Особенности формы государства в современной России

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Россия является государством с республиканской формой правления (ст. 1). Что касается вида республики, установленной в РФ, в литературе отмечают, что она является смешанной с сочетанием черт как парламентской, так и президентской республики с доминирующим положением Президента в системе разделения властей (в силу чего нередко ее называют суперпрезидентской республикой).

Среди типичных признаков парламентской республики, имеющих место в РФ, следует назвать наличие наряду с Президентом председателя Правительства, и возможность, хотя и ограниченную, отстранения от власти Правительства парламентом (это отличает ее от президентской республики), хотя и в этом случае его судьбу будет решать Президент. Вместе с тем, Президент РФ избирается всеобщим голосованием (в этом отличие от парламентской формы). Кроме того, Президент обладает своими собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства.

Со времени своего учреждения в 1991 г. институт президентства играл и играет в России большую роль. В формально-юридическом плане Президент не входит ни в одну из ветвей власти и не доминирует ни над одной из них. Он является главой государства, выступает как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики России, обеспечивает согласованное взаимодействие всех органов государственной власти в РФ.

Практически же налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней. Кроме того, как отмечают в литературе, президентская власть в действительности выступает как центральное звено власти исполнительной. Этот вывод подтверждается тем, что Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти.

В частности, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; ряд министров (так называемых «силовых» и министра иностранных дел) назначает лично. Хотя согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента, Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент. Если Государственная Дума в третий раз не удовлетворяет предложенную кандидатуру, Президент распускает ее и назначает новые выборы.

В России установлен институт парламентской ответственности правительства (когда Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия), однако его реализация на практике затрудняется тем, что для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента (причем в течение трех месяцев, в противном случае первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не является неизбежной – Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Даже если вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, и Государственная Дума в доверии отказывает, то и в этом случае Президент имеет право окончательного выбора: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы:

1) предметы ведения Федерации (ст. 71); 2) предметы ведения субъектов Федерации (ст. 73); 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. (ст. 72)

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

Отраслевые семьи в праве.

Для каждой отрасли права определяются свои предмет и метод правового регулирования. Сочетание этих критериев носит юридически своеобразный, неповторимый характер, в связи с чем единое право подразделяется на отрасли.

Отраслевые семьи - совокупность отраслей права, объединенные предметом и методом правового регулирования.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т.н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права.

Прочие отрасли пользуются различными сочетаниями этих методов на основе какого-либо ведущего метода. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т.к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права - конституционное право - основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т.к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права.

Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления.

Метод отрасли - императивный.

Основные источники - Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли выделяются на основе методов правового регулирования, эти отрасли используют какой-либо из основных методов в чистом виде.

Гражданское право.

Предмет - сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений.

Метод - диспозитивный.

Основные источники - Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Уголовное право.

Предмет - отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства.

Метод - охранительный.

Основные источники - Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

Административное право.

Предмет - общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Метод - императивный.

Основные источники - Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Семьи отраслей права.

К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти отрасли имеют юридически своеобразный предмет правового регулирования, но при этом пользуются сочетанием основных методов правового регулирования, что роднит их с какой-либо из профилирующих отраслей. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права.

Уголовно-правовая семья - уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс.

Административно-правовая семья - административное право, финансовое право, налоговое право, земельное право и др.

Гражданско-правовая семья - гражданское право, семейное право, трудовое право, наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на

- Основополагающая отрасль - состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

- Материальные - состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

- Процессуальные - состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на

- Регулятивные - выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т.д.);

- Охранительные - выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на

- Основные - в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

- Комплексные - состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).


Наши рекомендации