Вопрос 5. Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
Становление профессиональной дипломатической службы в России происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства. Исторические рамки этого процесса охватывают XV-XVII вв. и в целом совпадают с общеевропейскими. С возвышением Московского княжества особое место заняла Боярская дума, состоявшая из представителей феодальной знати. С XV в. она превратилась в постоянный совещательный орган. Это отражено в потоке дипломатических документов, появившихся во времена правления Ивана III (1462-1505 гг.). Прием иностранных дипломатов, ведение переговоров, составление документации по посольским делам — все находилось в ведении Боярской думы. По мере централизации власти Боярская дума стала мешать государю проводить самодержавную внешнюю политику. Поэтому в правление Василия III возник частный совет государя, своего рода кабинет, состоявший из доверенных лиц царя — Ближняя дума. Она готовила решения и выносила их на утверждение Боярской думы. Именно «ближние думцы» чаще всего упоминаются как личные представители царя во время переговоров с иноземными дипломатами. Этот обычай сохранялся и в XVII веке. Кроме Боярской и Ближней думы в XVI в. существовало и другое учреждение, которое в своей деятельности соприкасалось с посольскими делами — это Казна. В XV — начале XVI в.в. Казенный двор, располагавшийся на территории Московского Кремля, был одним из первых учреждений по внешним связям и одновременно хранилищем дипломатических документов. Здесь бояре и казначеи принимали послов. С XV - первой половины XVI в.в. в дипломатических сношениях России отмечено участие представителей нового сословия - дьяков и их помощников — подьячих. С 80-х годов XV в. документы говорят о выделении категории посольских дьяков.Они присутствовали на приемах, выступали с речами от имени великого князя, записывали ход переговоров. Дьяки принимали грамоты от иностранных послов, были постоянными членами «ответных» комиссий, нередко сами выезжали за границу в составе посольства. При их участии писались наказы, они же ведали дипломатической документацией. Дворцовые дьяки занимались размещением и устройством иностранных дипломатов.
По мере расширения функций центральной власти появляются новые учреждения — приказы - структуры, аналогичные итальянским «канцеляриям». Возникновение приказа по внешним делам — Посольского приказа большинство историков относят к периоду правления Ивана IV (1533-1584 гг.). Посольский приказ обладал обширными полномочиями, помимо внешних сношений, ведал иностранными купцами, занимался выкупом и обменом пленных, управлял рядом территорий, заведовал почтой, сбором таможенных и других налогов. Такие обширные функции затрудняли работу Посольского приказа, вызывали определенное недовольство. Службу в Посольском приказе несли дьяки и их помощники — подьячие. Служащие располагались по карьерной лестнице, ведущей от подьячих («молодых», «средних» и «старых») к дьякам. Три повытья занимались сношениями со странами Европы, два — с азиатскими государствами. В XVII в. учреждаются первые постоянные дипломатические представительства России в Швеции (1634 г.) и Речи Посполитой (1673).
Параллельно складывалась и система рангирования дипломатов. С XVI в. в документах упоминаются: великие послы – аналог чрезвычайного и полномочного посла; легкие послы – аналог чрезвычайного и полномочного посланника; посланники – аналог полномочного посланника; посланные – посланник с одноразовым поручением; реестра ватиканской дипломатической службы. Вероятно, это было связано и с тем, что в те времена именно среди церквоников находились наиболее грамотные, знающие иностранные языки люди. С самого начала в Посольском приказе на высоком уровне находился отдел переводов. Устные переводы осуществляли толмачи, письменные — переводчики. Часто их набирали из иностранцев, находящихся на российской службе, или побывавших в плену русских. Нередко для изучения иностранных языков и приобретения навыков дипломатического этикета выходцев из боярских семей посылали на выучку за границу. Это заложило достаточно прочные основы системы подготовки дипломатических кадров.
В России появляются все виды дипломатической документации: верющие (верительные) грамоты – документ, удостоверяющий представительный характер дипломата и аккредитующий его в иностранном государстве; опасные грамоты, обеспечивающие свободный выезд и въезд посольства; ответные грамоты – документ, вручаемый иностранным послам при их отбытии из страны пребывания; наказы, постатейно разъясняющие статус, цель и задачи посольства, предписывающие сбор необходимой информации, дающие возможные варианты ответов на вопросы и речей; посольские отчеты — статейные списки, в которых всесторонне анализируются и подводятся итоги работы посольства по каждой статье наказа.
Особое место в российской дипломатии принадлежит архивному делу. Регулярная систематизация дипломатических документов проводится с начала XVI в. Наиболее распространенной формой фиксирования дипломатической информации стали столбцы — скрепленные подпись должностного лица, подклеенные одна к другой по вертикали полосы бумаги, и посольские книги - переписанные в специальные тетради близкие по темам посольские документы.
Как видим, в деле организации профессиональной дипломатической службы, Россия не только не отставала от Запада, но и по ряду показателей опережала многие западные страны. Тем не менее формирование того, что мы сейчас называем дипломатической службой, а именно — государственной службой внешних сношений и системы постоянных дипломатических представительств России в других странах произошло лишь во времена правления Петра I.