Применение авиации в локальных войнах конца 1930х годов. Часть XIV. Советско-финская война
Между двумя мировыми войнами
Соотношение сил сторон.
Советская истребительная авиация в районе конфликта была представлена испытанными машинами, прошедшими через все локальные войны конца 1930х годов: «И-16», «И-15бис» и «И-153».
Монопланы Поликарпова составляли едва ли половину наличных самолетов, причем, большинство из них принадлежало к типу 5, уже давно устаревшему. О достоинствах и недостатках этих самолетов читайте в предыдущих уроках.
«И-16.Тип 5» - самолет ВВС КБФ. Зима 1939-1940 гг.
В качестве разведчика использовался многоцелевой «Р-5», уже давно не отвечавший возросшим требованиям к самолетам такого типа. Основные силы бомбардировочной авиации были представлены многомоторными бомбардировщиками А.Н. Туполева «СБ» и «ДБ».
В количественном отношении ВВС Красной Армии на протяжении всей войны обладали, по меньшей мере, 10-12-кратным превосходством.
Финский агитационный плакат эпохи «Зимней войны».
Авиация Финляндии была немногочисленна. Финские летчики были квалифицированны (некоторые из них до войны стажировались в Германии), но не имели боевого опыта. На осень 1939 года финны располагали 303 самолетами, из них 236 истребителей. Матчасть истребителей на начало войны состояла из устаревших бипланов «Bristol Bulldog Mk. IVA» и голландских монопланов «Fokker D.XXI». Всего имелось около сорока "Фоккеров", из них 17 неисправных, и десять "Бульдогов".
Во время Зимней войны Финляндию активно поддержали ее западные союзники, прежде всего Великобритания, Франция и Швеция.
«Fokker D.XXI»
Из этих стран в страну Суоми поступали новейшие летательные аппараты, специалисты. Финны производили закупки вооружений и в других странах. Поэтому в Финляндии советским ВВС пришлось столкнуться с авиатехникой ведущих европейских держав.
Всего до момента заключения перемирия наши противники получили 194 боевых самолета.
Бомбардировщик «Бристоль «Бленхейм» D.XX»
В их числе - истребители «Gloster Gladiator» (Великобритания), французские «Morane-Saulnier.MS.406» и итальянские «Fiat.G.50», бомбардировщики «Бристоль «Бленхейм».D.XX» и «Дуглас».DC-24» и другие современные аппараты.
Стоит заметить, что некоторые из этих машин достались противнику слишком поздно и не успели принять участия в боевых действиях.
Французский истребитель «Morane-Saulnier MS.406» ВВС Финляндии.
И, наконец, финны эффективно использовали трофейные советские самолеты, такие как «ДБ-3», « ТБ-3», «СБ-2», «И-153».
Интересна судьба одного из «И-16.Тип 18», оснащенного лыжным шасси.
Наш истребитель совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Самолет был отремонтирован и получил опознавательные знаки финских ВВС.
«Плененный» финнами «И-16».
Этот «ишак» облетывался многими финскими летчиками; один из них, лейтенант Висапаа, совершил 10 апреля 1940 года вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Обычно в финских ВВС использовались практически все самолеты, которые можно было достать, в том числе и трофейные.
Однако «И-16» финнам не приглянулся, прежде всего, из-за сложности пилотирования и требовательности к длине взлетно-посадочных полос. Налет трофейного «ишака» составил всего 6 ч. 20 мин. 15 апреля 1941 года самолет был передан Люфтваффе.
Финские «Гладиаторы».
В целом, следует признать, на начало войны советские авиасилы по численности, опытности, да и по качеству матчасти превосходили ВВС противника. Почему же наша авиация столкнулась в Финляндии с большими проблемами?
На этот вопрос мы попытаемся дать ответ в следующем уроке.