Утопический социализм 709 19 страница

Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19—20 вв., причём на различных этапах её раз­вития воспринимались разные аспекты учения Ш. Зна­чительным оказалось воздействие Ш. на рус. филосо­фию — через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и др., моск, кружок любо­мудров (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Га­лич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррациона-листич. идеи Ш. получили развитие в философии экзи­стенциализма. Основоположники марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, которые оказа­ли наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

• Sämtliche Werke, Abt. l (Bd l—10)—2 (Bd 1—4), Stuttg.— Augsburg, 1856—61; Werke, neue Aufl., Bd 1—6, Münch., 1956—60; в рус. пер.— Филос. письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914; Об отношении изобразит. иск-в к природе, в кн.: Лит. теория нем. романтизма, [Л., 1934].

• Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Лазарев В. В., Ш., М., 1976; Schneeber­ger G., F. W. J. v. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954; Jaspers K., Schelling. Größe und Verhängnis, Münch., 1955; Schulz W., Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spätphilosophie Schellings, Stuttg., 1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Münch.—W., 1965; Jahnlg D., Schelling, Bd 1—2, Pfullingen, 1966—69. П. П. Гайденко.

ШЕЛЛИНГИАНСТВО,течение в духовной жизни Гер­мании, России и др. стран Европы, связанное с влия­нием разных сторон и этапов филос. деятельности Шел­линга. Ш. носило разнородный характер и не образо­вало особого филос. направления или школы. Среди последователей философии тождества Шеллинга в Гер­мании — эстетик и историк философии Ф. act (1778— 1841), Й.Я. Вагнер (1775—1841), К. В. Ф. Зольгер, позднее критиковавший Ш. в своей эстетике. Большая группа романтич. натурфилософов была привлечена универсалистским филос. толкованием естествознания у Шеллинга — среди них Й.В. Риттер (1776—1810), Л. Окен (1779-1851), Г. X. Шуберт (1780-1860), X. Стеффенс (1773—1845), И. П. В. Трокслер (1780— 1866).

В России значит. распространение Ш. было связано с деятельностью нем. профессоров, преподававших в моск. и харьковском ун-тах (И. Г. Буле, И. Б. Шад и др.), слушанием лекций Шеллинга (Д. М. Веллан-ский), изучением его соч. (В. Ф. Одоевский, И. И. На-деждин и др.).

• Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, т. 1, М., 1913; Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в рус. философии нач. 19 в., «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6; Манн Ю. В., Рус. филос. эстетика (1820—1830 гг.), М., 1969; Рус. эстетич. трактаты пер­вой трети 19 в., вступ. ст. и примеч. 3. А. Каменского, т. 1—2, М., 1974; Knittermeyer H., ScheUing und die roman­tische Schule, Münch., 1929.

ШЕСТОВЛев (псевд.; наст. имя и фам.— Лев Исаако­вич Шварцман) [31.1(12.2).1866, Киев,— 20.11.1938, Париж], рус. философ-экзистенциалист и литератор. В 1895—1914 жил преим. в Швейцарии, с 1914 — в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже.

Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Ш. предвосхитил осн. идеи позднейше­го экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих мировых катастроф, Ш. заявляет о трагич. абсурдности человеч. существова­ния и выдвигает образ обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей Вселенной. Ш. предпринимает пересмотр традиц. фи­лософии, требуя переместить т. зр. с мироздания на субъект. Провозглашая «философию трагедии», он по­лемически противопоставляет её академич. стилю мыш­ления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии», 1903). Он восстаёт про­тив диктата разума над сферой жизненных пережива­ний и против гнёта безлично-всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости инди­вида от любых детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязат. нравств. нормы, приводит Ш. к гносеологич. релятивизму и имморализму. Хотя в нач. 1910-х гг. безрелиг. «Апофеоз беспочвенности» (1905) сменяется религ. пафосом «sola fide» (лютеров-ское оправдание «только верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера Ш. не имеет содержат. определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал всемогущего свое­волия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется теперь духом доверия к ос­новам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному ре-лиг. самочувствию, божеств. источник; филос. умо­зрению Ш. противополагает откровение («Афины и Ие­русалим», 1951; «Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболич. харак­тер: познават. устремлённость отождествляется с гре­хопадением человеч. рода, подпавшего под власть «бездушных и необходимых истин». Публицистич. тем­перамент Ш.— мастера филос. парадокса и афоризма, его едкая критика академич. мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г. Марселя, А. Ка­мю, Д. Г. Лоренса и др.).

• Собр. соч., т. 1—6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957. * Асмус В. Ф., Л. Ш. и Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В., «Остается одно: произвол», «Вопр. лит-ры», 1975, № 10; Wernham J. С., Two Russian thinkers, To­ronto, 1968; Л. Ш. Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография лит-ры о Л. Ш., сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1978.

ШЕФТСБЕРИ(Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Coo­per) (26.2.1671, Лондон,—15.2.1713, Неаполь), англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш. выразил осн. идеи, присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк. религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины. Используя неоплатонич. образы (заимствуемые, в част­ности, у кембриджских платоников), Ш. рисовал величественную картину вечно творимого и творяще­гося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.— выраже­ние стремления человека к идеалу гармоничной естест­венности как разумной упорядоченности человеч. бы­тия. Нравственность, по Ш., коренится во врождённом человеку «нравств. чувстве»; сущность её — в гармонич­ном сочетании индивидуальных и обществ. склонно­стей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с утверж­дением эстетич. характера нравств. совершенства, не­разрывного единства красоты и нравственности. Ш. анализировал принципы классицистич. реализма, раз­рабатывал важнейшую для искусства Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич. идеи Ш. были систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии и моралистич. прозе (начиная с А. Попа,

Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции (Дидро) и особенно Герма­нии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский романтизм).

• Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711; Second characters or The language of forms, Camb ' 1914; в рус. пер.— Эстетич. опыты, Μ., 1975.

• Михайлов А л. В., Эстетич. мир Ш., в кн.: Шефт­сбери А. Э. К., Эстетич. опыты, М., 1975, с. 7—76; Wal­ze! О., Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe Münch., 19322; Wo Iff E., Shaftesbury und seine Bedeutung Tub., 1960; U eh lein F. Α., Kosmos und Subjektivität Lord Shaftesburys philosophical regimen, Freiburg — Munch., 1976.

ШИЛЛЕР(Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветит. морализма — англ. мораль­ной философии 18 в., а также нем. «популярной фило­софии». Как моралисту Ш. присуще дуалистич. проти­вопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-мо­ралистов эти противоречия легко преодолевались в ко­нечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его фило­софии. Здесь Ш. смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гёте было столь же первичным, как у Ш.— представление о расколе дейст­вительности; в отличие от Гёте целостность у Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.

В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению проти­воположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармо­нии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетич. воспита­нием («Письма об эстетич. воспитании», 1795). Прида­вая динамич. характер кантовскому противопоставле­нию материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи (чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, к-рое, соединяя оба др. влечения, фи­зически и морально освобождает человека. Если пред­метом чувств. влечения является жизнь, в самом ши­роком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие всех сил чело­века, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич. реальность») и творит само­го себя как всестороннюю гармонич. личность, а об­щество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность лич­ности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе.

В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно пе­реплетение историч. и типологич. планов анализа раз­личных типов культуры. В историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с при­родой, в типологич. плане «наивное» и «сентимен­тальное» — возможные типы художеств. творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентимен­тальный» — стремится к природе, и его поэзия идеаль­на. Различие между наивным и сентиментальным иск-вом есть различие между индивидуальностью и

ШИЛЛЕР

идеальностью, между иск-вом ограничения и иск-врм бесконечного стремления к идеалу. Здесь Ш. выступает как непосредств. предшественник типология, построе­ний в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у Гегеля). В целом филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в эстетике.

* Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — * Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar, 1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.

• Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philo­sophischen Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2, (Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller, Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Müller R., Studien zum heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P. Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).

ШИНКАРУКВладимир Илларионович (р. 22.4.1928, с. Гайворон, ныне Киевской обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1981), акад. АН УССР (1Θ78). Чл. КПСС с 1951. Окончил в 1951 филос. ф-т Киевского ун-та им. Т. Г. Шевченко, где аатем преподавал; в 1965—68 декан филос. ф-та. С 1968 директор Ин-та философии АН УССР. В 1969—71 и с 1979 гл. редактор журн. «Фiлософська думка». Осн. работы в области диалектич. материализма и истории философии. Ре­дактор «Фiлософського словника», К., 1973,

• Логика, диалектика и теория познания Гегеля, Ц., 1964; Теория познания, логика н диалектика И. Канта, К., 1974; Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977.

ЩЛЕГЕЛЬ(Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), нем. критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И- Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение «объективно-прекрасного», резко критико­вал культуру и иск-во нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смеше­ние жанров, неустанное стремление к «новому, пикант­ному и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» — «Über das Studium der Griechischen Poesie», 1795—96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков (журн. «Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утвер­ждая теперь специфич. ценность современного, «роман-тич.» иск-ца (в его отличие от «классического», антич­ного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сер­вантеса, Гёте. В многочисл. статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопич. идеал новой, универсаль­ной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсу­ма», находящейся в непрестанном процессе творч. ста­новления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и рели­гию [прообраз такого слияния Ш. видел в древней ми­фологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой ус­матривал в новейшем естествознании и послекантов-ской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» — «Gespräch über die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики ми­ра и познания, «чувства целого», побуждающего ху­дожника к постоянному самовозвышению над огра­ниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе Шлейермахера раннерома-нтич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеи-стич. религия «бесконечного» («Письмо о философии» — «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen», 1799). Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеаль­ное разума» и «реальное универсума» — два полюса в картине мира у Ш, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать

ШИНКАРУК

в застывших понятиях, его можно только «откры-вать и созерцать» в символах — художеств. образах и филос. идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения («пойетич. разума»), созидающе­го символы.

В кёльнских лекциях по философии (1804—06) —пер­вом систематич. изложении идей Ш. — мир предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых — только фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это лишь некое «протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат всеохватываю­щую критику фидос. систем, иди типов мировоззре­ний, каждое из к-рых (материализм, скептицизм, панте­изм, дуализм и идеализм) является звеном в «после-доват. развитии» мировой философии.

После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой лит-ры» (Bd l—2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гер-дера и занимающей значит. место в утверждении роман-тич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выра­жение духовной жизни народа в тесной связи с религ., филос. и политич. историей. Республиканизм и привер­женность идеям Великой франц. революции в 90-х гг. сменились в 1810—20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи», олицетворяемой австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesun­gen, insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной «христ. философии». Критикуя различные филос. системы, осо­бенно нем. классич. идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жиз­ни», основанной на принципах христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч. со­знания в единстве всех душевных и духовных спо­собностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д. ). Ш.— один из основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости индий­цев» — «Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).

* Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14, 18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.— Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем. романтизма, Л., 1934, с. 169—210. • Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в Германии, Л., 1973; E n d e r s C., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Wer­dens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels philosophische Ent­wicklung, Bonn, 1939; A n s t e t t J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schle­gels Poesiebegriff, Müncli., 1971. Ю. H. Попов.

ШЛЕЙЕРМАХЕР( Schleiermacher ) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, — 12. 2. 1834, Берлин), нем. протестант­ский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок круж­ку йенских романтиков. В рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах» (1800, рус. пер. 1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего романтизма; личное внутр. переживание — основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание универсума», позд­нее — как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом трудов по филосо­фии («Диалектика» — «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии, протестантской догмати­ке. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш., его убеждение в первен­ствующей роли внутр. чувства в познании, в непости­жимости высшего начала (бога) для разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике Гегелем. Ш. оказал большое влияние на ли­беральный протестантизм 19 в., на развитие истории философии и педагогики в Германии, филос. герменев-

тики.

* Sämtliche Werke, Bd 1—30, В., 1835—64; Ästhetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.— B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ν. H.Κim-merle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.

• Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben Schleierrnachers, Bd 1—2, В., 1922—66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und Werk, В., 1968; Brandt R. B., The philosophy of Schleiennaoher, N. Υ., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B. Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 19742

ШЛИК(Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ и физик, ведущий пред­ставитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка. Филос. концепция Ш. — «последо­вательный эмпиризм», к к-рому он пришёл, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. дан­ного» — чувств. переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные отно­шения чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая высказывания логи­ки и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности бытия бессмысленна; законы приро­ды для него — формальные правила, определяемые син­таксисом того языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики.

• Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjenti-fique et la realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Auf­sätze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.

• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.

ШОВИНИЗМ(франц, chauvinisme), крайня« форма национализма, проповедь нац. исключительности, проти­вопоставление интересов одной нации интереса« всех др. наций, распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.» появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La cocarde tricolore») одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается, что прообразом этого персона-жа была реальная личность — ветеран наполеонов­ских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «вели-чия» Франции]. Словом «Ш.» стали обозначать различ­ные проявления националистич. экстремизма. В Вели­кобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наи­менование — джингоизм.

Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители κ-poro выступали в период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики бур­жуазии своих стран, получило название социал-шови-низма.

Разновидность Ш. — великодержавный Ш. — идео­логия и политика господствующих классов нации, зани­мающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию «высшей» нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию в экономич., политич. и куль­турной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. — че-ловеконенавистнич. идеология и политика фащ. гчзс-в.

Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу против любых разновид­ностей идеологии Ш. и её ноеителей.

ШОПЕНГАУЭР(Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9. 1860, Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и представление» («Die Welt als Wille und Vor-stellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априор­ные формы — время, пространство, категории рассуд­ка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного основания». Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых складыва­ется мир как «представление». С др. стороны, мир,

взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», к-рая дробится в бесконеч­ном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выра­жается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли су­ществует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смы­сле) — адекватных объективации воли. Высшая сту­пень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познаю­щий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все про­чие индивиды существуют в его представлении как неч­то зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь си­стемой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали. Иск-во — создание гения, основыва­ющееся на способности «незаинтересованного созер­цания», в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект — как идея. Высшее из иск-в — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли. Подчёрки­вая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленно­стью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противо­вес Лейбницу — называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение — «пессимизмом». Подлинным основанием морали Ш. считал чувство со­страдания, благодаря к-рому обманчивая видимость ин­дивидуальности растворяется в сознании единства все­го сущего.

Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

• Sämtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 19723; Der hand­schriftliche Nachlaß, Bd i—5, Fr ./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т. 1—4, M., 1900—10.

• Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фоль-кельт И., А. Ш., его личность и учение, пер. с нем., СПБ, 1902; Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский Б. Э.,Ш., М- ,1975; Pfeiffer К., Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel, 1954; Von der Aktua­lität Schopenhauers, Pr./M., 1972; Hübscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern — heute — morgen, Bonn, 1973; его же, Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G. Ha/ftnans, Z., 19782.

ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия «здравого смыс­ла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах и полу­чила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. III. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредствен­ная внутр. достоверность, заложенная в человеч. при­роде богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассуд­ки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала ос­нованные на врождённом «общем чувстве» доводы в поль­зу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она от­стаивала от нападок субъективного идеализма, скепти­цизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно уче­нию Ш. ш., является уверенность, что материальный

ШОТЛАНДСКАЯ 783

мир существует независимо от сознания: люди, по сло­вам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Однако глав­ное для Ш. ш. — признание самоочевидности религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике материалистом Дж. Пристли. Наиболее ак­тивными пропагандистами философии «здравого смыс­ла» в США были Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П. Ру-айе-Коллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и Т. Жуфруа.

• История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; Гряз­нов А. Ф.,Философия Ш, ш., М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D. S. (ed.), The story of Scottish philo­sophy, [N. Y.], 1961.

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкен-бург, Гарц, — 8. 5. 1936, Мюнхен), нем. философ-идеа-лист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха гл. труда «Закат Европы» (Bd 1—2, 1918—22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг. выступал как публицист консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933 от­клонил предложение нацистов о сотрудничестве. Гит­леровский режим подверг Ш. бойкоту, что не помешало идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей демагогии.

Решающее влияние на Ш. оказала философия Ницше. Ш. исходит из понятия органич. жизни, подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как «организм», к-рый, во-первых, обладает жёстким сквоз­ным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не может. Ш. нас­читывает 8 культур: египетская, индийская, вавилон­ская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому куль­турному «организму», по Ш., заранее отмерен определ. (около тысячелетия) срок, зависящий от внутр. жиз­ненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры есть, с одной стороны, эквивалент шпенглеров-ских понятий мёртвой «протяжённости», бездушного «интеллекта», а с другой — стоит в контексте вос­ходящих к Ницше концепций «массового общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окосте­нению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для греко-рим. культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира — в 19 в., с к-рого начинается его «закат».

С наступлением цивилизации художеств. и лит. твор­чество делается якобы ненужным; поэтому Ш. предла­гает отречься от культурных претензий и предаться го­лому техницизму.

Стиль изложения у Ш. построен на оперировании раз­вёрнутыми метафорами, причём метафорич. сближение слов часто подменяет логику понятий.

* Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens, Münch., 1931; Reden und Aufsätze, Münch., 195l3; TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965; в рус. пер.— Философия будущего, Иваново-Вознесенск, 1922, Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.

Наши рекомендации