Пиарология – соц. наука прикладной направленности, имеющая комплексную, междисциплинарную природу и находящаяся на этапе своего формирования
Объект и предмет пиарологии:
Объектом науки по СсО, как социальной науки является соц.реальность, но поскольку пиарология – это информационно-коммуникационная наука, то ее объект – соц. коммуникация. Предметомпиарологии, как воспроизведением реальности на абстрактном уровне является ПР, как совокупность соц. практик.
Виды пиарологии:
На основании целей, задач и функций может быть выделена фундаментальная и прикладная пиарология. 1) Фундаментальная – направлена на построение и совершенств-е теор. и методологии, на обогащение основ самой науки. Фундаментал. теории ПР должны быть ориентированы на решение научных проблем. Фундаментал. исследования отвечают на 2 вопроса: что познается и как познается. 2) Прикладная пиарология направлена на изучение вопросов организации ПР практик, на решение актуальных вопросов Пр: для кого познается и как сделать. Задача – найти способы достижения поставленных практических целей.
По предметному критерию пиарологию можно структурировать на отраслевые дисциплины, имеющие своим предметом ПР в специфич.Сферах деятельности (полит. пиарология, экономическая пиарология и т.д.) Сущ-ет также историч.пиарология, направленная на изучение истории функционирования ПР, как специфич. Вида деятельности.
Научный статус пиарологии – наиболее точным является понимание пиарологии как социальной «теории среднего уровня» (Р. Мертон).Ф-ция теории среднего уровня – выступать в качестве посредником м/д малыми раб.гипотезами, развертывающихся в повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями.Цель теории сред.Уровня – обеспечить связь между эмпирическими и теоретическими уровнями исследования социальной реальности.
М. Шишкина предлагает след. периодизацию развития ПР в России:
1. 88 – 91 гг. – доинституциональный период - оформ. только 1 признак института – выд.S’ы проф.сферы, возник. отношения м/д ними и общ-вом;
2. 91 – 94 гг. – период первичной институционализации. Формир. нач. организации S’ов. РАСО
3. с 94 г. – 1я декларация проф. и этич. принципов в области СсО в Рос. Период вторичной институц-ции
1 период.Кон. 80-х гг. в Рос. появл-ся организации, ориентир.на СсО (отделы по СсО Ленсовета и Моссовета). На рос. рынке возникают 1е отеч.фирмы, предлагающие ПР как услугу.89 г. –«Никколо М» и «Миссия Л» (Мск).В 90 г. – «Имиджлэнд ПР», 91 г. – «БалтАрт» (СПб). Переориентация реклам. агентств на сферу ПР, совмещение в 1 организации реклам.и ПР услуг.ПР в чистом виде сущ.только в рос. представительствах зар. агентств. Период дикого ПР рынка, кризис рекламы, джинса, черный ПР.
2 период. 12 авг. 91 г. в Мск в кач-ве НКО была зарегстрир. РАСО. Учредители – гос. и коммерч. организации, СМИ, банки, фонды и биржи.К членству в РАСО приглашались рос. и зарубеж. спец-ты, проф. заним-ся деят-ю в сфере ПР (1й президент – Борисов, потом – Беленков, Шишкина, Мединский); Задачи РАСО: 1)создание инфраструктуры в области ПР; 2) защита интересов отрасли; 3) внедрение проф. и этич. норм, контроль за их исполнением; 4) развитие кадрового потенциала отрасли.
С 97 г. РАСО член Евр. Конфедерации ПР (CERP) РАСО сотрудничает с PRSA, явл-ся представителем в жюри международ.конкурса «Мировые золотые награды» IPRA.Признаком первичной институционализации можно считать рождение образоват.системы – 91 г. – спец-ть СсО в МГИМО.Развивается проф. сеть ПР агентств.
3 период. 24 ноября 94 г. –декларация проф. и этич. принципов СсО – сформ. осн. треб-я к спец-ту, дан свод принципов проф. взаимоотношений с коллегами, общ-вом, клиентами: правдивость, добросовестность передаваемой инф., забота об общественном благе, вклад в развитие обществ. предпринимат-ва и общ-ва в целом.97 г. – хартия принципов сотрудничества и конкуренции.Цель – формирование цивилизованных рамок сотрудничества и взаимодействия на рос.рынке услуг по СсО – невозможность представления в 1 лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности полученных сведений.Это 1е попытки урегулирования ПР рынка.Формир-ся законодат-но правовая база, регулирующая сферу ПР – 95 г. – закон о рекламе, об информации, информатизации и защите инф, об обществ.объединениях и др.Формируются просветительская и популяризаторская ф-ции ПР.Задача – стимулирование лучшего ПР опыта, демонстрация соц.роли и значимости нов.профессии д/развития инф. общ-ва. Дни ПР в Мск. Проф. конкурсы «Сереб. лучник» 97г., «Проба» (СЗ отдел РАСО), «Белое крыло» (Урал. отдел РАСО), «Хр. апельсин» (студ. премия), премия жур.«Советник» - «Лучш. советнику г.»
6.Политические технологии.
Определение «политические технологии». Отличие политических технологий
от избирательных технологий и информационных технологий. Политический рынок и политический маркетинг. Классификации политических технологий.
Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов /Т.Э. Гринберг. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 317 с.
Термин “технологии” (от греч. “techne” – искусство, мастерство, умение; “logos” – понятие, знание) пришел в политику из производства.[212] Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.
Термин “политические технологии” – один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене “политического человека”[213] в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.
Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Политические технологии – это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
В целом политические технологии выступают в двух формах:1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели
Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.
Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе – это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.[216]
Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования – “рациональная” и “психологическая
Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, “психологической” модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые “провоцируются” специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.
Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об “американской исключительности”).
Миф – это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.
Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей.Среди методов манипулирования выделяют:
- уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;
- использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
- использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
- информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
- наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например “империалист”, “фашист” и т. д.).
Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, “лингвистические ловушки” – это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод “ лингвистической депривации”, состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина – нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация – целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. “Мы – рабы слов”, – сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.[219]
Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию