауза считалась также административной единицей. Дареана — округ или часть ок-

ПРИМЕЧАНИЯ



руга (дистрикта). Ламбердар — в колониальный период в Пенджабе так назывался староста села, отвечавший за взнос налога общиной и зарегистрированный в налоговых списках под определенным номером (от искаженного английского слова number — номер — произошло и само название должности). — 169.

127 Джама — в колониальный период в Индии общая сумма налога с дан­ной единицы обложения: села, поместья, округа. — 169.

128 Бхаичара — одтш пз типов сельской общины в Индии. В отличие от паттидарскнх общин, в которых доля каждого общинника в доходах и расходах определялась в соответствии с площадью идеального надела, на который он имел право по наследству, в бхаичара распреде­ление доходов и расходов (в том числе налогов) между членами общины производилось в соответствии с фактическими размерами надела. — 169.

129 Северо-Западные провинции — в среднем течении рек Джамны и Ганга были созданы колониальными властями из так называемых «уступлен­ных округов», отнятых у князя Ауда в 1801 г., и «завоеванных округов», приобретенных в результате войны с маратхами в 1801—1804 годах. — 170.

130 Сборщик податей, или сборщик налогов (коллектор) — в коло­ниальной Индии начальник округа (дистрикта). Коллектор был наде­лен общей административной властью, ему была подчинена полиция, в его компетенцию входил сбор налогов и принятие судебных решений по налоговым вопросам. — 170.

131 Маурер называл колонизацией выделение из старых общин новых до­черних общин и заселение ими новых земель. В работах Маурера коло­нией называется крестьянская усадьба. — 171.

132 Кхелъ, или хелъ, у афганцев обозначает род, а также и более широ­кие объединения. — 172.

133 Дефтари — у афганцев назывались наследственные земли полно­правных членов племени, зарегистрированные в описи всех земель кхеля — дефтаре (дафтаре). — 173.

134 Кодекс, или законы Ману («Манавадхармашастра») — свод рели­гиозных предписаний, приписываемых легендарному прародителю рода человеческого Ману, обязательных для каждого*благочестивого индуса. В законах Ману отражены также нормы обычного права древней Индии. Дошедшая до нас редакция законов Ману дати­руется II веком нашей эры. — 175, 383,'414.

135 Дважды-рожденные — члены трех высших варн, или древнейших каст: брахманы (жрецы), кшатрии (военная аристократия) и вайшьи (остальное свободное население). По древним религиозным законам они в определенном возрасте проходили специальный обряд, который толковался как второе рождение человека. — 175.

13в Смрити — древние литературные произведения, являющиеся для верующего индуса частью священной ведической литературы. В от­личие от первых четырех Вед («Ригведы», «Самаведы», «Яджурведы» и «Атхарваведы»), почитаемых как услышанные (шрути) святыми мудрецами древности от самих богов, смрити («то, что помнится»)



ПРИМЕЧАНИЯ

считаются только основанными на Ведах-шрути. Литературными па­мятниками смрити являются многочисленные сутры, или своды пра­вил, в которых наряду с предписаниями, касающимися обрядовой стороны религии, содержатся также нормы обычного права. — 175.

137 Имеются в виду «Яджнявалкья смрити» и «Парада смрити». По дан­ным современной науки, первый из этих сводов датируют IV—VI ве­ками, время возникновения второго относят к I—IV векам. В «Яд-жнявалкье» особенно подробно трактуются правила судопроизводства и нормы обычного права. — 178.

138 Выдержка из книги Страбопа «География в семнадцати книгах» приве­дена в рукописи Маркса. У Ковалевского имеется лишь ссылка на соот­ветствующее место. — ISO.

138 «Митакшара» — комментарий, составленный в начало XII в. Вид-жнянешварой к своду законов «Яджнявалкья». Впоследствии этот комментарий, переведенный на английский язык, служил пособием для колониальных властей в области индийского обычного права. Ниже Маркс цитирует книгу: Tli. Strange. «Hindu Law», 2 vols. London, 1830 (Т. Стрейндж. «Индийское право», в 2-х томах, Лондон, 1830). У Ковалевского, как и у Мейна, нет ссылок на эту книгу. — 183, 413, 414.

140 Речь, по-видимому, идет о книге: J. Т. Wheeler. «Early Records of
British India». London, 1878 (Дж. Т. Уилер. «Ранние свидетельства
о Британской Индии». Лондон, 1878). Ч. Стюарт указан здесь в каче­
стве автора, вероятно, потому, что у Ковалевского (стр. 144) ссылка
на Ч. Стюарта дана по упомянутой книге.

J.-A. Duhois. «Description of the peoplo of India». London, 1817. Воз­можно также, что Ковалевский пользовался более поздним, француз­ским изданием: «Moeurs, institutions et cérémonies des peuple de l'Inde». Paris, 1825.

Имеется в виду книга: G. Campbell. «Modem India». London, 1852 (Дж. Кэмпбелл. «Современная Индия». Лондон, 1852). У Ковалев­ского фамилия автора и название этой книги приводятся по-английски (стр. 160) и по-русски (стр. 172). При обратном переводе Марксом с русского языка название, очевидно, и приняло форму: Kemble. «Contemporary India», — соответствующую транскрипции и переводу Ковалевского. — 186.

141 Далее в тетради Маркса- следуют хронологические выписки по исто­
рии Индии, занимающие стр. 41—58. (Продолжение этих выписок со­
держится в этой же тетради после окончания конспекта книги Кова­
левского.) Со стр. 59 продолжается конспект книги Ковалевского.
Основными источниками, использованными Марксом при составлении
хронологических выписок,были книги: Elphinstone. «History of India»
(Элфинстон. «История Индии»; первое издание вышло в Лондоне
в 1841 году) hR. Sewell. «The Analytical History of India». London, 1870
(P. Сьюэлл. «Аналитическая история Индии». Лондон, 1870). Этот экс­
курс в историю Индии, предпринятый Марксом, был непосредственно
связан с его работой над книгой Ковалевского. Далее в конспекте Маркс
постоянно сопоставляет сведения из хронологических выписок с
данными Ковалевского, уточняя и исправляя последнего.

ПРИМЕЧАНИЙ



«Хронологические выписки по истории Индии» были изданы Институтом марксизма-ленинизма в виде отдельной книги в 1947 году. В их состав были включены также несколько страниц из конспекта книги Ковалевского, относящихся к истории Индии конца XVIII — начала XIX веков. — 186.

142 Инам — в Индии одна из форм пожизненного пожалования мусуль­манскому духовенству и государственным служащим. Владелец нвама (инамдар) обычно освобождался полностью или частично от уплаты государственных налогов. В период власти Великих Моголов инамы стали наследственным владением. — 193.

ИЗ Харадж — государственный (поземельный) налог с покоренного нему­сульманского населения. Закят — государственный налог, взимавшийся в соответствии с Кораном на оказание помощи неимущим мусуль­манам, путешественникам и воинам, сражающимся за распростране­ние религии ислама. — 796.

144 Имеется в виду автобиография основателя династии Великих Мого­лов Бабура. Ковалевский ссылается на издание: John Dowson. «The History of India, as told by its own Historians. The Muhammedan Pe­riod. Edited from the Posthumous Papers of the late Sir IT. M. Elliot». 1867—1873. Vol. IV, «Autobiography of the Emperor Baber» (Джон Даусон. «История Индии, рассказанная ее собственными историками. Мусульманский период. Публикуется на основе посмертных бумаг сэра Г. М. Эллиота». 1867—1873. Т. IV, «Автобиография императора Бабура»). — 196.

145 Джагирдары — владельцы джагиров, военных бенефициев феодаль­ного типа, обязанные содержать контингент конницы, соответствую­щий величине джагира. — 197.

14« Следующий ниже текст до слов «Это в 1812 году» (стр. 203) был включен в состав книги К. Маркса «Хронологические выписки по истории Индии». М., 1947 г. и не воспроизводился в первой публика­ции конспекта Ковалевского. В этой части текста, написанной преиму­щественно на английском языке, Маркс наряду с книгой Ковалевского привлек и другие источники. Помимо указанных им самим книг Хар-рингтона, Колбрука и парламентских отчетов (см. стр. 203), Маркс, по-видимому, использовал также работы: J. Mill. «The History of British India». V. I. London, 1840 (Дж. Милль. «История Британской Индии». Т. I, Лондон, 1840) и J. С. Marshman. «The History of India from the Earliest Period to the Close of lord Dalhousie's Administration». V. II, London, 1867 (Дж. К. Маршмен. «История Индии с древнейших времен до окончания правления лорда Далхузи». Т. II, Лондон, 1867). — 201.

147 Данный абзац вместе с первым словом следующего абзаца также был включен в состав «Хронологических выписок» и не воспроизводился в первой публикации конспекта Ковалевского. — 203.

148 «Собрание деревенщины» («помещичья палата») — презрительное проз­вище французского Национального собрания, избранного в феврале 1871 г. и состоявшего в большинстве своем из провинциальных поме-

18 М. и Э., т. 45



ПРИМЕЧАНИЯ

щиков, чиновников, рантье и торговцев, избранных в сельских изби­рательных округах. Большинство депутатов (из 630 депутатов — 430) принадлежало к монархическим группировкам. — 223.

149 Конспект книги: Lewis H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877 —
отражает один из важнейших этапов работы Маркса над обоснованием
материалистического понимания истории. Открытие Морганом родо­
вого строя явилось ключом к пониманию древнейшей истории челове­
чества, давало возможность осветить на конкретном историческом ма­
териале пути возникновения территориальной общины и государства.
По свидетельству Энгельса, Маркс, в связи с изучением Моргана,
намеревался написать книгу, посвященную этим вопросам. Замысел
Маркса осуществил Энгельс, использовавший конспект Маркса при
работе над книгой «Происхождение семьи, частной собственности и
государства».

В этой работе Энгельс приводит некоторые замечания Маркса, содержащиеся в конспекте, что в каждом случае оговорено особым примечанием. Незначительные редакционные расхождения между рус­ским текстом книги Энгельса и публикуемым конспектом Маркса отра­жают различие между английским оригиналом конспекта и немецким переводом.

Книгу Моргана Маркс, по-видимому, получил от М. Ковалев­ского. В Европе этот труд был мало известен, к тому же открытия Мор­гана замалчивались буржуазными учеными, отстаивавшими так на­зываемую патриархальную теорию. Над конспектом этой книги Маркс работал в конце 1880 — начале 1881 годов. Содержание труда Моргана отражено в конспекте весьма подробно. Однако Маркс внес в свой конспект некоторые структурные изменения по сравнению с книгой. Третья и четвертая части, в которых рассматриваются развитие семьи и развитие собственности, предшествуют в конспекте второй части, озаглавленной Морганом «Развитие идеи управления». Кроме того, в конспекте полностью опущена третья глава первой части книги («Про­порции человеческого прогресса»). При конспектировании Маркс привлек также труды других авторов, взятые оттуда данные приведены в тексте конспекта. В последней части конспекта, посвященной истории Греции и Рима, Маркс часто обращается непосредственно к сочинениям древних авторов, делая из них обширные выписки, как правило, на языке оригинала.

Конспект занимает стр. 1—98 в тетради большого формата. Первая публикация конспекта была осуществлена на русском языке в 1941 г. в книге «Архив Маркса и Энгельса», т. IX. В настоящем томе в отличие от первой публикации прямые высказывания Маркса выделены особым шрифтом. Публикация конспекта на языке оригинала была осуще­ствлена в 1972 г. Международным институтом социальной истории (Амстердам) в книге: «The Ethnological Notebooks of Karl Marx». Assen, 1972. — 227.

150 Имеется в виду книга: Y. Goguet. «De l'Origine des Loix, des Arts, et des Sciences, et de leurs Progrès chez les anciens peuples», 3 vols, Pa­ris, 1758 (И. Гоге. «О происхождении законов, искусств и наук и об их развитии у древних народов», в 3-х томах. Париж, 1758). Маркс приводит рассказ Гоге на основании книги Моргана (стр. 13). — 228.

151 Строители маундов — племена, характерной чертой материаль­ной культуры которых было строительство маундов — земляных

ПРИМЕЧАНИЯ



насыпей разнообразной формы и различного назначения (укрепления, надмогильные курганы и т. д.). Подобные сооружения встречаются в Северной и Центральной Америке. Эту древнюю культуру считают родственной индейской. — 229.

152 Сравнение терминов на различных языках, приводимое в рукописи, в книге Моргана отсутствует. — 230.

153 Имена указанных здесь древних авторов в книге Моргана отсутствуют. По-видимому, они взяты Марксом из какого-либо словаря древне­греческого языка, которым он пользовался при проверке происхожде­ния термина «синдиасмический». Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» заменил этот термин определе­нием «парная семья». — 232.

154 Ганованский — термин, введенный Морганом для обозначения си­стемы родства, принятой у индейских племен Америки. Термин обра­зован от слов «лук и стрела», это оружие Морган считал наиболее характерным признаком индейской культуры. Ганованская семья озна­чает «семья лука и стрелы». — 233.

155 Библия. Бытие, 5, 10. — 235.

156 Ротуманской Морган именует систему родства, распространенную в Полинезии, по названию острова Ротума, где эта система впервые начала изучаться миссионерами. — 237.

157 Имеется в виду работа Моргана: «Systems of Consanguinity and Affi­nity of the Human Family». Washington, 1871 («Система родства и свой­ства у человеческой семьи». Вашингтон, 1871). — 238,253.

158 Это высказывание Маркса приводится Энгельсом в книге «Происхож­дение семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 36). — 242.

159 Энгельс приводит это высказывание Маркса, начиная со слов: «Совре­менная семья», в кнше «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 61). — 250.

1во Энгельс ссылается на данное высказывание Маркса в книге «Происхо­ждение семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 65). — 251.

161 Confarreatio — древнеримский обычай торжественного бракосоче­тания. Coëmptio — брак, заключавшийся посредством мнимой вза­имной продажи сторон друг другу, благодаря которой жена освобо­ждалась от опеки своей семьи. Usus — обычай, брак по обычаю. — 251.

162 Копанские памятники — руины одного из центров культуры древ­них майя, на территории современного Гондураса. В числе памятни­ков — знаменитая лестница, ступеньки которой покрыты надписями, сделанными иероглифическим письмом майя. — 259.

163 Вероятно, имеется в виду высказывание итальянского экономиста А. Лориа в книге: «La rendieta fondiaria e la sua elisione naturale». Milano, Napoli, Pisa, 1880 («Земельная рента и ее естественное исчезно­вение». Милан, Неаполь, Пиза, 1880). Ко времени составления кон-

18*



ПРИМЕЧАНИЯ

спекта Мрргана Марксу была известна только упомянутая книга Лориа. — 268.

164 Законы левитов, в которых систематизировалось обычное право
древних евреев, регулировали брачные отношения у них. Левиты —
служители религиозного культа, игравшие значительную роль в жизни
древнееврейского общества. Упоминание Моргана о левитах основано
на данных Библии (Третья книга Моисеева, гл. 18).

Упомянутые выше законы двенадцати таблиц — первая запись римского права, осуществленная в 451—450 гг. до н. э. Текст законов дошел до нас в отрывках, в извлечениях позднейших юристов. — 268.

165 Мормоны — члены религиозной секты, основанной в 1830 г. в Сое­
диненных Штатах Америки. Основатель,, секты Джозеф Смит (1805—
1844) написал якобы внушенную ему божественным откровением
«Книгу Мормона». В этой книге, изобилующей фантастическими из­
мышлениями, рассказывалось от имени пророка Мормона о пересе­
лении израильских племен в Америку, которое будто бы имело место
в древности. Отличительной особенностью секты мормонов было вве­
дение многоженства по образцу патриархальной семьи древних евреев,
описанной в Библии. — 274.

1*6 Имеется в виду «либерум вето» — право любого члена сейма в феодаль­ной Польше своим протестом отменить постановление сейма. — 295.

167 Энгельс приводит данное высказывание Маркса в книге «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее изда­ние, т. 21, стр. 60). — 311, 312.

168 Маркс ссылается на книгу: G. F. Schömann. «Griechische Alterthümer». Bd. I—II (Г. Ф. Шёман. «Греческие древности»). Первое издание, которым он, по-видимому, пользовался, вышло в 1855 году. Краткая характеристика структуры общественного строя греков с выделением основных понятий, данная в начале абзаца, основана на данных Шё-мана, однако упоминания о Гомере здесь ни у Шёмана, ни у Моргана не встречается. Со слов: «Первоначально и там...» и до конца абзаца следуют дословные цитаты из книги Шёмана. Ссылки на Шёмана в книге Моргана вообще отсутствуют. — 327.

16» Энгельс приводит эту фразу в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее издание, т. 214 стр. 101). — 32S.

1ГО Резкая характеристика суждения Грота принадлежит Марксу. У Мор­гана (стр. 226) говорится: «Форма семьи в представлении выдающегося историка была очевидно римской...». — 329.

171 Это место, изложенное в рукописи Маркса по-немецки, Энгельс при­водит в книге «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» как суждение Маркса (см. настоящее издание, Т. 21, стр. 102). В книге Моргана изложению Маркса соответствует следующее место: «Хотя из наблюдений Грота, по-видимому, следует, что роды не древ­нее существовавшей тогда мифологии... в свете представленных фак­тов ясно, что роды существовали задолго до того, как возникла мифо-. логия, — до того, как в человеческой голове зародились Юпитер или

ПРИМЕЧАНИЯ



Нептун, Марс или Венера» (Н. Morgan. «Ancient Society». Londoo, 1877, p. 228). — 330.

172 Это высказывание Маркса приводится Энгельсом в книге «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее из­дание, т. 21, стр. 102). — 331.

17* Дальше, начиная со слов: «Об этой родословной» и до слов: «родослов­ная создала реальные роды!» (стр. 332), текст Моргана вместе с заме­чаниями Маркса приводится Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 103). — 331.

174 Имеется в виду книга: Fustel de Coulanges. «The Ancient City». Boston, 1874 (Фюстель де Куланж. «Древняя гражданская общпна». Бостон, 1874). — 332.

175 У Моргана дается лишь ссылка на данное место в книге Тацита. — 333.

176 Цитата из Гомера в книге Моргана не приводится. — 335.

»77 Это высказывание Маркса приводится Энгельсом в книге «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее изда­ние, т. 21, стр. 105—106). — 336.

178 Дальнейший текст, начиная со слов: «Одиссей не читает» и до конца абзаца (за исключением определения термина «койранос»), приво­дится Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собственно­сти и государства» (см. настоящее издание, т. 21, стр. 106—107). — 337..

179 в рукописи Маркса цитата из книги Фукидида «Пелопоннесская война» приводится на греческом языке. У Моргана (стр. 251) эта цитата, за исключением фразы, взятой в скобки, дается в английском переводе. — 337.

180 Данные из книги: А. Böckh. «Die Staatshaushaltuiig der Athener». Bd. 1 und 2. Berlin, 1817 (А. Бек. «Государственное хозяйство афинян». Тт. 1 и 2. Берлин, 1817) Маркс приводит по книге Шёмана. Дальней­шие ссылки на Шёмана относятся к разделу «Афинское государство» первого тома его книги. — 339.

181 В рукописи Маркса данная цитата из книги Плутарха «Сравнитель­ные жизнеописания» приводится в немецком переводе и в менее полном виде, чем в книге Моргана, где она дается по-английски. Следующая цитата у Моргана отсутствует. В книге Шёмана даются только ссылки на обе эти главы, без воспроизведения цитат.' — 339.

182 Ссылка на книгу Плутарха «Сравнительные жизнеописания» («Солон») и сведения, приводимые из нее ниже, в книге Моргана отсутствуют. — 341.

183 G. F. Schömann. «Griechische Alterthümer», Bd. 1, S. 134, 135. — 344.

184 Текст после черты и до конца главы отсутствует в книге Моргана и составлен Марксом на основании раздела «Афинское государство» н первом томе книги Шёмана. — 345.



ПРИМЕЧАНИЯ

185 Выдержка из книги Плутарха «Сравнительные жизнеописания» у Мор­гана отсутствует. — 361.

186 Это высказывание Маркса приводится Энгельсом в книге «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства» (см. настоящее изда­ние, т. 21, стр. 45). — 368.

187 Данная глава книги Моргана изложена Марксом в сильно сокращен­ном виде. Не нашли здесь, в частности, отражения стр. 361—379, где Морган, опираясь главным образом на данные Библии и некоторые этнографические сочинения, излагает материал, касающийся народов Азии и Африки. В то же время в рукописи приводятся выдержки из произведений античных авторов, отсутствующие в книге. — 369.

188 Нижеследующая выдержка из Тацита, как и дальнейшие, приведены в рукописи на латинском языке по изданию, комментированному Лип-сиусом. Маркс, возможно, пользовался имевшимся в его личной биб­лиотеке изданием: Cornelius Tacitus: Opera. Ex recansione Jo. Augusti Ernesti. T. 2, Lipsie: Weidmann. 1772. В книге Моргана (стр. 359) имеется ссылка на данную главу и краткое ее изложение. — 369.

1" Книги Эгингарда, Иорнанда, Юлиана и «Анналы» Тацита, цитаты из которых в рукописи Маркса приводятся на латинском языке, у Мор­гана не упоминаются. — 370.

190 Нижеследующие цитаты из книги Тацита «Германия» (гл. 3, 5, 7, 11, 12, 20), приводимые Марксом на латинском языке, в книге Моргана отсутствуют. — 371.

191 У Моргана содержание 22 главы книги Цезаря «О галльской войне» дано в виде изложения на стр. 359—360; гл. 23 не упоминается вообще.— 372.

1*2 У Моргана гл. 26 книги Тацита не упоминается. — 372.

•И В конспекте книги: H. S. Maine. «Lectures on the Early History of In­stitutions». London, 1875 — Маркс подвергает основательной критике взгляды автора, одного из видных представителей патриархальной теории. Изложение работы Мейна сопровождается многочисленными замечаниями, которые отражают выводы, сделанные Марксом после прочтения книги Моргана. Очень важное значение имеют содержа­щиеся в конспекте мысли Маркса о путях возникновения государства, высказанные в связи с критикой абстрактных юридических теорий, сторонником которых являлся Мейн. В конспекте наряду с изложением содержания книги Мейна приводятся данные других авторов по исто­рии социальных институтов Ирландии, а также Индии, в том числе и отсутствующие в самой книге. Эти данные в ряде случаев позво­ляют раскрыть искажения или ошибочные толкования Мейном ряда социальных явлений.

Конспект книги Мейна был составлен Марксом в 1881 г., он со­держится на стр. 159—196 той же тетради, в которой написан и кон­спект работы Моргана «Древнее общество», составленный несколько раньше. Первая публикация конспекта книги Мейна была осущест­влена на языке оригинала Международным институтом социальной истории (Амстердам) в 1972 г. в книге: «The Ethnological Notebooks of Karl Marx». Assen, 1972. — 373.

ПРИМЕЧАНИЯ



194 Исторические источники, на которые здесь ссылается Маркс, упоми­
наются в первой лекции Мейна, озаглавленной «Новые материалы для
древней истории институтов». Трактаты «Senchus Mon («Шенхус Мор»)
и «Book of Aicilh («Книга Аисила») опубликованы в издании: «Anci­
ent Laws and Institutes of Ireland», 6 vols. Dublin, 1865—1901 («Древ­
ние законы и установления Ирландии» в 6 томах. Дублин, 1865—1901);
в книге Мейна использованы тома I—III этого издания, вышедшие
в 1865, 1869 и 1873 годах. «Шенхус Мор», дату составления которого
современная наука относит к VIII в., состоит из нескольких частей,
представляющих собой самостоятельные трактаты. Первая часть, оза­
главленная Athjjabbail (Атхгабхаил) и в английском переводе Law
of Distress (Право завладения имуществом) занимает I и часть II тома
книги. Во II томе содержатся также трактаты о праве залога, о воспри-
емничестве (fosterage), о древних видах аренды скота (saer и daer),
а также трактат о социальных связях. Содержание III тома соста­
вляют последняя часть «Шенхус Мора» — Corns Bescna (Kopyc Бескна),
в которой рассматривается договорное право у ирландцев, и упомя­
нутая выше «Книга Айсила».

Первые два тома «Древних законов и установлений Ирландии» изучал также Энгельс в 1869—1870 гг. в связи с намерением написать историю Ирландии (см. настоящее издание, т. 16, стр. 501). — 373.

195 Об упоминаемой книге Спенсера см. настоящий том, стр. 393, 400
и примечания 47, 73.

Маркс имеет здесь в виду также книгу Дэвиса «Исторические трактаты» (о ней см. стр. 83—86 настоящего тома и примечание 39). Помимо этой книги Мейн использовал также отчет Дэвиса по делу о гавелкинде (J. Davis Reports. «Le Cas de Gavelkind»), см. настоящий том, стр. 395. — 373.

19в Законы Уэльса приписываются королю Хауэллу Доброму (ум. ок. 950 г.). Здесь имеется в виду их публикация в книге: «Cyfreithjeu Hy-wel Dda ас eraill, seu Leges Wallicae ecclesiasticae et civiles...» Edited by W. Clarke. London, 1730 («... Законы Уэльса, церковные и граждан­ские...» Издано У. Кларком. Лондон, 1730). — 373, 392, 403.

Наши рекомендации