Действительность – осуществлённое состояние как совокупность реализованных возможностей
Идеи политико-правовые - мысли, взгляды, обусловленные мировоззрением личности, социальной группы, класса (сословия, клана) о политико-правовом обустройстве страны.
Речь идет о взглядах на сущность и состав политической системы страны, о сохранении, эволюционном или революционном изменении внутренних взаимоотношений в стране (между обществом и государством, внутри общества и внутри госаппарата, между обществом, госаппаратом и Природой) и взаимоотношений внешних (между народами различных стран, между различными государствами) путем соответствующих законопроектов и опоре на национальную мораль (первый системный регулятор этих взаимоотношений) или ее игнорировании.
Исторически сложилось так, что мы можем сегодня по принципу «кто кому служит» (исходный замысел автора, его принципиальная позиция) все эти идеи разделить на два основных типа: государство служит обществу (нации, нациям страны, какой-то группе общества или нескольким социальным группам) или общество служит государству.
Идеи политико-экономические.Со времен Адама Смита под этими идеями понимаются взгляды на хозяйственную деятельность социума (общество + государство).
Речь идет об проектируемых или существующих взаимоотношениях людей между собой, взаимоотношений госаппарата и общества по поводу собственности на орудия и предметы труда, ранее созданных и созданных только что материальных ценностей, по поводу научных открытий и опытных разработок и т.д.
Кратко можно сказать, что эти идеи касаются характера взаимоотношений в обществе и между обществом и государством по поводу кадровой, материально-технической, финансовой и информационной базы общества и таких же баз государства, по поводу взаимоотношений между производителями и потребителями материальных благ и информации и т.д.
Словом, речь идет о проектируемом или существующем характере взаимоотношений в социуме в процессе производства и распределения материальных благ, финансовых и информационных ресурсов.
Коррупция.Это слово происходит от латинского «растлевать», «совращать» и используется как термин, обозначающий использование должностным лицом своих властныхполномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным принципам общества.
Как правило, этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату (бюрократия - власть «министерских» в центре и в регионах) и политической элите или правящей группировке.
Еще в XV в. на Руси был термин «лихоимство начальников», который означал: прямое использование высшим должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения путем:
(а) того или иного нарушения закона или изменения нормативного акта в пользу лиц, оплачивающих тем или иным способом эту «заказанную» деятельность (бездеятельность) данного бюрократа (не путать с простым чиновником) или
(б) вымогательства у граждан, служащих (физических и юридических лиц) оплаты в той или иной форме фактических или мнимых услуг, оказанных вопреки закону для личного обогащения. И на Руси лихоимство (коррупцию) никогда не путали со взяточничеством мелких чиновников, госслужащих. Такова была раньше традиция русской культуры: не путать гаишника с министром.
Речь шла, в первую очередь, о судьях, о руководителях органов власти (воеводах, дъяках Приказов и т.д., т.е., говоря современным языком, о губернаторах, о начальниках отделов министерств, о министрах, о чиновниках, обладающих правом подписи и печати и т.д.) И в том и в другом случае «лихоимство» считалось деянием, которое разлагает мораль народа и подрывает его доверие к власти, ведет к росту возмущения народа, к выступлениям против власти, к развалу государства.
Взятка на Руси имела много синонимов (поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пишкеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на не совсем законное дело [18].
Взяточником на Руси называли того, кто берет взятки. Когда этот «продажный человек» получал взятки, то на Руси это расшифровывалось как получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица (не путать с коррупцией).
Словом,взяткапонималась, какпринимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Разновидностью взятки сегодня, например, является так называемый «откат», заключающийся в том, что должностное лицо («взяточник») при выборе поставщика товаров или услуг выбирает определённое предложение, и за это получает от поставщика вознаграждение в виде фиксированной суммы или процента от суммы сделки.
На Руси взятка использовалась для ускорения принятия чиновником какого-то решения, для благожелательного отношения к взяткодателю и т.д. Без нарушения закона. Взяточник обычно назывался «мздоимецем» (подкупной человек - за мзду, небольшое подношение быстро решающий дела чиновник или просто гражданин, деловой человек, ответственный за какие-то решения).
И, повторяем, никогда на Руси не путали лихоимца, растлевающего общество, подрывающего авторитет государства, с мелким чиновником-взяточником (гаишником или учителем, например), считая, что такое смешение делается исключительно в интересах как раз лихоимцев.
Итак, «лихоимство» («коррупция») есть специфичная форма таких взаимоотношений между должностным лицом, обладающим властными полномочиями, и обществом, при которых вместо принципа служения обществу госслужащий действует по принципу личной выгоды, корысти, и, нарушая закон, оказывает фактические или мнимые услуги гражданам (другому госслужащему) или вымогает какие-то блага у граждан (других госслужащих) за свои незаконные действия или бездействия.
Таких на Руси обычно называли «лихоимцами» («лихо» - Зло) – государевыми людьми, имеющими свою личную выгоду на основе злого умысла и подрывающих доверие народа к государству.