Общественное сознание как объект воздействия СМИ
Понятие «общественное сознание». Результативность и действенность СМИ в современном обществе. Аудитория СМИ как часть коммуникативного процесса. Коммуникативная природа журналистики. Проблема гласности и свободы слова в современной журналистике. Независимые, правительственные, коммерческие и общественные СМИ.
Рабинович Л.А.
МС- совпадение в какой – либо момент наиболее значимых компонентов сознания у большого количества людей. (представления, ценности, знания)
Структура МС:
1. Эмоционально – действенный (стихийные, неорганизованные массовые поведения людей)
2. рациональный
основные характеристики массового сознания:
1. эмоциональность 2.Заразительность3 .изменчивость 4. Неоднородность 5. Аморфность 6. противоречивость
МС способно к спонтанному возникновению в различных отношениях, изменению в зависимости от общественного бытия. Развитие массового сознания зависит от масштаба охвата людей общим психологическим состоянием.
В массовом поведении, безусловно, сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей:
• является производным, прежде всего, от экономического базиса общества и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы;
• носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания — правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др.;
• проявляется на трех уровнях — индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном);
• играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.
Массовое сознание, как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей — высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, так как формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов; существенно зависит от устойчивости интеграции различных реально действующих факторов и условий; неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных от ношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Cущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений. Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития. 2 Формы общественного сознания Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания.Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. |
Результативность журналистики связана с рядом факторов, она зависит от четкого действия функций журналистики, точного соблюдения ее принципов, неукоснительного следования журналистской практике правовым и этическим нормам, наконец от уровня мастерства работников СМИ.
Мы называем результативность функциональной, когда достигнуто максимальное влияние по отношению как к социальному институту, так и к массовой аудитории; дисфункциональной, если результат оказывается противоположным желаемому; афункциональной – при нулевом итоге. Есть еще нефункциональная результативность, когда после выступления СМИ возникает неожиданный побочный эффект, не связанный с целями журналиста.
Работника печати можно рассматривать как своего рода источник формирования читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д. возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденног сознания.
По мнению исследователей конечный результат деятельности СМИ можно оценивать по следующим параметрам:
1. актуальность и новизна выступлений СМИ
2. соответствие содержания и формы журналистских текстов, методов работы творческих сотрудников СМИ и самих средств информации нормам и ценностям, присущим аудитории
3. Глубина анализа социальной действительности
4. опережающая постановка средствами информации общественно значимых актуальных проблем
5. наличие идеалов и социално-политических ориентиров как в конкретных журналистских текстах, так и в их совокупности
6. художественная выразительность подачи материалов
Но кроме этого, текстового метода, важны и иные, уже организованные действия редакции: изучение общественного мнения и настроений аудитории, работа с письмами и активом редакции, другие журналистские акты.
Средства массовой информации играют большую роль в познании мира, в обеспечении динамичного общения, в поддержании социального равновесия, но в то же время они обладают и разрушительной силой, становятся порой инструментом манипуляции сознанием.
На характер современной отечественной журналистики воздействуют реалии рынка (борьба за выживаемость, конкуренция), и глобализация информационных процессов, когда под влиянием мощной информационной индустрии Запада утрачивается национальная самобытность, привычным и обыденным становятся сенсационность, аморальность, беспринципность и массовая культура, когда размываются границы между реальным и идеальным, допустимым и вседозволенным.
Взаимовлияние и взаимодействие массовой культуры и массовой коммуникации создает мощный поток мифологизированной информации. Наряду с обычным реальным человеком зритель все больше видит маски, имиджи ведущих, политиков и публицистов, звезд кино, театра, спорта, конкурсов красоты. Исследователи отмечали, что если на советский период телевидение формировало утопическое общественное сознание (построение коммунизма), то в настоящее время оно, как и другие СМИ, развивает мифологическое сознание (миф катастрофизма, всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, провала всех реформ)
«Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой. Так складываются функциональные отношения между участниками—издателем, журналистом, аудиторией.
Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей.
В редакциях газет когда-то большое внимание придавали читательской аудитории. В каждой редакции был целый отдел, работающий с письмами читателей. Но законом «о средствах массовой информации» принятом в 1991 году работа с читательской почтой была объявлена необязательной, и многие издания поспешили упразднить отделы писем. Связь с аудиторией – это действенный фактор позиционирования любого издания на информационном рынке.
Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами. Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.
Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.
Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.
Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории) , в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.
Свобода печати – это свобода мнений. Свобода печати утвердилась как свобода выражения мнений, политическая свобода, возможность свободно говорить и выражать свои мысли. Свобода печати как политическая концепция укрепилась и укоренилась в сознании россиян.
Вместе с тем свобода печати – серьезный вызов для российских журналистов, для средств массовой информации. Выяснилось, что политическая свобода печати еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли, идеи. Все более отчетливо Выявляется экономическая сторона свободы печати. Для того чтобы газеты, журналы, радио и телевидение свободно функционировали, они должны опираться на здоровый экономический фундамент.
Проблема независимости и свободы журналиста приобрела большую остроту. Последние выступления на эту тему исходили не от журналистов, а, как ни странно, от властей: от президента, который издал несколько указов на эту тему, и Верховного совета, который принял это постановление. Все они продиктованы заботой о свободе печати. Однако сейчас в нашей прессе вновь возникает государственное давление владельцев СМИ, давление рекламы, которое трудно преодолеть, если журналисты не будут защищены общими профессиональными договоренностями. Речь идет о том, что государство оказывает сильнейшее давление на журналистику в том числе и тем что принимаются разные законы.
Сегодня, в пору гласности, плюрализма мнений, свободы слова существует несколько специфических видов цензуры:
1. Ограничения на свободу информации, связанные с государственными, военными, медицинскими коммерческими тайнами, этическими нормами; как и во всякой демократической стране, доля таких ограничений незначительна.
2. Запрещения связанные с тем что через контроль над информацией, над зависимыми СМИ можно скрыть ошибки или отложить решение той или иной проблемы до благоприятного времени
3. Ведомственная цензура из-за боязни того, что выявится некомпетентность представителей управленческого аппарата.
Независимые СМИ
Говоря о независимых СМИ в России, нельзя не отметить, что по-прежнему остаются издания, лозунгом которых является девиз "Независимость - наш главный капитал". Однако круг их все сужается, новые проекты они не запускают, что позволяет коллегам за глаза считать их маргиналами.
Не все независимые СМИ формируют очаги концентрации. О некоторых из "одиночек" часто говорят, что их финансирует та или иная финансовая группа, но в большинстве случаев эти сведения не получают подтверждений - во всяком случае, на уровне редакционной политики, что позволяет формально отнести их к независимым коммерческим изданиям.
независимые СМИ рассматриваются как важный элемент формирования демократического общества. Ключевой ролью независимых СМИ является предоставление информации, мониторинг действий правительства, наблюдение за власть имущими и предоставление форума для общественных дебатов, посвященных выбору путей развития общества.
В обществах, вышедших из того или иного кризиса, независимые СМИ могут оказать существенную помощь в трансформации разрушительного конфликта в мирные дебаты. Средства массовой информации могут провести анализ интересов, лежащих за позицией каждого участника конфликта. Это может помочь проложить дорогу к урегулированию конфликта, найти точки соприкосновения, или, по крайней мере, может дать нужную для разрешения конфликта информацию. Давая возможность меньшинствам или пострадавшей стороне озвучить их позицию, СМИ могут помочь быть услышанными тем, кто является слабой и подавляемой стороной в конфликте.
Правительственные СМИ
Характеризуя динамику развития государственных и прогосударственных СМИ, можно констатировать, что в настоящее время учредителями большинства региональных и до 80% муниципальных газет России являются органы государственной и муниципальной власти, что отражается и на редакционной политике этих изданий31, и на их экономическо независимости, поскольку, так или иначе, все они субсидируются из средств региональных и местных бюджетов.
Так, в бюджете Москвы на 2008 год заложено 4,8 млрд рублей на текущее содержание городского телевидения и 697 млн рублей на городскую периодическую печать.
Об объемах государственного финансирования федеральных СМИ остается только догадываться. Потому что помимо прямого финансирования, обозначенного в статьях бюджета, существуют сотни способов косвенного финансирования через гранты, проекты, конкурсы и прочие способы управления СМИ. В любом случае это десятки миллиардов рублей.
Платой за такую поддержку будет размещение в СМИ материалов, выражающих интересы и позицию органов власти, а проблемы гражданского общества будут интересовать государственные СМИ только в том случае, если о них говорит Президент или Премьер-министр.
Коммерческие СМИ
Что касается коммерческих СМИ, то данные исследований за последние десять лет дают основание для вывода о том, что у них есть благоприятные возможности развития. Рынок рекламы растет высокими темпами, непритязательная массовая аудитория с удовольствием поглощает контент не очень высокого качества. Как сказано в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати», «в 2007 году российский рынок печатных средств массовой информации продемонстрировал хорошую динамику развития и качественные изменения, свидетельствующие о дальнейшем превращении газетно-журнальной индустрии страны в эффективный бизнес, чему в решающей степени способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в Российской Федерации. Выросли инвестиции в СМИ, капитализация медийных компаний, их доходы от рекламы и реализации тиражей».
аналогичные процессы идут на коммерческом телевидении и радио.
Коммерциализация СМИ привела к тому, что многие из них перестали не только соответствовать своему информационному назначению, но и выполнять присущие им культурные, просветительские и другие функции. Отсутствие традиций гражданского общества, выключенность населения из политического процесса привели к тому, что коммерческие СМИ вынуждены удовлетворять весьма узкие, по большей части бытовые и развлекательные, интересы своей аудитории, да к тому же весьма вольно интерпретируемые менеджерами медиапредприятий. Поэтому коммерческие СМИ интересуются гражданским обществом ровно в той степени, в какой это необходимо для привлечения и удержания внимания массовой аудитории, а значит, для увеличения доходов от рекламы. Кроме того, само гражданское общество дает мало информационных поводов, которые могут заинтересовать коммерческие СМИ и их аудиторию
Общественные СМИ
ABC, BBC, CBC — это не бессмысленная последовательность букв. Это явление, называемое во всем мире общественным вещанием. Оно действует в большинстве развитых стран и помогает поддерживать и совершенствовать гражданское общество. Именно общественные телеканалы обычно первыми затрагивают острые темы, борются с внутригосударственными проблемами и со временем превращаются в большие медиаимперии, независимые от воли властей.
Такие компании имеют достаточно длинную историю в Австралии, Великобритании, Канаде (ABC, BBC, CBC соответственно). В этих странах низок уровень коррупции и как нигде уважаются права человека. Во многом благодаря общественным телерадиокомпаниям.
Итак, что же такое общественные СМИ?
1. во-первых, те, которые финансируются независимо от государства и частных структур.
2. Во-вторых, они преследуют гуманитарные цели — социализацию, повышение уровня образования (все помнят серию «BBC Живая природа» или скандальных «Телепузиков»), освещение насущных проблем населения.
3. В-третьих, они вещают на всю страну (часто и на весь мир), не делая исключений.
4. В-четвертых, общественные каналы удовлетворяют вкус каждой группы населения. Например, BBC имеет несколько радиостанций и телеканалов, транслирующих передачи на абсолютно все темы — музыка, кино, аналитика, новости, развлечения и другие.
5. В-пятых, общественное вещание учитывает интересы меньшинств — национальных, сексуальных — и затрагивает темы, волнующие именно их. Помимо этого, оно стремится не к рейтингу, а к качеству — это ему позволяют преимущественно некоммерческие доходы.
Публичное телерадиовещание может иметь несколько источников финансирования.
1. Во-первых, это специальный косвенный налог, взимаемый с граждан — license fee (Великобритания). При такой системе каналы обычно не размещают в эфире рекламные ролики.
2. Во-вторых — заложенная в бюджет государства специальная статья расходов на общественные СМИ.
Третьим источником может быть реклама и продажа передач другим