ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ „ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО”.

ПОГРУЗКА НА БАРЖУ № Б–752

сентября еще только брезжил рассвет, а курсанты паросилового факультета уже стояли в строю во внутреннем дворе западной части Адмиралтейства, той её части, которая выходит на Сенатскую площадь к памятнику Петру Великому. Моросил дождь. Комендант здания главного Адмиралтейства открыл и снял замок, а краснофлотцы открыли стальные адмиралтейские ворота. Рота курсантов зашагала в сторону Зимнего дворца под звуки малого барабана. С ним впереди строя шел и отбивал такт курсант Шумилин. Не сворачивая с набережной Невы, миновали Дворцовый и Кировские мосты, впереди был виден Литейный мост. На улицах Ленинграда безлюдно, не было и движения машин. Город затих. Командиры повернули строй курсантов на Литейный мост. Рота вышла на площадь перед Финляндским вокзалом. У перрона вокзала стоял пригородный поезд. Часть его вагонов была уже занята пассажирами. Командиры провели роту вперед, курсанты разместились в передних вагонах.

К

урсанты первого курса остальных факультетов и набора 1941 года шли к Финляндскому вокзалу своими маршрутами. Например, курсанты набора 1941 года часть пути проделали по улице Халтурина. От Финляндского вокзала до пункта назначения они ехали другим поездом.

Поезд тронулся и начал набирать скорость. В пути дважды объявлялась воздушная тревога. На конечной станции, когда мы вышли из вагонов, я прочитал на таблице, укрепленной на высоком деревянном доме, построенном из кругляка: „Ладожское озеро. Кировская железная дорога”. Дом стоял слева от железнодорожного пути. Пассажиры поезда выгрузились из него быстро и рассредоточились в роще на берегу озера.

Курсанты набора 1941 года от Финляндского вокзала до берега Ладожского озера ехали в поезде, который остановился и высадил пассажиров, не доезжая до станции «Ладожское озеро» одну остановку. До берега озера курсанты шли в пешем строю и днем 16 сентября погрузились на баржу.

В сентябре 1941 года последовало приказание заместителя народного комиссара ВМФ по кораблестроению и вооружению адмирала Галлера Л.М. о полной эвакуации из Ленинграда Гидрографического управления Военно-Морского Флота и его производственных подразделений. Эвакуация производи-лась несколькими группами. Вторая большая группа гидрографов предприняла попытку переправиться на Большую землю по Ладожскому озеру. Военные и гражданские специалисты Управления и Картографии-ческого отдела в составе 61 человека[15], во главе с начальником этого отдела инженер–капитаном 2 ранга А.Ф.Бурлаковым, прибыли на станцию „Ладожское озеро” 15 сентября с Финляндского вокзала пригородным поездом, который отходил из Ленинграда в 17 часов 4 минуты. Среди сотрудников Гидрографического управления и Картографического отдела было также 9 человек членов их семей. К месту назначения прибыли поздно вечером, ночь провели в прибрежной роще, на баржу начали грузиться в 19 часов 16 сентября. Во время светлого времени суток 16 сентября немецкая авиация неоднократно бомбила район поселка Осиновец. В составе группы находились заместитель начальника Гидрогра-фического управления ВМФ инженер–капитан 1 ранга К.С.Галанин и несколько командиров управления. Командиры и служащие группы погрузили на баржу картографические материалы и имущество, которые они взяли с собой из Ленинграда.

В

те сентябрьские дни я всегда был в кругу своих товарищей: Тришкина Б.Г., Карельского М.М., Рогачева М.А., Левикова Я.М., Магнитова Л.А., Зобкова Н.Н. Все мы на первом курсе учились в одном классе, а с Маркелом Карельских и Львом Магнитовым я занимал в учебном классе один стол. В середине стола было место Магнитова. Особенно я дружил с Борисом Тришкиным и курсантом второго курса паросилового факультета Зобковым Николаем Николаевичем. С Борисом Тришкиным я прошел бок о бок через все выпавшие на нашу долю нелегкие испытания на Чудской военной флотилии и во втором батальоне 2-ой отдельной бригады морской пехоты. С курсантом Зобковым Н.Н. я близко подружился сразу же после прибытия его во второй батальон, он был рядовым бойцом 4-го отделения 3-го взвода 3-й роты и моим нештатным заместителем. К большому сожалению в ту пору среди нас уже не было Бузунова Н., Кременецкого В., Меламеда А., Лобадюка В. и других товарищей по первому курсу и боевой летней практики: они не вернулись с фронта.

Весь день 16 сентября курсанты паросилового факультета провели на железнодорожной станции „Ладожское озеро” в прибрежной роще, укрываясь от налетов вражеской авиации. Стемнело. Около десяти часов вечера курсанты строем направились к берегу озера. На озере был полный штиль. От Луны по водной глади к нам бежала световая дорожка. Было безветренно и без осадков. Курсанты были одеты в морскую форму, как говорится, в самый раз, по погоде: сверху – шинели и бескозырки, через левое плечо – противогаз, вещевой мешок с личными вещами и сухим пайком. Другой амуниции с нами не было. Воздух чистый, дышалось легко, усталости не чувствовалось.

Под обрывистым берегом озера была пришвартована баржа. В дальнейшем мы узнаем, что это была большая несамоходная озерная деревянная баржа № Б–752. Основное её предназначение – перевозка грузов. Точной характеристики баржи в Северо-западном речном пароходстве нет. Она принадлежала к деревянным сухогрузным баржам беспроектной постройки, которые в справочниках именуются, как „берлины”. Северо-западное речное пароходство, исходя из имевшихся данных почти на такие же баржи, как баржа № Б–752, дало о ней следующие сведения: грузоподъёмность в пределах 790 тонн, длина 55,6÷70 метров, ширина 9,6÷12 метров, высота борта 2,85÷ 3,1 метр.[16]

Б

аржа поглощала и поглощала людей, которые непрерывным людским потоком заходили с берега по трапу на её палубу и далее, без задержки, спускались в трюм. Трап входа на баржу находился в горизонтальном положении. Справа от трапа, на небольшом естественном возвышении стояли морские командиры, которые наблюдали и, видимо, обеспечивали переправу людей на Большую землю. Среди них курсанты узнали капитана 1 ранга Авраамова Н.Ю. Когда роты нашего училища подошли к трапу, он громко воскликнул:

– Курсантам – дзержинцам, ура!

В ответ на приветствие курсанты подняли вверх руки и дружно ответили:

– Ура!

Да, мы проходили мимо своего бывшего командующего, который нами командовал на Чудской военной флотилии. Теперь он выступал уже в другом качестве. Он был заместителем командующего Ладожской военной флотилии по перевозкам и уполномоченным военного совета Ленинградского фронта по выполнению операций снабжения Ленинграда водным путем. В тот день и вечер на баржу погрузились:

а) командиры и курсанты Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища им. Ф.Э.Дэержинского – оставшиеся в строю командиры и курсанты Чудской военной флотилии и 2-го батальона 2-ой отдельной бригады морской пехоты;

б) командиры и курсанты Высшего военно-морского гидрографического училища им. С. Орджоне-кидзе;

в) старшие военные фельдшера – выпускники Военно-морской медицинской академии 1941 года, которые после выпуска были назначены на все флоты и флотилии, кроме Балтийского флота;

г) выпускники трехмесячных курсов переподготовки старшего медицинского командного состава Красной Армии при Военной медицинской академии им. С.М.Кирова (военврачи 1, 2 и 3 рангов) с назначением на все фронты, кроме Ленинградского;

д) ученики и ученицы двух ленинградских ремесленных училищ;

е) армейская рота в полном составе со стрелковым оружием;

ж) группа военнослужащих Ленинградского военного инженерного училища им. А.А.Жданова в составе 4-х лейтенантов и 20-ти курсантов, которые сопровождали порученный им груз на Большую землю;

з) сотрудники Гидрографического управления ВМФ, командиры и гражданские специалисты Картографического отдела и др.

Среди пассажиров баржи было много гражданских лиц, в том числе детей, женщин и пожилых мужчин. Например, на барже находились родители, жены и дети командного состава ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского, которые не смогли по каким-то причинам эвакуироваться вместе с училищем в средине августа 1941 года, члены семей командного и преподавательского состава Высшего военно-морского гидрографического училища им. С. Орджонекидзе. Кроме того, на барже были жены командиров и политработников 2-го батальона: жена полкового комиссара Богданова, жена инженер–лейтенанта Чурилова, а также жена курсанта набора 1941 года Ваганова с ребенком, вольнонаемный повар училища Сергей Наборов, жена мичмана, уже находившегося в поселке Правдинске, Лариса и многие другие граждане.

Учета пассажиров, которые погрузились 16 сентября 1941 года на баржу № Б–752, никто не вел. По моей оценке и оценке моих товарищей на баржу погрузилось не менее полторы тысячи человек.

В двадцать три часа 16 сентября 1941 года, что я отметил по своим ручным часам, буксирный пароход Северо-западного речного пароходства „Орёл” подошел к барже, взял её на буксир, и мы начали движение. Никто из нас и не думал в те часы и минуты, что мы начали медленно приближаться к катастрофе, поджидавшей нас в водах Ладоги вне видимости берегов.

Б

уксир „Орёл” – озерный буксир финской постройки, оснащенный паровой машиной мощностью 415 л.с., имел валовую регистровую вместимость 123,8 р.т., стальной корпус. Был построен в 1914 году. Основные размерения: длина 30,75 м., ширина 5,58 м., высота 6,51 м. Артиллерийского вооружения не имел. Для связи на борту буксира была установлена радиостанция.[17]

Капитаном буксирного парохода „Орёл” в то время был опытный речник Ерофеев Иван Дмитриевич.

В трюме баржи было много березовых дров. Они кое-где были уложены в штабеля, а в остальных местах баржи были разбросаны в хаотическом порядке. Там же находились и большие деревянные катушки с электрическим кабелем. И дрова, и катушки с кабелем на ленинградском берегу из-за спешки не были выгружены.

Баржа не была приспособлена для перевозки людей. Освещения и туалета внутри баржи не было. Каждый пассажир нашел для себя подходящее место в трюме баржи и спокойно разместился на ночлег. „Орёл” вел баржу на буксире, держал курс на Новую Ладогу, которая находится в устье реки Волхов. Скорость не более 5÷6 узлов.

Наши рекомендации