Особенности кулылурного развития русских земель в ХIII- ХV веках

Основные даты и события: 1479 г. - завершение строительства Успенского собора Московского Кремля.

Исторические деятели:Аристотель Фиораванти; Феофан Грек; Андрей Рублев; Даниил Черный; Дионисий; Прохор с Городца.

Основные термины и понятия:новгородский стиль в архитекту­ре; эпос; историческая песня.

План ответа: 1) исторические условия развития кулылуры рус­ских земель в XIII-XV вв.; 2) основные достижения кулылу-

. ры: фольклор, литература, архитектура, живопись; 3) значение русской кулылуры этого периода.

Материал к ответу:Главными событиями, определившими раз­витие кулылуры русских земель в Xllf-XV ВВ., стали Батыево нашествие и установление монголо-татарского владычества. Были уничтожены или утрачены крупнейшие памятники кулылуры - соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Сами ремесленники и мастера были убиты или угна­ны в ордынское рабство. Прекратилось каменное строительство.

Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от монголов, создание единого языка стали важными факторами развития кулылуры русских земель в XIII-XV веках.

Главной темой устного народного творчества стала борь­ба с ордынским господством. Сохранились или в перерабо­танном виде дошли до наших дней сказания о битве на Кал­ке, о разорении Рязани Батыем, о Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составляют героический былинный эпос. В XIV в. были созданы были­ны о Василии Буслаеве, Садко, отражавшие вольнолюбивый характер новгородцев, богатство и силу их земли. Появился новый вид устного народного творчества - историческая песня, описывавшая в деталях события, современником ко­торых был автор.

В про изведениях литературы тема борьбы с захватчиками также была центральной. В конце XIV в. возобновляется об­щерусское летописание.

С конца XIII в. началось возрождение каменного строи­тельства. Оно активнее развивалось в землях, наименее пост­радавших от нашествия. Одним из центров кулылуры в эти го­ды становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы на Липне и церковь Федора Стратилата. Эти храмы ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличавшегося сочетанием простоты и величественности, от­носительно неболылими размерами сооружений, более скром­ным оформлением стен, использованием наряду с кирпичом известняковых плит и валунов. В Москве каменное строитель­ство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор (ставший дворцовой церковью великих князей) и Архангель­ский собор (усыпальница московских правителей). Была пост­роена Грановитая палата новгородского кремля. О возрастании политического могушества Москвы свидетельствовал камен­ный Кремль, построенный в 1367 году.

Политические мотивы присутствовали и в церковной жи­вописи - иконописи. Ярким примером этого стала икона «Царь царей», на которой Иисус Христос был изображен с ко­роной на голове. Это выражало непризнание власти ордын­ских ханов (именовавших себя «царями царей») и показывало приоритет христианской веры и власти православных власти­телей. Не случайно эта икона была установлена в Успенском соборе после Куликовской битвы.

Наряду с местными мастерами в это время на Руси работа­ли и иностранные живописцы, главным образом из Византии. Яркой фиrypой среди них был Феофан Грек, сумевший соеди­нить классическую византийскую манеру иконописи с традици­ями русских мастеров. Кисти Феофана, работавшего в Новгоро­де и Москве в конце XIV в., принадлежат иконы Богоматери Донской, святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Некото­рыми из его произведений был украшен Благовещенский собор Московского Кремля. Учеником и последователем Феофана стал русский художник Андрей Рублев (1360-1430) - монах Троице­Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Даниилом Черным он расписывал фресками стены Успен­ского собора во Владимире, а затем Троицкого собора в Трои­це-Сергиевом монастыре. Самой известной из его работ стала «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора.

Пострадавшая в период монгольского нашествия, русская кулылура начала свое возрожден~е уже в конце XIIIвека. Ли­тература, архитектура, изобразительное искусство этого вре­мени были пронизаны стремлением авторов к высоким ду­ховным идеалам, идеей борьбы за свержение ордынского господс~ва, формированием основ общерусской кулылуры.

Наши рекомендации