Всенощное бдение в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Пятница, Октября 14 2016 |
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/2989-vsenoshchnoe-bdenie-v-kanun-prazdnika-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy |
13 октября 2016 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицыи Приснодевы Марии, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города Геленджика.
Владыке сослужили: благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Владимир Цапков, иерей Александр Мараховец, протодиакон Евгений Габов, архидиакон Сергий (Пугач), диакон Александр Лысенко.
Во время Всенощного бдения была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея.
По прочтении Евангелия Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.
Праздничный канон читали иерей иерей Антоний Пульнов и протоиерей Владимир Цапков.
По окончании Богослужения правящий архиерей обратился к прихожанам со святительским словом.
Литургия.
В сам день я также был в соборе на поздней литургии, которую совершал о.Сергий Лукин в сослужении о.Андрея Трофимова. Пел один верхний хор.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9А "восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,- 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Апостол увещевает паству не поступать подобно людям, не знающим Бога, совершающим всякий грех с ненасытностью, но вести себя так, как мы призваны вести себя, согласно Евангелию. Эти слова вполне актуальны и сегодня, ибо сегодня мирские не только делают всякий грех с неасытностью, но еще и рассуждают о своем «праве» на него, чего, конечно, во времена апостола не было, хоть и тогда свидетельствующих миру, что дела его злы, мир гнал. Но исполняя то, что написано, мы свидетельствуем миру о вере нашей, что действует на внешних лучше всякой проповеди, так как большим успехом пользовались не те, кто красиво говорит, но те, чьи слова подкреплены делами. К этому и призывает нас с вами апостол….
Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
Краткое напоминание заповедей Блаженства, в отличие от подробного, которое есть в Евангелии от Матфея, однако суть произнесенного Христом – та же…
И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11.
1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай
мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
По окончании службы о.Сергий говорил на тему нынешнего праздника. Изначально это был праздник воспоминания избавления Константинополя от очередных завоевателей, в летописях именуемых «скифами». Настоящие скифы – ираноязычный народ, исчез еще в начале нашей эры, будучи сметенный нашествием гуннов, пришедших из Сибири, но греки этим словом именовали все народы, живущие в области Северного Причерноморья, либо приходящие оттуда. В данном случае предполагается, что «скифами» именовали тюркское племя авар, но некоторые олицетворяют «скифов» со славянами, путая с походом Аскольда 866 года (также князь Игорь, тот самый, муж равноапостольной Ольги, в 941 – 943 году воевал с Византией). В данном случае о.Сергий придерживался именно это версии, назвав, впрочем, не Аскольда а Олега (в русских летописях существует легенда о походе Олега (того самого, что убил Аскольда, захватив власть в Киеве) на Константинополь в 907 году, о котором, впрочем, в византийских хрониках нет ни слова, однако в том самом 911 году Олег подписал с Византией торговый договор). Так или иначе, но византийская столица была избавлена от нашествия врагов. Самое удивительно, что этот праздник в Византии был практически забыт, зато хорошо прижился на руси, став одним из самых торжественных и любимых праздников второй половины осени, и это ответ на злословие неоязычников и прочих врагов веры нашей, что, дескать, вера наша – чужая и принесена другими народами. Народ наш воспринял веру Христову и придал ей некие самобытные черты. Это не просто воспоминание произошедшего события, но констатация факта, что Божия Матерь ходатайствует о людях, а Бог по ее молитвам подает всякую помощь и защиту. Этот покров Божией Матери простирается над всеми верными Божиими. Здесь точно также вспоминаются события Великой Отечественной войны. Разумеется, это было время безбожной власти, которая подчас продолжала преследовать верных Божиих, так что страдальцы за веру покинули тюрьмы и лагеря лишь в 1953 году. Однако в начале войны перепуганная власть сделала много уступок Церкви, позволить открыть храмы (пусть немногие, в сравнении с тысячами закрытых), которые сейчас же наполнились тысячами верующих, слезно молящихся об избавлении от страшной напасти (поскольку враг приговорил к смерти не одну власть, но сами народы, населявшие нашу страну). И молитва тысяч верующих была услышана, так что Бог помиловал народ, отрекшийся от веры. Можно приводить и другие примеры помощи Божией по молитвам Матери Его, которая всегда ходатайствует о нас с того дня¸ как Господь усыновил ей всех верных своих. Впрочем, пример такого ходатайства есть и в Евангелии. О Матери Божией здесь пишется очень мало, ведь Евангелие пишет о Христе, но зато здесь есть описание чуда в Кане Галилейской. Господь и Мать его по плоти были приглашены на свадьбу. Но в разгар торжества у хозяев закончилось вино, о чем сия Мариам говорит Сыну Своему. По ее просьбе Господь совершает чудо, умножая вино. Это и есть самый первый известный нам пример ходатайства Матери Божией за людей. Ныне покров Божией матери простирается и над теми, кто проситЕе о себе или близких своих, да и о тех, о ком они просят, так как она, молится обо всех, подражая человеколюбию Божию. И поныне мы просим помощи Божией и ее заступничества пред Богом. Кто-то может читать каноны, акафисты, разные молитвы, а кому-то остаются простые слова «Пресвятая Богородице, спаси нас», кои, произнесенные с верой и вниманием, могут быть действеннее тем слов, произнесенных одними устами…. И никто не останется не услышан…
Наполедок он сказал о том, что на строящемся храме на кладбище Кабахаха крыша уже покрыта кровлей на треть. Теперь идет закупка плитки для пола, сбор средств для покупки отопления а также многих других нужных для храма вещей. «Неизвестно, буду ли я после окончания строительства храма назхначен его настоятелем. Если же и буду, то я все равно умру, а храм будет стоять и в нем будет возноситься молитва…» - Заключил он…. После этого начался сбор средств на строительство храма этого.
* * *
В этот же день было сообщено о том, что в храме святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских сразу же по окончании внутренней отделки начнутся службы…. Напомню, что настоящей крыши на храме пока нет, а лишь бетонное основание трех закомар (полукруглая крыша на апсиде), да бетонная подошва, на которую запланирована установка главы….