Российская Федерация - светское государство
Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Именно эти принципы закреплены в ст. 14 Конституции РФ.
Религиозные организации выполняют очень важные, хотя и негосударственные, функции, к которым можно отнести:
а) нравственное воспитание людей;
б) психологическую поддержку верующих;
в) благотворительную деятельность и социальную поддержку людей;
г) борьбу за мир;
д) установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
е) экологическую деятельность и др.
Религиозные объединения в России действуют на основе Закона РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповеданий» и своих уставов.
Если религиозные объединения нарушают требования законодательства и своих уставных документов или условия регистрации, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством (например, прекращение деятельности объединения по решению суда).
Российская Федерация - государство с республиканской формой правления
Конституцией РФ (ст. 1) в России установлена республиканская форма правления, определяющими признаками которой являются выборность и сменяемость главы государства.
Различают два основных вида республики - президентскую и парламентскую. Главной отличительной особенностью президентской республики является сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Президент избирается непосредственно населением, а не парламентом. Правительство формируется президентом и ему подотчетно.
В системе высших органов государственной власти парламентской республики действует принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за руководство страной. В парламентской республике в отличие от президентской правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В Российской Федерации (как и в некоторых других странах, например во Франции) существующая форма правления сочетает черты парламентской и президентской республики. Так, в России Президент избирается всеобщим голосованием (и в этом ее отличие от парламентской республики). Президент располагает собственными властными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства. Однако в России наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры,-образующие Правительство. Президент вправе распустить парламент (Государственную Думу), но и Госдума может выразить Правительству вотум недоверия и отправить его в отставку. Все эти признаки и характеризуют Российскую Федерацию как республику смешанного типа (полупрезидентскую).
Местное самоуправление
Проведение в России политических и социально-экономических реформ связано с демократизацией общества, децентрализацией управления государством, возрождением на новой основе местного самоуправления.
В ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправления (1985 г.) сказано: «Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел».
Согласно Конституции РФ (ст. 12) в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти.
Реформирование местных органов власти Российской Федерации опирается на отечественный опыт земского и городского управления. Термины «земство», «земский» употреблялись в двух значениях: во-первых, как местное управление (самоуправление); во-вторых, как земская форма государственного управления (от земли русской, общероссийская, общенародная). Так, Земские соборы, созываемые в XVI —XVII вв., представляли собой сословно-представительный орган власти и носили общегосударственный характер. При Петре I в городах были учреждены выборные магистраты, независимые от губернаторов и уездных воевод. При Екатерине II (1775 г.) создаются земские суды, земская полиция, уездные исправники. Следует отметить, что одной из главных задач земской полиции была организация сбора местных и государственных налогов. При Александре II (1864 г.) органы местного самоуправления были наделены широкими полномочиями в области управления местным хозяйством. К 1917 г. земские учреждения действовали в 70 губерниях России.
После февраля 1917 г. Временным правительством были осуществлены меры по реформированию местного самоуправления, однако в связи с Октябрьской революцией завершить реформы не удалось.
После Октября 1917 г. существующие в России органы местного самоуправления были ликвидированы. Вместо них были образованы местные Советы, которые являлись составной частью единой вертикали государственной власти. Районные, городские и сельские Советы были лишены реальной самостоятельности в решении вопросов местного значения и в своих действиях были абсолютно подконтрольны аппаратам райкомов, горкомов, обкомов КПСС.
Сейчас местное самоуправление возрождается на новой основе, которую с учетом исторического опыта России можно назвать «хорошо забытым старым». Местное самоуправление осуществляется в пределах территорий муниципальных образований - городских, сельских поселений (городов, поселков), нескольких поселений, объединенных общей территорией (район), сельских округов (волостей, сельсоветов), частей населения. Конкретизация самоуправления определяется законами субъектов РФ. Так, законом Липецкой области (1995 г.) определено, что местное самоуправление действует на территории области в городах, поселках, районах, сельских советах с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление возможно только при наличии реальной экономической и финансовой базы. Гарантии такой базы предусмотрены Федеральным законом от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым закреплена экономическая основа местного самоуправления в виде муниципальной собственности и местных финансов. В состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета и внебюджетных фондов; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения; муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Закон 1995 г. не только закрепил и конкретизировал правовые основы местного самоуправления, но и послужил правовой базой для развития законодательства субъектов Федерации. Закон обязывает высшие органы государственной власти устанавливать и гарантировать минимальные социальные стандарты в области местного самоуправления в следующих сферах: воспитания, образования, здравоохранения, обеспечения жильем малоимущих, социального обеспечения по старости и нетрудоспособности, получения квалифицированной юридической помощи, предоставления коммунальных, культурно-просветительных и иных услуг в области духовной культуры, обеспечения экологической чистоты среды обитания.
Каждое муниципальное образование действует на основе устава. В уставе указываются: границы, состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их компетенция, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения1.
Согласно уставу к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Среди них: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местный бюджет, установление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, охрана общественного порядка, контроль за использованием земель, энергоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т. п.
Конституция РФ закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Местное самоуправление является самостоятельной формой выражения власти народа. Вопросы местного значения на территории муниципального образования решаются его населением, которое является единственным законным и правомерным источником власти. Именно поэтому закон называет местное самоуправление деятельностью населения по решению вопросов местного значения. И эти решения население принимает самостоятельно и под свою ответственность.
Деятельность населения по решению вопросов местного значения реализуется в двух организационно-правовых формах: непосредственно или через органы местного самоуправления.
К формам непосредственного решения вопросов относятся:
1. Местный референдум. Решение о проведении референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан. В референдуме вправе участвовать все граждане, проживающие на данной территории, обладающие избирательным правом. Участие в референдуме должно быть добровольным, а голосование - тайным.
Контроль за волеизъявлением граждан при голосовании запрещается. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении органами государственной власти, должностными лицами или органами местного самоуправления и являются общеобязательными для исполнения. Принятые решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию. Если для их реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления обязан принять такой акт.
2. Муниципальные выборы. Посредством выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций самоуправления в качестве представителей населения в выборных органах местного самоуправления. В соответствии с законом и уставом население избирает главу муниципального образования, членов представительного органа, других выборных должностных лиц местного самоуправления.
Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России.
Порядок проведения выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.
Кандидаты для избрания в органы местного самоуправления выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями. Среди них: региональные отделения общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений. Для регистрации кандидатов и внесения их в избирательный бюллетень необходимо собрать подписи не менее 1 проц. от общего числа избирателей. Допускается самовыдвижение кандидатов путем сбора подписей избирателей. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в выборах. При этом в выборах должны принять участие не менее 25 проц. зарегистрированных избирателей.
3. Собрания и сходы граждан. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан, принятия и изменения их решений, пределы компетенции устанавливаются уставом в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Например, в Бурятии собрания (сходы) жителей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год. К их исключительному ведению относятся: принятие устава (положения); избрание высшего должностного лица; утверждение сметы расходов и отчета о ее исполнении; утверждение планов и программ социально-экономического развития; утверждение штатов администрации и расходов на ее содержание; направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления; установление самовыдвижения; распоряжение землями общего пользования; контроль за деятельностью высшего должностного лица. Решения, принятые на собрании (сходе), носят общеобязательный характер.
Помимо названных к формам прямого волеизъявления граждан закон относит также народную правотворческую инициативу и обращения граждан в органы местного самоуправления. Первая реализуется путем участия представителей населения при открытом рассмотрении проектов правовых актов по вопросам местного значения и с последующим официальным опубликованием Результатов их рассмотрения.
Обращения граждан в органы местного самоуправления дают им возможность участвовать в определении задач и направлений еятельности этих органов, выработке проектов их решений, контроле за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.
4. Решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления.
Как уже отмечалось, граждане могут осуществлять свое право на местное самоуправление и через муниципальные органы, структура которых определяется населением самостоятельно. В соответствии с федеральным и региональным законодательством избираются: представительный орган местного самоуправления; глава муниципального образования; ряд должностных лиц местного самоуправления (их перечень и порядок избрания определяются уставом и законом субъекта Российской Федерации). Органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением, которая наступает в результате утраты ими доверия. Способы выражения недоверия населения определяются законами субъектов Российской Федерации. Это может быть: референдум о доверии представительному органу, отрешение от должности главы местного самоуправления и др.
Представительный муниципальный орган наделен исключительной компетенцией, к которой относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью; контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Компетенция представительного органа и главы муниципального образования определяется уставом.
Глава 6