Компоненты государственной власти
В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти; 2) объект власти; 3) содержание властной деятельности (властеотношение); 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти; 5) ресурсы власти.
Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.
Природа подчинения сложна и может основываться на разных мотивах: силе, привычке, интересе, убеждении, авторитете и др.
Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес наиболее стабилен. Личная заинтересованность побуждает к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и делает излишним применение карательных санкций. Подчинение государственной власти по убеждению с соблюдением определенных ценностных ориентаций имеет место ради целей более высоких, чем индивидуальный интерес. Это могут быть патриотические, нравственные, религиозные, общенациональные цели. Авторитет государственной власти формируется на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, на особых способностях и даже таланте тех, кто стоит у власти.
Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.
Содержание властеотношений – один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения реализуются в целях осуществления определенных потребностей общества, решения возникающих перед ним задач.
Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.
Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные – это меры государственно‑властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.
Широко распространена классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, культурно‑информационные, идеологические, силовые.
К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.
Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть добивается порядка, устойчивости в экономике, охраняет различные формы собственности. Кроме того, экономические ресурсы позволяют государственной власти осуществлять экономический контроль в стране. По словам Ф. Хайека, «экономический контроль – это контроль над средствами достижения всех наших целей».
Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий и др.
Культурно‑информационные ресурсы – это знания, информация, а также средства их получения и распространения. С их помощью государственная власть воздействует на людей. Особенно велика роль исторических, национально‑культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государства бережно относятся к историческим, национальным и социально‑культурным корням.
Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.
Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.
Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то это обеспечивает ее устойчивое равновесие, она способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает ее нежизнеспособной.