Типы и формы политического поведения. Политический экстремизм.
Наиболее распространенная типология форм политического участия:
1. Конвенциональные формы: абсентеизм, чтение о политике в газетах, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным образом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представителям, активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.).
2. Неконвенциональные формы: подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, участие в бойкотах, отказ от уплаты налогов, участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах, блокирование дорожного движения, участие в стихийных забастовках.
Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест - это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям.
К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной, объясняющей причины и механизмы протестного поведения, является концепция депривации. Депривация - это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием.
Политический экстремизм – это действия, которые направлены на разрушение политической системы сложившейся в обществе, с целью замены ее режимом иного толка. Различают политический экстремизм государственный и оппозиционный, левый и правый. Но в основе всех его разновидностей находятся: насилие или его угроза, одномерность, одержимость в стремлении навязать своим оппонентам свои взгляды и принципы, бездумное выполнение всех приказов, опора на чувства, эмоции, инстинкты (интуицию) и предрассудки, не способность к толерантности и компромиссам.
В своем крайнем проявлении экстремизм смыкается с терроризмом и революционизмом, как самыми деструктивными формами проявления радикализма.
Политические конфликты.
Политический конфликт – это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.
Причины политических конфликтов:
1. Социальная дифференциация общества.
2. Несовпадение статусов субъектов, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей.
3. Борьба за обладание ресурсами власти.
Таким образом, основным субъектом политического конфликта являются крупные социальные группы. Их потребности и цели могут реализовываться только через исполнительные власти. Поэтому, одни субъекты борются с другими за влияние в системе политических отношений, т.е. за власть и за политическое господство.
44. Политический лидер: понятие, функции, типология.
Политический лидер - человек, который благодаря своим личным качествам, политическим и иным капиталам, способен вести за собой политическую систему общества и людей в целом.
1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.
2) Ориентационную. лидером осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений.
4) Мобилизационную. реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
5) Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью,
различными организациями, группами и слоями.
6) Функцию социального арбитража и патронажа. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
7) Функцию легитимности политического порядка. заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
М. Вебер выделил три типа господства:
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх.
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в
исключительные качества данного человека. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами.