Особенности кулылурного развития русских земель в ХIII- ХV веках
Основные даты и события: 1479 г. - завершение строительства Успенского собора Московского Кремля.
Исторические деятели:Аристотель Фиораванти; Феофан Грек; Андрей Рублев; Даниил Черный; Дионисий; Прохор с Городца.
Основные термины и понятия:новгородский стиль в архитектуре; эпос; историческая песня.
План ответа: 1) исторические условия развития кулылуры русских земель в XIII-XV вв.; 2) основные достижения кулылу-
. ры: фольклор, литература, архитектура, живопись; 3) значение русской кулылуры этого периода.
Материал к ответу:Главными событиями, определившими развитие кулылуры русских земель в Xllf-XV ВВ., стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники кулылуры - соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угнаны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.
Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития кулылуры русских земель в XIII-XV веках.
Главной темой устного народного творчества стала борьба с ордынским господством. Сохранились или в переработанном виде дошли до наших дней сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляют героический былинный эпос. В XIV в. были созданы былины о Василии Буслаеве, Садко, отражавшие вольнолюбивый характер новгородцев, богатство и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества - историческая песня, описывавшая в деталях события, современником которых был автор.
В про изведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV в. возобновляется общерусское летописание.
С конца XIII в. началось возрождение каменного строительства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пострадавших от нашествия. Одним из центров кулылуры в эти годы становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы на Липне и церковь Федора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности, относительно неболылими размерами сооружений, более скромным оформлением стен, использованием наряду с кирпичом известняковых плит и валунов. В Москве каменное строительство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор (ставший дворцовой церковью великих князей) и Архангельский собор (усыпальница московских правителей). Была построена Грановитая палата новгородского кремля. О возрастании политического могушества Москвы свидетельствовал каменный Кремль, построенный в 1367 году.
Политические мотивы присутствовали и в церковной живописи - иконописи. Ярким примером этого стала икона «Царь царей», на которой Иисус Христос был изображен с короной на голове. Это выражало непризнание власти ордынских ханов (именовавших себя «царями царей») и показывало приоритет христианской веры и власти православных властителей. Не случайно эта икона была установлена в Успенском соборе после Куликовской битвы.
Наряду с местными мастерами в это время на Руси работали и иностранные живописцы, главным образом из Византии. Яркой фиrypой среди них был Феофан Грек, сумевший соединить классическую византийскую манеру иконописи с традициями русских мастеров. Кисти Феофана, работавшего в Новгороде и Москве в конце XIV в., принадлежат иконы Богоматери Донской, святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Некоторыми из его произведений был украшен Благовещенский собор Московского Кремля. Учеником и последователем Феофана стал русский художник Андрей Рублев (1360-1430) - монах ТроицеСергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Даниилом Черным он расписывал фресками стены Успенского собора во Владимире, а затем Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самой известной из его работ стала «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора.
Пострадавшая в период монгольского нашествия, русская кулылура начала свое возрожден~е уже в конце XIIIвека. Литература, архитектура, изобразительное искусство этого времени были пронизаны стремлением авторов к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за свержение ордынского господс~ва, формированием основ общерусской кулылуры.