Вопрос № 2. История создания и структура Вооруженных Сил Республики Казахстан – 40 мин.
Методическая разработка
по общей тактике для ВУС - 260100, 300400, 801500
Тема № 1
Вооруженные Силы Республики Казахстан
Рассмотрена на заседании цикла ГД
протокол от __ ______ 201_ года №__
По книге учета методических документов цикла № __
г. Павлодар
Утверждаю Начальник военной кафедры ПГУ им. С.Торайгырова подполковник С.Шинтемиров |
«___» ____________ 2016 года |
Методическая разработка
по тактической подготовке
для ВУС – 260100, 300400, 801500
Тема № 1. Вооруженные Силы Республики Казахстан.
Занятие № 1. Вооруженные Силы Республики Казахстан - 2 часа
Цели (воспитательные и учебные):
Изучить:
Воспитать чувство патриотизма перед Родиной;
Ознакомить с предметом и задачами тактики
Место проведения и вид занятия:класс, лекция
Материальное обеспечение:
компьютер с видеопроектором;
презентация по теме занятия.
Организация занятия и расчет времени:
Вводная часть | 10¢ |
Основная часть Учебные вопросы: 1. Предмет и задачи тактики. 2. История создания и структура Вооруженных Сил Республики Казахстан. | 60¢ 20¢ 40¢ |
Заключительная часть | 10¢ |
Вводная часть_10_мин.
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.
2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя.
2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.
Основная часть – 60 мин.
Вопрос № 1. Предмет и задачи тактики – 20 мин.
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.
3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.
2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
Военное искусство включает три составные части:
1) стратегию (теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил (ВС) к войне, планирование и ведение войны и стратегических операций);
2) оперативное искусство (теорию и практику подготовки и ведения операций объединениями вооруженных сил);
3) тактику.
Тактика (от греческого слова taktika - искусство построения войск) - это теория и практика подготовки и ведения боя подразделениями, частями и соединениями различных видов ВС, родов войск. Она подразделяется на тактику видов ВС, родов войск и общую тактику.
Тактика видов ВС, родов войск – разрабатывает специфические вопросы боевого применения подразделений, частей и соединений вида ВС, рода войск и специальных войск в общевойсковом бою и самостоятельно.
Общая тактика исследует закономерности общевойскового боя и вырабатывает рекомендации по его подготовке и ведению совместными усилиями подразделений, частей и соединений. Основу общей тактики составляет тактика сухопутных войск.
Вопрос № 2. История создания и структура Вооруженных Сил Республики Казахстан – 40 мин.
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.
2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.
3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.
Действия студентов:
1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.
2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.
3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.
В конце 1980 — начале 1990-х годов, когда политическая обстановка в СССР отличалась крайней нестабильностью, во многих союзных республиках, провозгласивших свой суверенитет, начали ускоренными темпами создаваться собственные министерства обороны, и встал вопрос о создании национальных вооружённых сил. Сложившаяся ситуация требовала, чтобы над союзными войсками, дислоцированными в республиках СССР, включая и Казахстан, был установлен строгий контроль. Попытка казахстанского руководства во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым отстоять идею сохранения единых Вооружённых сил Советского Союза и их использования для обеспечения обороны республики не увенчалась успехом. В силу этого было принято решение приступить к созданию собственных силовых структур, включая и Вооружённые силы. 21 августа 1991 года глава Казахстана издал Указ «Об образовании Совета безопасности Казахской ССР». 25 октября этого же года Н.А. Назарбаев подписал Указ «Об образовании Государственного комитета обороны Казахской ССР». Председателем Госкомитета обороны (ГКО) был назначен ветеран Великой Отечественной войны Герой Советского Союза генерал-лейтенант С.К. Нурмагамбетов.
Созданный ГКО стал прообразом будущего Министерства обороны республики. Однако в конце 1991 — начале 1992 года он руководил лишь местными органами военного управления и гражданской обороны, а армейские части подчинялись своему командованию.
Становление военно-силовых структур в Казахстане происходило в непростых условиях. Обстановка в соединениях и частях Вооружённых сил бывшего Советского Союза, дислоцировавшихся на территории Казахстана, была на тот момент критической. Боевая техника, вооружение, материальные запасы активно вывозились с территории Казахстана или разворовывались.
16 декабря 1991 года Верховным советом Казахстана была провозглашена государственная независимость республики, и Казахская ССР была официально переименована в Республику Казахстан (РК). Президент Н.А. Назарбаев подписал Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан». Для защиты независимости и территориальной целостности этого суверенного государства принятый закон провозгласил его право на создание собственных Вооружённых сил.
Тем не менее казахстанское руководство, трезво оценивая возможности республики, возлагало большие надежды на создание Объединённых Вооружённых сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ) и их использование в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Так, оценивая непростую ситуацию, сложившуюся на постсоветском пространстве, Президент РК Н.А. Назарбаев 23 апреля 1992 года на пресс-конференции, состоявшейся после Совещания глав государств Средней Азии и Казахстана в Бишкеке, сказал: «Мы не отказываемся от подписанных документов по созданию Объединённых Вооружённых сил с единым командованием. Мы остаемся верны этому принципу».
На основе законодательного права Республики Казахстан, а также соглашений, достигнутых между государствами — членами СНГ, был подготовлен Указ Президента РК о создании национальных Вооружённых сил и переходе воинских частей, подразделений и их имущества, расположенных на территории Казахстана, под юрисдикцию Республики Казахстан. 7 мая 1992 года Президент РК подписал указы «О создании Вооружённых сил Республики Казахстан» и «О преобразовании Государственного комитета обороны Республики Казахстан в Министерство обороны Республики Казахстан». С тех пор этот день является Днем Вооружённых сил РК.
В тот же день был подписан президентский указ о присвоении С.К. Нурмагамбетову воинского звания генерал-полковник и о его назначении на пост министра обороны РК. Министерство обороны РК наделялось правом осуществлять общее военно-политическое руководство и управление видами ВС РК. Таким образом, с мая 1992 года в Казахстане началось активное строительство национальных Вооружённых сил. Однако сначала надо было осуществить реформирование дислоцированных на территории РК частей бывших советских Вооружённых сил.
На территории Казахстана располагались воинские части, большое количество полигонов, разветвлённая сеть военно-промышленного комплекса (ВПК), военно-научная база, а также другие составляющие некогда единого военного организма СССР. Размещённый на территории РК военный контингент имел опыт объединённого командования. В различные годы военный округ, в состав которого входили воинские части и военные структуры Казахстана, назывался по-разному.
В республике началась реализация выработанной казахстанским руководством политики, ориентированной на установление дружественных и взаимовыгодных отношений во всех областях, включая и военную сферу, с другими государствами мира, и прежде всего со странами — членами СНГ. 5 мая 1992 года Казахстан совместно с Россией, Арменией, Киргизией и Узбекистаном подписал Договор о коллективной безопасности (ДКБ), который предусматривал согласованные действия в интересах обеспечения коллективной безопасности стран-участниц. В ст. 4 ДКБ говорилось, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Однако вместе с тем в Казахстане большое внимание уделялось созданию и совершенствованию национальной оборонной системы в виде эффективно функционирующих Вооружённых сил.
На первом этапе было необходимо разработать нормативно-правовую базу и эффективную систему управления войсками. На повестке дня стояли и вопросы подготовки офицерских кадров и комплектования Вооружённых сил, проблемы обеспечения боевой и мобилизационной готовности и подготовки войск. Также было необходимо добиться укрепления воинской дисциплины, искоренения случаев самовольного оставления военнослужащими воинских частей и других правонарушений.
Первоначально создававшиеся армейские структуры Казахстана включали в себя Вооружённые силы, пограничные и внутренние войска, Республиканскую гвардию. Одной из приоритетных задач являлось создание системы руководства и управления ими. Для решения ключевых задач в области создания ВС РК был разработан специальный план основных мероприятий в этой сфере, который предусматривал их осуществление в три этапа. Продолжительность каждого этапа составляла 1,5—2 года.
На первом этапе в качестве наиболее важной задачи было определено создание структуры Министерства обороны и органов управления видов ВС. На этом этапе подписывались соглашения с государствами — членами СНГ по проблемам коллективной безопасности и военного сотрудничества, определялись с окончательной структурой и численностью видов ВС РК, разрабатывались основные правовые документы по их строительству, предназначению и функционированию.
Первые итоги проделанной работы были подведены на совещании руководящего состава Министерства обороны РК в начале декабря 1992 года. Выступая перед генералами и офицерами, Президент страны, он же Верховный главнокомандующий Н.А. Назарбаев сформулировал следующие основные требования к будущим ВС РК: «Вооружённые силы должны строиться с учётом концепции мобильной обороны. Казахстану важно создать немногочисленные, но мощные по своим возможностям группировки войск, оснащённые современной техникой, способные немедленно приступать к выполнению боевых задач там, где возникают угрозы безопасности республике или её союзникам»
Заключительная часть – 10 мин.
Организационно-методические указания
Действия руководителя:
1. Напоминает тему и цели занятия.
2. Объявляет итоговые оценки, полученные студентами на занятии, отмечает лучших и худших.
3. Делает заключение о достижении целей занятия.
4. Объявляет задание на самоподготовку:
- изучить методическую разработку «Военная подготовка в организациях высшего профессионального образования» часть ІІ. По программе офицеров запаса. Общая тактика, стр 6-10
Действия студентов:
1. Слушают руководителя и уясняют результаты занятия.
2. Записывают задание на самоподготовку.