Гражданское общество и государство

Если государство возникло всего лишь шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, то общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по некоторым теориям и гораздо больше. Вместе с тем, гражданское общество сравнительно новое явление, отражающее качественно иное состояние общества, обусловленное правовым статусом человека и его социальными связями в современном демократическом мире, иной характер отношений между обществом и государством.

Впервые этот термин использован Аристотелем, который подразумевал под гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства. Основой гражданского общества он называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех». Джон Локк утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной.

Однако сам термин «гражданское общество» стал устойчиво употребляться лишь с ХУПI в. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое, поскольку государство выступало в качестве формы организации общества. Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани.

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, приватное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений. Речь шла о невмешательстве власти в “гражданские дела” личности, частную жизнь людей. Имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять роль “ночного сторожа”, ”арбитра”.

Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок/. По Гегелю, гражданское общество — это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов, общество, в котором сочетаются частные и общие интересы. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек - его роль, функции, положение. «В гражданском обществе, - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».

Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение и в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Во всех предлагаемых концепциях четко доминировал главный лейтмотив — собственность и отказ государства от претензий на роль единственного организатора и координатора общественной жизни, от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи.

Гражданскоеобщество - относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей, сфера общественных отношений (прежде всего отношений собственности), в которые вступают свободные, равноправные индивиды, а также различные формы их объединений, преследующие свои частные цели и интересы.

В социальной системе гражданское общество является управляемой, а государство как организация власти управляющей подсистемой (системой). Однако, гражданское общество одновременно функционирует как саморегулирующаяся система, в частности, определяет формирование управляющей системы (государства) и задает параметры государственного управления. При авторитаризме государственная власть не воспринимает сигналы обратной связи, исходящие от общества, как управляемой системы. В условиях тоталитарного правления происходит политизация всех сфер общественной жизни, огосударствление общественных отношений, свертывание демократии и поглощение гражданского общества властью.

Создание гражданского общества предполагает высвобождение частной жизни, семьи, бизнеса из-под власти государства. При этом человек обретает свободу вероисповедания; повседневная жизнь выходит из-под политической опеки; индивидуальный интерес, особенно в вопросах частной собственности и коммерческой деятельности, получает поддержку закона. Наличие зрелого гражданского общества означает соблюдение неотъемлемых естественных прав человека. Центральным становится вопрос об отношении «суверенного государства» к «суверенному народу», представлявшему легитимную основу государственной власти. Система сдержек и противовесов, закрепленная в конституционном праве, обеспечивает нахождение баланса между ветвями власти, между обществом и государством, свободой и ответственностью, силой и правом. Государство не просто изгоняется из частной жизни, экономики, духовной жизни, а напротив, ставится обществом под свой контроль, который осуществляется, в частности по вопросу способности власти обеспечить безопасность этих сфер и их свободу, пресечь даже посредством легитимного насилия любые притязания, оказать на них давление со стороны также негосударственных структур, например, криминальных, монополий и пр. Государство должно отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить свое внимание в те области, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции: охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав личности, внешняя политика и др. Сама деятельность государства должна протекать в демократических правовых формах, носить конструктивный характер, направляться на всемерную защиту прав человека, других гуманистических ценностей. Должно быть по возможности либеральное законодательство, мягкие способы правового регулирования. Особую роль призвано играть частное право, которое создается и реализуется в значительной мере без участия государства и служит «визитной карточкой» гражданского общества.

В современных доктринах выделяется ряд признаков, без которых общество не может быть названо хорошим. Понятие «хорошее общество» (Gооd сосiеty) базируется на идее гражданского общества и расширяет его границы. К неотъемлемым чертам такого общества относятся: свобода и права человека, способность человека быть ответственным в свободе, стремиться не только к негативной свободе - свободе «от» (принуждения, зависимости), но и к позитивной свободе - свободе «для» «самореализации, самоосуществления своих планов, постановки социальных целей и пр.); достижимость минимума социальных и природных благ; наличие социального порядка. При этом ставится вопрос о том, что не только государство берется под контроль общества, но и богатство страны, корпорации и др.

Гражданское общество - это сложное социальное образование, имеющее определенную структуру и институты.

Структурнымиэлементами гражданского общества являются:

1) человек, свободный и равный в неотчуждаемых, прирожденных правах с другими людьми;

2) негосударственные объединения людей (хозяйственные общества, кооперативы, политические партии, общественные организации, религиозные организации и др.);

3) общественные отношения негосударственного содержания, в которые вступают люди и различные формы их объединений, причем эти отношения носят партнерский, горизонтальный, а не вертикальный характер.

Институтами гражданского общества, обеспечивающими условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов являются: собственность; свободное предпринимательство; экологическая безопасность; семья; здравоохранение; церковь; образование; культура; искусство; средства массовой информации и другие неполитические области жизнедеятельности общества.

Вмешательство государства в жизнь гражданского общества должно быть минимальным, разумным с точки зрения самого гражданского общества и проявляться только в рамках необходимости. Такое соотношение государства и гражданского общества возможно только в правовом государстве. Правовое государство - юридическая форма существования гражданского общества. Гражданское общество - неполитическое содержание правового государства.

Наши рекомендации