Нового международного политического 6 страница
Диагностика политическая бывает общая и частная. Результатом первой является проблемное поле диагностируемого объекта, т.е. схема выявленных проблем с учетом их иерархической значимости. В этой схеме выделяется стартовая политическая проблема, под которую подводится частная диагностика.
Для диагностики политической используются самые разнообразные приемы и методы, заимствованные из разных общественных наук: тестирование, опросы, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ документов и т.д. В арсенале диагностики политической находятся и специальные методы отдельных общественных наук (психологическая диагностика, социальная психология, социометрия) и естественных наук (нетематическое моделирование, программирование, статистические выборки, компьютерная графика и т.д.).
ДИАЛОГ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (греч. – разговор, беседа) – способ публичного выражения политических взглядов, мнений, оценок, стилей политического мышления субъектов. В процессе политического диалога достигается согласие между субъектами, вырабатывается программа и механизмы политической деятельности. Политический диалог является определяющим условием развития демократической политической системы, так как отражает многопартийную систему общества. Выделяют основные формы политического диалога: 1) полемика – резкая, явная борьба противоположных мнений по любым политическим проблемам; 2) дискуссия – обмен мнениями по политическим проблемам, поиск в процессе дискуссии оснований для заключения политического соглашения, консенсуса.
В процессе политического диалога различают лояльные и нелояльные приемы его проведения. Лояльные приемы: концентрация аргументов в свою пользу; аргументы должны быть систематизированы по объективности и фактической основе; поиск слабых аргументов в политической позиции противника; никогда не доказывать очевидного, ясного для аудитории, что приводит к профанации позиции субъекта политического диалога. Нелояльные приемы: уклонение от предмета обсуждения политического диалога; обращение к личностным характеристикам спорящих; привлечение аудитории для поддержки своей политической позиции; угроза применения силы: от угрозы сворачивания политического диалога до физической расправы над политическим оппонентом.
Структура политического диалога: 1) оппонент – субъект, предлагающий решение политической проблемы или просто ставящий, формулирующий ее; 20 оппонент – субъект, критикующий положения, высказываемые оппонентом в устной или письменной форме; 3) аудитория – группа субъектов, при которых и ради которых ведется политический диалог; 4) средства массовой информации как средство ведения заочного политического диалога.
Политический диалог основывается на следующих принципах: научности; партийности; единства теории и практики; признания равенства и взаимного уважения участвующих в политическом диалоге сторон. Искажение любого из этих принципов приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, что, в конечном счете, ослабляет развитие демократии.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - ключевая идейно-политическая концепция социал-демократии.
Впервые термин «демократический социализм» использовал в 1888 году Д.Б.Шоу. До первой мировой войны его использовали Э.Бернштейн и О.Бауэр, в межвоенный период - К.Каутский и Р.Гильфердинг.
В послевоенное время демократический социализм становится официальной доктриной социал-демократического движения. Контуры этой концепции намечены во Франкфуртской декларации Социалистического Интернационала (1951), в программных документах западноевропейских социал-демократических, социалистических, лейбористских партий конца 50-х - начала 60-х годов.
Так, Годесбергская программа (1959) Социал-демократической партии Германии (СДПГ) ориентирует своих членов на социализм. В «Основной программе» стержневую роль играет понятие социализма как «постоянной задачи». Ни в этой, ни в другой программе нет четкого разграничения между социализмом как движением, социализмом как теорией и социализмом как состоянием. Под категорией социализма как постоянной задачи понимается прежде всего такое движение к социализму, которое не предполагает наличия переломного момента, качественного скачка, знаменующего переход к социализму-состоянию. Само восприятие социализма как состояния общества не допускается, так же, как нет и термина построения социализма.
Социализм, по мнению теоретиков социал-демократии, не нуждается в формулировке конечной цели: вспомним известную формулу-лозунг Э.Бернштейна «То, что считают конечной целью, для меня ничто, движение – все». В.Брандт - авторитетнейшая фигура в социал-демократическом движении - говорил о демократическом социализме как о «никогда не кончающейся задаче все больше и больше, вновь и вновь осуществлять социальные требования демократии в процессе политической борьбы, проводить в социальную действительность право индивидуума на личную и политическую свободу».
Вопрос о завоевании рабочим классом политической власти как предпосылки и условия общественных преобразований (как он стоит у коммунистических партий) с повестки дня социал-демократии снят. На авансцену теоретических разработок выдвинулся лозунг «социальной демократии», основным компонентом которого является триада: свобода, справедливость и солидарность. Эти ценности - не просто морально-этические постулаты, но и руководящие принципы проведения конкретной политики.
Свобода, как определяет Декларация принципов Социалистического Интернационала, - это результат индивидуальных и совместных усилий, которые представляют собой две части единого процесса. Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями.
Справедливость - означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенства в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости либо от владельцев средств производства, либо от тех, кому принадлежит политическая власть.
Солидарность - носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувство сострадания к жертвам несправедливости. В эпоху беспрецедентной взаимозависимости между личностью и государством принцип солидарности приобретает особое значение, поскольку он необходим для выживания человечества.
Кроме того, социал-демократия привержена ценностям эпохи Великой французской буржуазной революции 1789 года. Отсюда постоянный интерес к равенству, которое предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса.
Известная модернизация концепции демократического социализма был предпринята в 80-е годы в ряде документов социал-демократических партий, Социалистического Интернационала. Социал-демократия приступила к решению тех проблем, которые во многих европейских странах обозначаются как «кризис прогресса». Проект демократического социализма стал включать в себя модель индустриальной цивилизации. В центре дискуссий, развернувшихся вокруг данной модели, встали такие вопросы, как: понятие экономического роста; социальное управление техникой; будущее мира труда; социально ответственное производство энергии; новый индивидуализм; новые формы всеобщей безопасности; беспримерные масштабы интернационализации.
ЕВРАЗИЙСТВО - идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему «русского пути».
Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть симбиоз ордынских, византийских, других «восточных начал».
Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, носил программное название «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев». Издан был в Софии в 1921 году.
К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н.Савицкий, философы Г.В.Флоренский, Л.П.Карсавин, лингвист Н.С.Трубецкой, музыковед и публицист П.П.Сувчинский. На раннем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские философы и культурологи.
Историософская концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в "отрицании «абсолютности» новейшей «европейской» культуры, ее качества быть «завершением» всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира».
Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С.Трубецкой отмечал, что «евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры». Также сходство наблюдалось и в вопросе «об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами».
Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к выпячиванию азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма, пренебрежению правами человека.
В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евразийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.
ЕВРОПАРЛАМЕНТ- международный и межнациональный орган, в котором представлены страны Европейского союза (до Маастрихтского договора(1993) - Европейского сообщества). Штаб-квартира - в Страсбурге (Франция).
Исторической предшественницей Европарламента была совместная ассамблея Европейского объединения угля и стали, первое заседание которой состоялось в марте 1957 года. Совместная ассамблея превратилась в парламентскую ассамблею европейских сообществ (ЕС, ЕОУС, Евратом). Юридически название Европарламента закреплено в 1985 году.
В Европарламент входят Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, ФРГ и Франция. В 1985 году ЕС расширился за счет Австрии, Финляндии, Швеции.
Депутатский корпус Европарламента избираются один раз в 5 лет прямым голосованием населения стран-членов ЕС. Последние выборы прошли в 1994 году, в которых 56% из 269 млн. граждан, имеющих право голоса в 12 государствах, определили 567 депутатов.
Количество мест в Европарламенте в 1994 году (до вступления трех новых государств) увеличилось по договоренности государств-членов ЕС на 59 против 567 в предыдущем составе парламента (1989-1993).
Каждая страна в Европарламенте представлена постоянным числом депутатов. Самые крупные страны - Италия, Великобритания, Франция - имеют по 87 мест, ФРГ на выборах 1994 года увеличила свое представительство до 99 членов, что было связано с объединением этой страны и включением в Европарламент депутатов от восточных земель, Испания - 64, Нидерланды - 31, Бельгия, Греция, Португалия - по 25, Дания- 16, Ирландия - 15,Люксембург - 6. В Европарламент от Австрии будут избираться 21 депутатов, 22 - от Швеции и 16 - от Финляндии.
Члены Европарламента представляют различные национальные партии с собственными структурами и программами. В Европарламенте они объединены по политическим направлениям, а не по национальной принадлежности.
По Маастрихтскому договору, Европарламент приобретает равные права с Советом министров ЕС. Совет министров до сих пор являлся главным «законодателем», поскольку принимал решения по законодательным предложениям, вносимым Европейской Комиссией. Парламент же обладал в основном консультативными правами, хотя в соответствии с Единым европейским актом, основавшим Общий рынок, около двух тысяч поправок, внесенных Страсбургской ассамблеей в европейские законы, вошли в национальные законодательства. Несмотря на получение новых полномочий, предстоит пройти еще свой долгий путь, прежде чем он станет таким же влиятельным, как и национальные представительные органы.
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ШКОЛА в Германии - направление политической мысли Германии ХVII - XVIII в.в., представленное именами С.Пуфендорфа (1632-1694), Х.Томазия (1655-1728), Х.Вольфа (1679-1754) и др.
В оценке государства исходили из его определения как продукта сознательной деятельности человека. Большинство мыслителей природу человека полагали социально-общительной (пожалуй, лишь С.Пуфендорф допускал в человеке и природно-эгоистическую компоненту). Кроме того, Х.Вольф целью человеческого существования считал стремление к совершенствованию к чему именно разум дает путеводную нить (всесторонний рационализм, ставка на образование и воспитание, рационально-философская отстраненность от проблем теологии и религии позволяют отнести это направление к первому этапу немецкого Просвещения). В оценке естественного права естественно-правовая школа сближала его с моралью, тогда как нормы последней сознательно отличались от санкций права установленного (государственного) в том, что право создано в государстве людьми и подкреплено авторитарным принуждением с его стороны. Тогда как право естественное никем не вводится и существует от природы. Государство происходит путем заключения ряда договоров (у Пуфендорфа: договоры между людьми об объединении и о выборе формы правления, и между ними и правителем о правах и обязанностях тех и других; у Томазия: об объединении и о назначении правителя). В государственном состоянии действие естественных законов не отменяется; более того, право государственное суть продолжение естественного (а потому ни одно правительство не вправе посягать на естественные права и свободы подданных). Цель государства - общественная безопасность и благо, действия же граждан, не нарушающие их, правительству не подотчетны (впрочем, Х.Вольф допускал и патерналистско-полицейское регламентирование жизнедеятельности подданных). Политическая свобода в государстве состоит в соблюдении обязанностей (государственных законов) так, как это предусмотрено требованиями естественного права и общественного договора. В соответствии с просветительской традицией наилучшей формой правления объявлялся просвещенный абсолютизм, а средством - воспитание и образование в монархе гражданственности и умения управлять. В случае если монарх допускает действия, выходящие за рамки заключенного договора, подданные вправе оказывать пассивное неповиновение (например, в виде неуплаты налогов). В соответствии с трактовкой договора и естественного права Вольф оправдывает крепостничество, ибо это - такое же добровольное самоограничение свободы, как и при учреждении государства.
Недостатки абсолютизма нивелируются наличием при монархе сословно-представительного органа с совещательным статусом. Представители естественно-правовой школы выступали за государственную веротерпимость, а их взгляды оказали влияние на становление в Европе государств просвещенного абсолютизма (Пруссия Фридриха II, Россия Екатерины II). Некоторые их идеи во многом шли вразрез с общепринятыми (Х.Вольф о труде как первейшей обязанности человека; Х.Томазий об идеальном общественном строе, основанном на общности имущества и длительном процессе духовного совершенствования человечества).
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.
Родоначальник теории разделения властей Д.Локк из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизм их функционирования.
По Локку законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая власть. В интересах народа ее следует ограничивать, и Локк выделяет пределы – условия законодательной власти, свойственные для всякого государства, всех форм правления: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому.
Законы нуждаются в непрерывном исполнении, поэтому необходима власть, которая бы следила за исполнением законов, т.е. исполнительная власть. Ее надо отделить от законодательной власти.
Законодательная власть является органом представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции пол изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.
Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. К ним в России относятся: парламент (Федеральное Собрание) – представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция фиксирует, что правосубъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации.
В статье 76 Конституции России закрепляются виды законов в зависимости от предметов ведения. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным закона.
Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.
ИДЕАЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ – совершенный образец политического и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения, и т. д. Исходя из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания. Отсюда функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.
Политический идеал, его сущность и содержание зависят от реальной политической жизни общества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной страны. Разработкой политического идеала как совершенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих. Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков. Поэтому в сегодняшней России трудно обрисовать политический идеал, кроме таких общих установок, как правовое государство, гражданское общество, политическая демократия, демократический политический режим и т. п.
Отсутствие конкретного, в рамках возможности, политического идеала в России негативно сказывается на процессе реформирования общественно-политической жизни, социализации людей, лишая их образа идеальной перспективы развития общества и государства, вселяя неуверенность в сегодняшние преобразования. Политический идеал есть важнейший, необходимый компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целенаправленность мысли и действия политических субъектов.
ИДЕОЛОГИЯ(от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания.
Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объектного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориентации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые модифицируют содержание знания об общества.
Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению либерального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциация идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма.
Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выражали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие интересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.
Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятельности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время разделить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества.
Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" получила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопичность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтернативное "неидеологичное" осознание общества.
Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечеловеческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном политическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-политических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборства различных идеологических и политических субъектов.
Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий из совокупности правил и приемов, ведущих к свободному волеизъявлению населения. Избирательная система состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности составляющих ее функциональное назначение. Исходным среди них выступает избирательное право, то есть право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. В России это право получает гражданин, которому исполнилось18 лет, когда человек достигает полной дееспособности, способен принимать решения, делать выбор и нести ответственность за последствия своих действий. Это активное избирательное право.
Пассивное избирательное право – это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно является различным, т.е. определяется возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Там возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет. Кандидат в президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет и проживать в России на менее 10 лет.
Избирательную систему характеризует также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор; тайное голосование и другие. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.
Поскольку избирательный процесс в России перманентен, то избирателю следует владеть избирательным процессом. Для его следует обращать внимание на соответствие интересов избирателей и избираемых; знать уели, задачи и механизмы реализации их кандидатами; экономическую, политическую и другие ориентации кандидатов, их материальную обеспеченность; отношение к власти и конкурентам и т.п.
Избирательная система зависит от многих факторов, действующих в конкретной стране. Поэтому разнообразие избирательных систем в целом сводится к трем основным: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
ИМПЕРИЯ (от лат. Imperium - имеющий власть, могущественный) -первоначально высшая политическая власть в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие "империя" несколько изменилось. Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера. Империя - одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.
Классифицируя империи, можно выделить древние империи - Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя - монарха. Кроме того, существовали колониальные империи «Нового времени» - Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра - метрополии, и как правило, имели жёстко централизованное управление. «Традиционные» империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скреплённые идеологическим центром, едиными вооружёнными силами и экономическим пространством. Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить «консолидированные» (континентальные) и «неконсолидированные» (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации. Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь «традиционные») отличались культурным многообразием. «Государство-нация», имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скреплённое только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.