Межпатриаршество. Земский Собор 1613 года. Венчание Романовых на царство.
В октябре-ноябре 1612 года, ополчение Минина и Пожарского овладело Москвой. Особые бои проходили в Замоскворечье, на Пятницкой улице. Чудо случилось 4 ноября, когда после молитвы перед Казанской иконой, ополчение взяло Китай-Город. 9 ноября Москва была полностью освобождена от интервентов.
В ноябре 1612 года началась подготовка к Земскому Собору, в котором должны были принять участие все сословия. 1 февраля 1613 года открылся Собор. Большинство бояр, и северорусского дворянства предлагало швецкого королевича. Но духовенство, при поддержке южнорусского дворянства, посадских и казаков отвергло этот вариант. Казаки предложили кандидатуру кн. Трубецкого, но его авторитет был невелик, и тогда предложили кандидатуру Михаила Романова, которую поддержали практически единогласно. 21 февраля, простой народ, собравшийся в Кремле, поддержал нового царя.
2 марта 1613 года в Троицкий Ипатьевский Костромкой монастырь, к 16-тилетнему Михаилу с депутацией. Молодой Михаил стал отказываться, одним из аргументов называя частые измены царям. Но Михаила уговорили, и в память об этом установили празднование 27 марта празднование Феодоровской иконы. 11 июля 1613 года в Успенском соборе совершил венчание на царство митр. Казанский Ефрем, местоблюститель престола.
К сожалению, Ефрем побыл местоблюстителем всего год, умерев уже к концу 1613 года. На его замену был избран митр. Крутицкий Иона, ничем не выдающийся, малограмотный, но очень кичившийся своим статусом, который был им до возвращения из плена отца Михаила Романова.
Все ценности храмов были разграблены поляками. Над иконами, священными сосудами всячески надругались, иконами топили печи, из сосудов пили.
Из казны ТСЛ было взято около 100 т.р., да ещё и множество церковного имущества. ТСЛ при этом кормила множество военного и простого люда, не давала взвинтить цены на хлеб, периодически открывая монастырскую житницу.
В период межпатриаршества также была попытка исправления богослужебных книг («Книжьи справы»).
При святом патриархе Иове было напечатано 8 наименований книг. При патр. Иермогене – три книги.
В начала 1613 года печатный двор, сожжённый во время осады Москвы, был восстановлен, и напечатано 5 новых наименований книг.
Наибольшее количество ошибок содержал выпущенный в 1610 году Типикон, который правили головщик Лонгин и уставщик Филарет из ТСЛ.
Архимандрит Дионисий (ТСЛ) ставится в истории на второе место после патр. Иермогена в деле освобождения Руси от интервенции.
Патр. Филарет (1619 – 1633)
По Деулинскому миру 1617 года патр. Филарет вернулся на родину и принял патриаршеский титул в 1619 году.. Над ним была вновь совершена хиротония, как и над патр. Иовом.
Патр. Филарет был властным как в церковных, так и в светский делах.
Архим. Дионисий, Арсений Глухой, Антоний, и поп Иван Наседка из села Климентьева – справщики.
В чине великого освящения воды на Крещение в те времена была прибавка: «… и огнём». За её удаление, на соборе 1618 года их осудили (всех справщиков) и совершали с ним множество жестокостей.
В 1619 году на новом соборе было пересмотрено дело «справщиков» в присутствии двух патриархов – Филарета и Феофана Иерусалимского. Дионисий победил на этом соборе, все осуждённые были восстановлены в правах, и оставлены «справщиками». Во всех Требниках прибавка «… и огнём» была замарана.
В 1620 году, патр. Филарету была подана кляуза от двух священников на митр. Иону, что он не разрешил перекрещивать латинян, а только миропомазать и допустить к причастию. Был созван собор, который подтвердил, что нужно латинян перекрещивать, а также белорусцев нужно перекрещивать (т.к. там было обливательное крещение)
Главным делом патриарха Филарета оставалось исправление и издание богослужебных книг. При патр. Филарете была учереждена Тобольская кафедра в 1620 году с еп. Киприаном во главе.
В 1625 году приехал посол персидского шаха, и привёз ковчег с частью ризы Господа. От ризы происходило множество исцелений, и патриарх поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, там, где сейчас лежат мощи свт. Иермогена.
Скончался патр. Филарет 1 октября 1633 года, а 4 февраля 1634 года патриархом был поставлен псковский архиеп. Иосаф (I).
Иосаф I (1634 – 1641)
Как патриарх, он не имел такого влияния, как патр. Филарет. Основным его деянием было издание богослужебных книг (23 наименования). Он составил также «Лествицу властен», определившую место каждого архиерея и настоятеля каждого монастыря.
Он также столкнулся с необходимостью подкрепления нравственности, в частности заточил еп. Суздальского Иосифа за праздный образ жизни (ел мясо, сожительствовал с женщиной и обирал духовенство)
В 1638 году патр. Иосаф издал памятную записку, призывавшую искоренять бесчиние в храмах, напр. убрать многоголосие. Было повеление читать в 2, или в 3 максимум голоса, а во время Шестопсалмия не читать ничего, слушая с благоговение.
(Домострой – протопоп Сильвестр)
В 1634 году был построен в Нижнем Новгороде Оранский монастырь.
После смерти, он был погребён в Успенском монастыре. Его приемником был выбран Иосиф.
Патр. Иосиф (1642-1652)
Был архимандритом Симонова монастыря. Отличался сребролюбием, не оставив о себе доброй памяти. Любимый патриарх старообрядцев.
Покрыл всех предыдущих патриархов по книгопечатной деятельности. Для сличения книг на Восток был отправлен иером. Арсений (Суханов).
При патр. Иосифе было проведено несколько диспутов с протестантами, напр. со шведским королевичем Вольдемаром. В них участвовал поп Иван Наседка.
При патр.Иосие было составлено общее изложение догматов Православной веры. При нём был учереждён Монастырский Приказ. Он судил всех церковнослужных людей по всем гражданским и уголовным делам.
Патриарх Никон (1652-1658)
Г.ж. – 1605 – 1681
Родился будующий патриарх в Мордовской земле в Нижегородской епархии в селе Вольдемарово. (Село было в 30 верстах от села Григорьево, где родился протопоп Авакум)
Он вырос «мужиком дородным, рыжебородым, служил в тяжёлом саккосе». Никита рос сиротой, его воспитывала мачеха, и однажды чуть не сожгла его в печи. Женщина ненавидела мальчика. Спасла его мать отца.
Он сбежал в Макарьевский Желтоводский монастырь. Здесь он был научен грамоте и премудростям книжным. Читал по 18 часов в сутки. В 20 лет он вернулся домой, к отцу, перед смертью. Схоронив отца, он женился и стал причётником. Спустя некоторое время он был рукоположен во священство, причём слыл многогласным и сладкогласным.
Купцы, приезжавшие на Макарьевскую ярмарку, и уезжает в Москву на 10 лет. Внезапно у него умирают один за другим трое детей. Никита уговаривает жену разойтись по монастырям, сам уехал на Соловки послушником, а жена должна была уйти в Алексеевский женский монастырь, но не дошла, стала блудить. Никита вернулся в Москву, отвёл её в монастырь, внёс за неё лепту. Сам вернулся на Соловки, и постригся в самом суровом Анзерском скиту в Никона. В скиту он предаётся молитве и чтению книг, но не поладив с настоятелем скита Елеазаром уходит на материк.
После ухода с Соловков он поселися в Кожеезерской обители. После смерти настоятеля он становится игуменом обители.
Через три года он приехал в Москву по монастырским делам, и был представлен молодому Алексею Михайловичу. Царь по молодости был неопытен, и поставил его настоятелем фамильного Новоспасского (sic!) монастыря. Он получил право ходатайствовать перед царём за всех обиженных. Он стал вхож в кружок ревнителей благочестия.
Кружок делился на столичных и провинциалов, там обсуждались различные проблемы церкви, такие как многоголосие, необразованность поповенства и пр. Они предложили, например, сделать царскую свадьбу без традиционных забав, скоморошья, но в тишине и молитвенном устроении.
В 1649 году Никон был поставлен на Новгородскую кафедру. Он начал вводить киевские напевы, практиковал живую проповедь, ввёл единогласие.
Во время медного бунта в Новгороде он укрывал у себя мятежного воеводу Хилкова, и был избит. Но он простил обидчиков, за что был положительно воспринят царём, духовенством и народом.
Когда скончался патр. Иосиф, кружок ревнителей благочестия хотел видеть на патриаршем престоле Стефана Вонифатьева. Но он им не стал, и тогда кружок сказал, что быть Никону патриархом.
Было «для буквы» избрано два кандидата – Антоний (тот самый, который обучал молодого ещё Никиту в Желтоводском монастыре) и Никон. Жребий пал на АНТОНИЯ! Но Антоний отказался. Тогда все стали умолять Никона. Тот отказывался, но потом выдвинул ультиматум, чтобы ему дали полную власть в Церкви. Все ему в этом поклялись, и 25 июля 1652 года Никона поставили патриархом.
Перед ВП 1653 года он ввёл реформу в молитве Ефрема Сирина, и ввёл троеперстие.
Дальше был период ссор с царём, кружком и ревнителей и прочая.
23 апреля 1656 года Собор Русской церкви отлучил всех двуперстников от церкви.
Помимо изменения обрядов, шло активное исправление книг.