Международные акты, регулирующие право на жизнь
Жизнь - это величайшие и самое важное из правовых и социальных благ личности, ведь все прочие права, свободы и обязанности следуют из понятия жизни и утрачивают всякий смысл, если человек умирает. Жизнь появляется вне государства. Она даруется человеку природой и никогда - властью или же государством. Последние, обязаны всячески поддерживать, признавать, всецело оберегать эту ценность, которая главенствует над всеми иными ценностями. Н.Н. Алексеев отмечал, «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа». Есть достаточное количество понятий, определений и истолкований жизни, отличаются они лишь специфичностью определенных отраслей знаний, в области которых они были изложены, сформулированы. Беря во внимание такие науки, как биология, философия, химия, медицина, физика и другие, они отражают человеческую жизнь как природный феномен. Ф. Энгельс, впервые дал обобщающее научное истолкование жизни: ««Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения». В малой советской энциклопедии понятие жизнь указано следующим образом: «Жизнь – это особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее исторического развития и свойственная сложным белковым телам».
В настоящем времени является общепринятым, что в природе человека имеются части его биологического и социального существа.
Биологическая жизнь - это высшая форма существования человеческой материи, закономерно возникающая условиях в процессе при определенных ее эволюции.
Социальная жизнь - это форма выражения биологической жизни человека, которая проявляющаяся в процессе его взаимодействия обществе.
Государство закрепило в основном законе страны субъективное право на жизнь любого человека, его юридическую сторону. Право на жизнь – не является самой жизнью, это субъективное право, формально оформленное. Одна из заповедей Христа - «Не убий» это значит, не посягай на жизнь другого, потому что лишение человека жизни не обратимый процесс, который, по сути своей, значит прекращение существования индивида, личности или члена общества.
Опыты криминологии, прошения приговоренных к сметной казни о помиловании говорят, о том что, большинство людей выбирают жалкую жизнь в тюрьмах, нежели полную ее потерю.
На данный момент право на жизнь, закреплено во многих внутригосударственных, региональных, а также универсальных международных актов. К ним относится: Всеобщая декларация прав человека, которая была принята в 1948 году, также Женевская конвенция от 1949 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 году, Хартия Европейского Союза по правам человека 2000 года, Международный пакт о гражданских и политических правах(1966года), Американская конвенция о правах человека 1969 года, Каирская Декларация прав человека в исламе(1990год), Постановления Европейского суда по правам человека, несколько двусторонних договоров по вопросам экстрадиции, и положения национального законодательства ряда стран по вопросам реализации и защиты права на жизнь, а также практика национальных судов.
Большая часть международных договоров, судебной практики говорит о том, что признается право на жизнь лишь за родившимися детьми и всяческие анализы современного международного права дают нам право утверждать, что в настоящий момент, каким либо образом добиться регламентации аборта, с точки зрения права на жизнь невозможно. Вряд ли ужесточение мер по борьбе с абортами, или приравнивание аборта к убийству вряд ли даст положительные результаты. И как показывает практика, запреты на аборты приводит к увеличению смертности среди беременных женщин, а дальше и ухудшение демографии, снижению по показателям здоровья нации. Современная позиция европейских стран происходит из постнатальной правоспособности ребенка, в особых случаях права его могут быть защищены лишь через права его родителей. До сих пор нет единого мнения среди ученых по поводу момента возникновения права на жизнь. При этом современное общество нуждается в доработке с точки зрения защиты права на жизнь детей, не рождённых и новорожденных. Особый правовой статус неспособных себя защитить субъектов права и особая защита позволила бы, значительным образом уменьшить случаи врачебной халатности, детской смертности. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека нашло свое закрепление право на жизнь.
А в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано определение более обширное и развернутое: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. III ст. 6).
Несмотря на все закрепленные в международном законодательстве нормы, по - прежнему используется оружие в таких странах как Чечня, Ирак, бывшая Югославия, и против мирных граждан в том числе, а это открытое нарушение права на жизнь, а также нарушение общепризнанных основ международного права.
В международном праве есть определение «жертвы войны».
«Жертвами войны»- являются лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратившие в них участие с определенного момента: это больные, раненные в действующих армиях, военнопленные и гражданское население, а также население оккупированных территорий.
В соответствии с Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. государства обязаны, относится к ним гуманно. Любые незаконные действия или бездействие со стороны страны, держащей их в плену повлекшие за собой смерть военнопленного, расценивается как серьезные нарушения Конвенции. Кроме этого, в Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 г. предусмотрен также прямой запрет посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность человека, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание. Для примера нарушения права на жизнь в ходе вооруженных конфликтов в настоящее время следует привести информацию специального докладчика Комиссии ООН по правам человека о неоднократном получении сообщений, которые касаются большого количества нарушений права на жизнь в отношении пленных комбатантов не смотря на то, что они, сдались в плен, и, в частности, в отношении гражданских лиц. Эта информация касалась Анголы, Судана, Камбоджи, Азербайджана, Турции и Таджикистана, а также бывшей Югославии. Видимо, бесценная человеческая жизнь не стоит и гроша, если погибает так много невинных людей. Уставом ООН в 1945 году был зафиксирован принцип, по которому следовало что, государства «воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН». Это положение было принято после второй мировой войны тогда, никто не хотел воевать, потому что воспоминания все еще были свежи, да и последствия еще не были ликвидированы. Развиваются международные отношения, и также развивается сама система международного права. Международно-правовой запрет войн, к сожалению, не приводит к полному отсутствию конфликтов. Государства зачастую прибегают к разрешению конфликтов через оружие. Это все приводит к необходимости регулирования общественных отношений, возникших в результате конфликта в целях его максимально возможной гуманизации и уменьшения потерь. Следствием этого уже в 1970 г. государствами явилась Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между странами в соответствии с Уставом ООН. Одним из принципов декларации был принцип, по которому государства в ходе международных отношений воздерживаются от всяческой угрозы с применением силой или ее направления как против неприкосновенности территории или же политического суверенитета государства, или каким либо другим образом мешающим целям ООН. Преступление против мира является агрессивная война, она влечет за собой ответственность по международному праву. Любое государство обязано воздерживаться от насилия, которое могло бы каким либо образом ущемить права народов.
В 1974 г появилось определение агрессии. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом. Данное определение имело место быть так как сама по себе агрессия являлась наиболее серьезной и очень опасной формой применения силы, которая несет в себе применение различных видов оружия, в том числе и массового поражения, а также возможную угрозу конфликта мирового масштаба и соответствующие последствия. даже не смотря на наличие данных международных актов, которые запрещают проведение военных действий, наносимых огромный ущерб, в мире все еще есть конфликтные ситуации, напряженные очаги, которые продолжают нарушать принцип отказа от силовых методов борьбы, что несет за собой гибель людей, материальный ущерб в затрагиваемых странах, развитие которых, может быть, таким образом, приостанавливается или возвращается назад. Принимаются меры устраняющие опасность новых вооруженных конфликтов, в 1987 г. была принята Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Декларация закрепила и назвала данный принцип универсальным и по характеру и обязательным, независимо от какой либо. Государства же, в свою очередь, обязались воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, которые были бы направленны против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.
Запрет и отказ от военных действий, помимо международных документов содержится в конституциях стран. В Конституции США, например, от 17 сентября 1987года, в разделе 10 части 3говоритсяо том, что: «Ни один штат не может без согласия Конгресса устанавливать какие-либо тоннажные сборы, содержать в мирное время войска или военные корабли, входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или с иностранным государством, а также вступать в войну, если только он не подвергся нападению или не находится в такой непосредственной опасности, при которой не допустимо промедление». [30]В Конституции Японии от 3 мая 1947 этому посвящена целая глава «Отказ от войны», в которой закреплен принцип, по которому японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». В ст.26 Конституции ФРГ от 23 мая 1949 года говорится: «Действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны, являются антиконституционными. Они должны быть наказуемы» [31]В Конституции РФ такого принципа нет. В ней лишь говорится об агрессии против РФ, и в ходе этого о введении чрезвычайного положения на ее территории. Точнее сказать, что если объявление войны это компетенция высших органов власти и определяется конституцией страны, то о Конституции России можно говорить, что этот вопрос прямо не урегулирован. Статьей 87 п. 2 Конституции РФ определяется, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе». А это значит что об объявлении и о начале войны, кроме того о том, кому принадлежит данное право, основной закон РФ не сообщает. Казалось бы, для того чтобы избежать произвола, а также для укрепления стабильности и страны и международных отношений, подобные положения просто обязаны присутствовать в основном законе любой страны, которая относит себя к демократической и цивилизованной. Присутствие данных положений позволит взять под контроль те посты, которые полномочны, начать военные действия и всенародно с помощью референдума или выборов, а также с помощью непосредственных властный отношений. Несмотря на то что многие нормы, которые призваны регулировать военные действия, нашли свое отражение и в праве национальном и праве международном большого количества стран , право войны(вооруженных конфликтов и столкновений) далеко не совершенной остается международное право. И совершенно не потому что международное право как отрасль иметь пробелы в законодательстве, хотя это и свойственно практической любой отрасли, а скорее потому, что механизм регулирования у нее слабый. ООН, к сожалению, не так могущественно что бы диктовать свои условия сильным государствам. Существуют прецеденты, доказывающие тот факт, что решения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций не исполнятся.
Так же, существенную угрозу жизни представляет собой разработка, испытание оружия массового поражения, ядерного например. Вспоминается Карибский кризис (1962г), когда до третьей мировой войны было рукой подать, а она бы могла привести к гибели катастрофического количества людей, а может и всего мира, или же можно отметить период «холодной войны», в ходе которой создавались и испытывались различного вида оружия, и ядерного в том числе.
2.2. Национальное законодательство, регулирующее право на жизнь
Статьей 24 основного закона нашей страны – Конституцией, основным человеческим правом является право на жизнь, [32]которое впервые было закреплено в ней после того, как была принята Декларации прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ не раскрывает этого права. Право человека на жизнь- это естественное право человека, охрана которого является главной задачей государственных, а также общественных структур, ну и, безусловно, каждого конкретного человека. Должны создаваться и поддерживаться благоприятные условия для жизни, природная и социальная среда. Для этого нужна политика государства, которая заключалась бы в обеспечение безопасности, т.е. отказе от войны, военных способов решения различного рода конфликтов, направленная борьба с преступностью. Особое значение имеет развитая медицина: это и надлежащие медицинское обслуживание, оперативное оказание помощи, борьба с алкоголизмом и наркоманией и прочее.
Статья 28 Основного закона страны, говорит о том что: каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Эта статья также закрепила неприкосновенность личной (частной) жизни. Что значит область и физическую и духовную, за которую отвечает сам человек. В это право входят отдельные элементы, такие как право на личную и семейную тайну, на свободу общения, располагать собой, запрет на прослушку и запись переговоров, право на тайну голосования, и на защиту личности и другое.
Индивидуум сам распоряжается своей частной жизнью. Кроме этого человек иметь право сам выбирать круг своего общения. Сферу частной (личной) жизни составляют: брак, развод, рождение детей, усыновление(удочерение), возможность распоряжаться собственностью, бюджетом семьи, тайна вкладов, информация о состоянии здоровья, о свобода вероисповедания. Право на частную жизнь представляет собой запрет слежки за человеком, нарушение его прав на конфиденциальность сообщений, нарушение врачебной тайны и тайны усыновления, нарушение тайны исповедания и др.
Право на личную(частную) жизнь не даруется человеку государством, оно принадлежит человеку от рождения. Тем не менее, Конституция РФ, не смотря на требования которые представлены в ст. 23 имеет исключения, в целях борьбы с различного рода преступлениями, нарушениями права есть возможность «вторжения» в личную (частную) жизнь; в связи с эпидемией или стихийным бедствием и для ликвидирования последствий; а также в условиях чрезвычайного положения, или военного. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством – института гражданства (ст.6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту.
Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным существом, которое находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Это состояние свободы не даруется государством (такое положение имело место в прежней конституции), а принадлежат ему от рождения (ст. 17 ч. 2 Конституции РФ).
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. [33]Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». [34]Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, как необходимое условие его существования.
Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.
Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.
Только конституционные права и свободы обладают неперсонифицированностью, поскольку имеют своим адресатом не конкретного человека, а распространяются на всех, отраслевое законодательство обращается преимущественно к определенным данной отраслью лицам (собственники имущества, покупатели, истцы и ответчики и т.д.).
Характерной особенностью конституционных прав и свобод также является и то, что они равны и едины для всех без исключения. Так возникновение основных прав и свобод граждан связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации, в связи с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.
В заключение сравнения можно добавить, что конституционные права и свободы закрепляются в правовом акте государства, имеющим высшую юридическую силу.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина – неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Ранее декларировалось беспредельное обладание всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод в Конституции Российской Федерации предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека, которое может быть применено в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других граждан (статья 17 ч. 3 Конституции РФ).
Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: 1) личные, 2) политические, и 3) социальные, культурные, экономические.
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.
Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Личные права включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Безусловно, высшей ценностью для любого человека является жизнь. Именно поэтому право на жизнь – важнейшее из всех прав человека, именно это право подлежит первоочередной защите со стороны государства.
Однако на практике декларирование права на жизнь не означает его эффективной защиты. Современное российское законодательство отнюдь не идеально в плане обеспечения реального прямого действия конституционной нормы о праве на жизнь. Налицо грубейшие нарушения этого важнейшего из прав, и данная дипломная работа призвана указать на эти нарушения, выявить противоречия в отечественном законодательстве.
Статья 20 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».[35]
Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь. Это вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
Во Всеобщей декларации прав человека это право закреплено в ст. 3, провозгласившей право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. дано более развернутое определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6).
Провозглашение в нашей Конституции права на жизнь требует от государства и правоохранительных органов решительной борьбы с террористическими акциями и другими преступными посягательствами, в результате которых гибнут тысячи людей.
Серьезной гарантией права на жизнь служит обеспечение техники безопасности предупреждение несчастных случаев на производстве, в результате которых в России ежегодно погибает свыше 8 тыс. человек. Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней. В конечном счете меры, направленные на развитие здравоохранения, в частности борьба с детской смертностью, также служат гарантиями провозглашенного в Конституции права на жизнь. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.