Анализ товарной и ассортиментной политики
ABC-анализ - метод, позволяющий классифицировать ресурсы организации по степени их важности. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. По отношению к ABC-анализу правило Парето может прозвучать так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему, будь то запасы сырья и комплектующих, либо продуктовый ряд предприятия и т. п. Часто ABC-анализ путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне не верно.
ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:
· А — наиболее ценные, 20 % — товарных запасов; 80 % — продаж;
· В — промежуточные, 30 % — товарных запасов; 15 % — продаж;
· С — наименее ценные, 50 % — товарных запасов; 5 % — продаж.
В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп.
По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объёмов отгрузки определённых артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объёму сделанных ими заказов.
Рассмотрим проведение данного анализа на примере. В качестве критерия ранжирования были выбраны:
- удельный вес реализуемой продукции в денежном выражении;
- удельный вес реализуемой продукции в натуральном выражении (кг);
- доля в объеме затрат;
- доля прибыли.
Показатели в натуральном выражении могут применяться только в том случае, если товары предприятия однородны и измеряются одним натуральным показателем, например, продукция хлебокомбината измеряется в килограммах. Если предприятие торгует широким ассортиментом, то натуральные показатели несопоставимы, например, гвозди (кг) и проволока (м). В этом случае применима только денежная оценка. В таблице 7.3 приведены данные для АВС-анализа по указанным экономическим показателям [2, С.109-111].
Таблица 7.3 – АВС-анализ ассортимента продукции предприятия
Категории групп | Число продуктов | Доля в ассортименте, в % к итогу | Доля в сбыте, затратах, прибыли, в % к итогу |
а) Анализ по сбыту (реализации) в денежном выражении | |||
«А» - большой вклад в общий сбыт (свыше 1%) | 9,6 | 87,7 | |
«Б» - средний вклад (0,11-1,00%) | 35,0 | 11,0 | |
«С» - небольшой вклад (до 0,10%) | 55,4 | 1,3 | |
Итого: | 100,0 | 100,0 | |
б) Анализ по сбыту в натуральном выражении, кг | |||
«А» - доля в сбыте более 1% | 7,2 | 88,6 | |
«Б» - доля в сбыте 0,11-1,00% | 30,1 | 9,9 | |
«А» - доля в сбыте до 0,11% | 62,7 | 1,5 | |
Итого: | 100,0 | 100,0 | |
в) Анализ сбыта по сумме затрат (себестоимости), руб. | |||
«А» - доля в затратах свыше 1% | 13,3 | 88,2 | |
«Б» - доля в затратах 0,11-1,00% | 26,5 | 9,7 | |
«А» - доля в затратах до 0,11% | 59,0 | 2,1 | |
Итого: | 100,0 | 100,0 | |
г) Анализ сбыта по сумме прибыли, руб. | |||
«А» (свыше 1%) | 6,0 | 96,0 | |
«Б» (0,11-1,00%) | 20,5 | 5,1 | |
«А» (0,11%) | 73,5 | -1,1 | |
Итого: | 100,0 | 100,0 |
Как видно из таблицы 7.3, при анализе данных по сбыту в денежном выражении из 83 наименований товаров 8 дают 87,7% реализации, хотя по числу наименований они составляют лишь 9,6% (графа 2). Они отнесены к группе А, товары которой вносит более 1% в общий сбыт. Средний вклад в общий сбыт вносят продукты группы Б, удельный вес каждого из них составляет от 0,1 до 1,0%. Таких продуктов оказалось 29 и их доля в ассортименте равна 35%, а в сбыте – 11%. Остальные 46% продуктов вносят небольшой вклад в общий сбыт: занимая в ассортименте более половины наименований, в сбыте они дают всего 1,3%.
В данном примере в качестве границы каждой категории товаров были выбраны удельные веса 1% и 0,1%. Эти числа не являются едиными критериями. В каждом случае границы определяются отдельно, в ходе анализа.
АВС-анализ сбыта по натуральным показателям, по затратам и по прибыли дает аналогичные результаты, подтверждает распределение товаров на три группы.