Кого называют популистскими лидерами. Приведите конкретные примеры.
Основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении, так называемая прямая демократия, недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции и т.д.
Популизм — это комплекс непосредственных политических реакций индивидов на развитие событий, систематически ущемляющее их ближайшие интересы. В сфере политического действия он проявляется чаще всего в виде акций гражданского неповиновения, общественных кампаний, походов в знак протеста против конкретных мероприятий власти.
Для популизма характерны вера в возможность простейшего решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
Популизм является характерной чертой политического радикализма с его категоричными требованиями, нежеланием ждать, отсутствием выполнимых программ решения общественных проблем. Чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами.
Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о своих возможных действиях в случае прихода к власти. Для него главное — получить как можно больше голосов в данный момент. Потом придут другие моменты, другие лозунги. А так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону. На самом же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть в фарватере большинства. Различные меньшинства — политические, религиозные, национальные — популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов.Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными — их физическое устранение.
Российское народничество вполне соответствует определению популизма как политического движения, отстаивающего интересы широких масс. Так, популистами были такие уважаемые в России и Европе люди, народники, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Популистский личностный идеал сочетался с представлениями о демократической общественной деятельности как высшей форме самовыражения личности. Эти идеи развивал один из самых образованных популистских лидеров Т.Ньюджент. Среди идеологов популистского толка в странах Азии отмечаются такие крупные фигуры, как СунЯт-Сен, Махатма Ганди, Сукарно. Наиболее видными лидерами популистского толка в африканских странах являютсяДж.К.Ньерере Танзания, Ф.Фанон Алжир, М.Кейта Мали, К.Нкрума Гана, Б.Онуоха Нигерия, М.Диа Сенегал, Т.Мбойя Кения. Надо идти в народ, — призывал М.Кейта, — разделить с ним его радости и горести, даже если придется отказаться от некоторых благ, с тем чтобы народ, на поддержку которого мы опирались в борьбе за освобождение страны, мог надеяться на повышение своего благосостояния.
50. Культ личности: когда и почему он возникает
первоначально обожествление представителей духовной и светской власти, наделение их сверхчеловеческими достоинствами и силой; освящение власти императоров, царей, королей, представителей духовенства — верховных жрецов, пап и т.д.; в современных проявлениях — навязывание народу преклонения перед носителями власти как непогрешимыми, приписывание им способности творить историю по своему усмотрению и произволу. В рабочем и коммунистическом движении культ личности является чужеродной идеологией и практикой, приводит к насаждению антидемократических методов в строительстве социализма, преувеличению роли насилия, к искусственному раздуванию роли руководителей, принижению роли партии и народных масс, что ведет к извращению идеалов социализма.
С возникновением гос-ва появился культ институтов государственной власти обожествление института фараонов в Древнем Египте, монархов — единовластителей — в феодальной Европе. Этот культ утверждался господствующими классами, которые навязывали массам почитание носителей власти, независимо от их личных качеств и степени реального участия в государственном управлении например, в Тибете Далай-лама считался божественным правителем с младенчества. В дальнейшем наряду с культом государственных институтов возникает и собственно культ личности, связанный с персонификацией власти, с мистификацией влияния и роли отдельных выдающихся исторических личностей, с распространением ошибочного взгляда, будто данная конкретная личность обладает властью в силу гениальных, только ей присущих особенных и даже сверхъестественных качеств. Господствующий класс наделяет сильную личность чрезвычайными полномочиями, изображая ее действия как надклассовые.
В буржуазной идеалистической философии были созданы теории, оправдывающие культ личности. Так, Гегель изображал выдающихся исторических деятелей орудием всемирного духа, исполнителями его воли; реакционные романтики Шеллинг, позже — Карлейль развивали эти же идеи в теориях культа гениев, культа героев; младогегельянцы Б. Бауэр и др. выдвинули теорию всемогущества критических личностей.
Наиболее известны культы личности Сталина и Мао Цзедуна. В настоящее время ярко выражен культ личности Ниязова в Туркмении и Ким Чен Ира в КНДР.
Культ личности становился лишь у великих народов и в переломные времена истории.
Нужен был новый авторитет, которому следовало ВЕРИТЬ.
Понимать и оценивать происходящие в стране перемены умели далеко не все, и партийная пропаганда взяла курс на создание ВЕРЫ, веры в ум и добрую волю .
51. Что такоеполитический конфликт и какие разновидности политических конфликтов Вам известны
политический конфликт — разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон групп, государств и индивидов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил.
Типология политических конфликтов:
• С точки зрения зон и областей их проявления внешние и внутриполитические конфликты, которые подразделяются на кризисы и противоречия
• По степени и характеру их нормативной регуляции институализированные и неинституализированные, хар-щих способность или неспособность людей подчиняться действующим правилам политической игры
• По их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов глубоко и неглубоко укорененные в сознании людей конфликты; конфликты с нулевой суммой — позиции сторон противоположны, победа одной — поражение другой, и не с нулевой суммой — существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия; антагонистические и неантагонистические конфликты — разрешение конфликта связано с уничтожением одной из сторон или сохранением их
• С точки зрения публичности конкуренции сторон открытые забастовки, манифестации; и закрытые латентные- отношения между различными ветвями власти
• По временным характеристикам долговременные и кратковременные
• В соотнесении со строением и организацией режима правления вертикальные и горизонтальные
52. Охарактеризуйте такие политические конфликты, как войны.
Политический конфликт — разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон групп, государств и индивидов, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Война — конфликт между политическими образованиями государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме военных боевых действий между их вооружёнными силами.Как правило, война имеет целью навязывание оппоненту своей воли. По формулировке Клаузевица, война есть продолжение политики иными средствами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война — это организованное вооруженное насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война — это вооруженное насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.
Военные авторы обычно определяют войну как вооруженный конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооруженные конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами — интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами — восстаниями и мятежами. Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как война.