Роман Достоевского “Село Степанчиково и его обитатели” и французский утопический социализм. Поэтика стилизации, пародии и криптопародии
1859 г. Село Степанчиково.. - пародия на петрашевцев (образ всеобщего счастья)
1848 г. - буржуазная фр революция
1848-9 г. - петрашевцы
1856 г. - освобожден (+2 года не мог жить в спб)
Какое отличие в "селе" от традиционного восприятия Достоевского?
• Обычно мрачность; разные грани зла: оправдание зла(теодицея - Лейбниц), если мир создан Господом, почему так много зла в мире?
• Последователь гоголевской традиции, пародист, высмеивает - юморист:) сатирик
• Про Блаженного Августина - человек грешен, только Бог может его сделать хорошим; Пелагий говорит, что человек может преодолевать свою греховность
• Католический роман
Диккенс "пиквикский клуб" - параллель истории кражи Татьяны Ивановны
Фома Фомич Опискин - похож на Тартюфа Мольера
Отличие Тартюфа - только для личностных целей достижения
Опискин - из самолюбия, самоидентификации, стремился установиться. Важнее разрешить вопрос , не материальный ; не взяв деньги , приумножает свое психологическое превосходство
Основной конфликт :
Ростанев - практически полная анаграмма от слово "равенство" - в романе заходит речь о равенстве (например, сцена, где Бахтерев (?) рассказывает, что Ростанев хочет подарить Фоме деревню - чтобы тот тоже стал помещиком. Терпит пока касается его одного (а точнее не любимого им человека, когда оскорбил Фома Настю - терпение лопнуло) ; "
Коллизия, кот Достоевский описывает:
Ростанев - добрый, наивный, стремится к " всеобщему счастью", приводит к господству Фомы, к ; ко всем обращается "братья/друзья".
Девица Перепилицына (при матери) старается ужалить Ростанева
Опискин - лицемер, завистливый, отличает от Тартюфа :не жажда наживы, а потешить самолюбие, заигрывающийся, страсть погримасничать превосходит расчеты - такой хар-р воспроизводит черты ментальности русского человека - иррационализм ;
Французский утопический социализм
• великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма"
• Фурье и его фаланстер http://ru.wikipedia.org/wiki/Фурье,_Шарль - фаланга; Петрашевский попытался организовать такой фаланстер - полный провал - не забываем, что Достоевский был когда-то сторонником Петрашевского
Сен Симон - идея ассоциации :«Промышленный принцип основывается на принципе полного равенства». Политическая свобода есть необходимое следствие прогрессивного развития; но раз она достигнута, она перестает быть конечной целью. Индивидуализм слишком развил и без того сильный в человеке эгоизм; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, что скоро приведет к развитию естественных чувств солидарности и взаимной братской преданности. Лозунг индивидуализма — борьба людей друг против друга; лозунг принципа ассоциации — борьба людей в союзе друг с другом против природы. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сен-Симон,_Анри идея союза мд промышленностью и наукой ; научно-технический прогресс (Опискин и Ростанев)
• Аракчеев - казарменная сущность утопичного социализма - реформы - военные поселения
• История Кабе ( икарийская колония) все друг за другом следят - в книге - утопия Томаса Мор / город солнца Томазо Компанелло
• Антинигилистический роман (пародировались социалисты) - печатались открыто
• Название параллель - Пушкин 'история села Горюхино' ; ettien кабе - этьен = степан
Комическое произведение - Село
С какой целью пишется пародия ? Переосмысление, смысловой характер
Пародия на Гоголя: "Он читал вслух душеспасительные книги, толковал с красноречивыми слезами о разных христианских добродетелях; рассказывал свою жизнь и подвиги; ходил к обедне и даже к заутрене, отчасти предсказывал будущее; особенно хорошо умел толковать сны и мастерски осуждал ближнего"
Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями" 1847- учит добродетели, как быть хорошим помещиком, аппелирует к добродетели; дала повод к пародии, дидактический тон, но по мнению Достоевского ханженским
Аллюзии к различным произведениям позднего Гоголя (не ставьте мне памятник, поставьте его в своей душе", Опискин разговоры о добродетели -- О, не ставьте мне монумента! -- кричал Фома, -- не ставьте мне его! Не надо мне монументов! В сердцах своих воздвигните мне монумент, а более ничего не надо, не надо, не надо!)
• Наука - дядя верит, что с помощью науки можно достичь всеобщего счастья; Я и забыл сказать, что перед словом "наука" или "литература" дядя благоговел самым наивным и бескорыстнейшим образом, хотя сам никогда и ничему не учился.
• Коровкин - человек науки,
• Опискин - привилегии т. К. Думают хозяева, что благоволят наукам в своем доме в виде этого псевдоученого.
• Почему криптопародия (скрытая), а не открытая пародия?
Не потому, что не напечатали бы , а потому что публикация сделала бы сомнительную репутацию Достоевскому.
Достоевский осторожно ведет себя в литературе, потому что только вернулся из ссылки,
+ если бы открытую пародию написал, правительство сказало бы, смотри, как усердствует,
+ было бы странно, если бы он написал открытую пародию на тему, которую до ссылки поддерживал - не красиво по отношению к бывшим петрашевцам;
+ прямо ему сказать неудобно ; не писать не может, ибо так думает
• Антинигилистический роман (пародировались социалисты) - печатались открыто
• Пародия на контрастах; стилизация и пародия это текст , имеющий второй план
• Отношения между этими планами
• Пародия существует постольку, поскольку сквозь произведение просвечивает второй план, пародируемый; чем уже, определеннее, ограниченнее этот второй план, чем более все детали произведения носят двойной оттенок, воспринимаются под двойным углом, тем сильнее пародийность.
• Если второй план расплывается до общего понятия «стиль», пародия делается одним из элементов диалектической смены школ, соприкасается со стилизацией, как это происходит в «Дядюшкином сне». А если второй план, пускай даже определенный, существует, но не вошел в литературное сознание, не подмечен, забыт? Тогда, естественно, пародия воспринимается в одном плане, исключительно со стороны ее организации, т.е. как всякое художественное произведение.
• Тынянов - принадлежал школе формалистов
• Пародия на самого Достоевского и Врангеля (= Ростанев;чел, кот помогал Д)
•
• Когда показывает главную коллизию между Ростаневым и Фомой- что Д хотел этим сказать? Какую черту рус характера хотел высказать? Главная художественная идея: 2 центр персонажа олицетворяют русского человека : Опискин - любовь порисоваться, самолюбие,
• Коллизия мягкотелости и тирании; уступчивость; терпимость, но в итоге терпение лопается