Глава I. Статистика как наука. чения структуры объекта необходимо его расчленить на различные части, группы, установить их объем и измерить соотношение частей и целого или соотношение
чения структуры объекта необходимо его расчленить на различные части, группы, установить их объем и измерить соотношение частей и целого или соотношение между частями при помощи системы относительных величин. В этих целях статистика использует метод группировок.
Признаки структуры многообразны, и задачи правовой статистики — выбрать наиболее существенные и важные признаки, отражающие структуру социально-правовых явлений. Выбор системы признаков предопределяется задачами исследования на данный момент. Например, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Такая структура имеет важное практическое значение для определения главного направления мер социального контроля над преступностью.
Каждое социальное явление протекает в пространстве и во времени. Изменения в пространстве статистика выявляет посредством анализа структуры общественного явления в статике, т.е. в состоянии покоя на какой-нибудь момент. Например, применительно к статистике народонаселения это может быть изучение численности населения по полу, возрасту, источнику средств существования по итогам переписи (на 12 января 1989 г. — дата, к которой приурочен счет населения в переписи бывшего СССР).
Вместе с тем статистика не может ограничиться только фотографией социального явления, его слепком на данный момент; они не позволяют обнаружить закономерности его движения, хода развития, изменения во времени.
Только статистика наглядно отражает изменения уровня и структуры множества явлений во времени, т.е. в динамике. В этом состоит следующая особенность предмета статистики как науки.
В качестве примера используем данные об изменении численности населения бывшего СССР и РСФСР за период 1939— 1989 гг. (табл. 7).
Только статистика может так наглядно отразить изменение народонаселения во времени.
Наконец, статистика обнаруживает и наглядно иллюстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений во времени. Приведем пример (табл. 8).
Данные в таблице убедительно свидетельствуют о детерминированности последствий ДТП от их числа: уменьшение (увеличе-
Предмет и система статистики
Таблица 7 Изменение численности населения СССР и РСФСР во времени1
Страна | 1939 г. | 1959 г. | 1970 г. | 1989 г. |
СССР | 190 677 890 | 208 826 650 | 241 720 134 | 286 700 000 |
РСФСР | 108 377 210 | 117 534 306 | 130 079 210 | 147 400 000 |
Таблица 8
Основные показатели аварийности на автомототранспорте в РСФСРи РФ за 1987-1997п\2
Пока- | |||||||||||
затель | |||||||||||
Число | |||||||||||
ДТП, | |||||||||||
тыс. | 142,7 | 161,3 | 190,0 | 197,4 | 197,7 | 185,0 | 178,7 | 174,9 | 167,3 | 160,5 | 156,5 |
Число | |||||||||||
ране- | |||||||||||
ных, | |||||||||||
тыс. | |||||||||||
чел. | 156,6 | 176,6 | 207,6 | 214,8 | 214,4 | 200,0 | 192,8 | 189,9 | 183,9 | 178,4 | 177,9 |
Число | |||||||||||
по- | |||||||||||
гиб- | |||||||||||
ших, | |||||||||||
тыс. | |||||||||||
чел. | 21,2 | 25,9 | 32,7 | 35,4 | 37,5 | 36,5 | 37,1 | 35,6 | 32,8 | 29,5 | 27,7 |
ние) числа ДТП ведет к уменьшению (увеличению) показателей их последствий. А дополнение таблицы данными, например, о росте числа автомототранспортных средств в стране за указанный период более усилило бы ее показательность и наглядность их взаимообусловленности. Известно, что у нас в России по-прежнему один из самых низких показателей автомобилизации: около 60 на тысячу жителей, в то время как на Западе средний показатель — 500 автомашин3.
1 См.: Итоги всесоюзной переписи населения 1970 года. М., 1972. С. 7. Данные за 1989 г. приводятся по сб.: Здравоохранение в СССР (Справочные материалы). М., 1989. С. 6.
2 Преступность и правонарушения (1991—1995). Статистический сборник. М., 1996. С. 161; Состояние преступности в России за 1996 г. М, 1997. С. 32; Состояние преступности в России за 1997 г. М., 1998. С. 32.
3 См.: Щербаков А., Стремидловский С. Что общего у «Жигулей» и «Мерседеса»? // Российская газета. 1997. 22 февр.