А. Что такое политические институты?
Казалось бы, существует общее мнение о том, что политические институты — это не что иное, как «правила игры». Тем не менее при таком ответе остается неясным, что означают последние. Одно из классических разделений в данном случае проводится между «формальными» и «неформальными» правилами. Большинство людей следуют в основном заранее определенным правилам поведения, причем основная часть этих правил не формализована в виде законов или иных письменных предписаний. Чаще их называют «рутиной», «обычаями», «общепринятыми процедурами», «привычками», «стилем принятия решений», или даже «социальными нормами» и «культурой» (March, Olsen, 1989;
Scharpf, 1989; Hall, 1986). Но политическим институтам в более узком смысле
слова можно дать определение как «формальным соглашениям, достигнутым группами людей, поведение которых регулируется применением четко определенных правил и процессом принятия решений и подкрепленным полномочиями одного лица или группы лиц, формально обладающих властью» (Levi, 1990, р. 405). Очевидно, что «культура», «нормы поведения» и т.п. не являются ни четко определенными, ни формализованными.
Закономерным при такой постановке проблемы является вопрос о том, где должна быть проведена линия водораздела. Следует ли нам под политическими институтами понимать любой тип постоянно повторяющегося поведения, который оказывает влияние на политический процесс или его результат? Или термин «политические институты» можно употреблять лишь применительно к формальным правилам, которые приняты для политического процесса? Включение в их число «привычек», «культуры» и т.п. могло бы позволить объединить большую часть правил, определяющих индивидуальное поведение. Однако такое включение чревато тем, что само понятие «институт» станет слишком туманным и неопределенным. В этом случае существует опасность, что его постигнет участь других широко распространенных в социальных науках понятий (таких, как «планирование» и «рациональность»): если понятие означает все, то оно не означает ничего5.
Если, как отмечал Д. Норт, культура есть не что иное, как набор неформальных институциональных правил (North, 1990), то получается, что нет никакой возможности отличить формальные политические институты и другие социальные факты. Так, например, оказывается, что нет точки отсчета при анализе роли различных конституций в получении тех или иных политических результатов, поскольку такое широкое понимание политических институтов объединяет в себе и формальные конституции, и общую культуру общества. Если каждый тип повторяющегося поведения можно объяснить столь широко истолкованными институционализированными правилами, тогда невозможно вычленить ту роль, какую играют в социальных процессах политические институты в более узком их понимании, поскольку ответ уже заложен в самом определении6.
В то же время, если ограничить определение институциональных правил лишь формальными, то появляется риск упустить из виду многочисленные, присущие любой политической организации, неформализированные, но тем не менее «сами собой разумеющиеся» правила, которые детерминируют политическое поведение. Но при этом есть одно преимущество, поскольку появляется возможность дать ответ на вопрос о том, что означают «изменения в формальных политических институтах», т.е. выявить специфику собственно «политического» компонента организации политических институтов. Сравнивая политические общности (государства, регионы, города), имеющие общую направленность исторического и культурного развития, но разные формальные политические институты (конституции, например), можно достичь интересных результатов (Weaver, Rockman, 1993; Stepan, Skach, 1993; Elster, Slagstad, 1988). Это, конечно же, классический вопрос любого серьезного анализа политических институтов.
5Как сказал об этом А. Этциони: «В том случае, когда понятию дается такое определение, которое включает в себя все случаи ...оно утрачивает способность к объяснению чего бы то ни было» (Etzioni, 1988, р. 27).
6 Другая проблема состоит в том, что редукционизм путем простого переименования протаскивает через «черный ход» под видом институтов то, что таковым не является (Levi, 1990, р. 404).
Выйти из этой дилеммы можно путем признания третьего типа правил, которые в теории социального управления получили название «стандартных рабочих процедур» (Hall, 1968)7. Таким образом ученые попытались определить правила, с которыми согласны и которым следуют те, кто имеет к ним непосредственное отношение. Преимущества такого рода определения очевидны. Если из определения института исключить «культуру» и «общепринятые нормы», то правила, являющиеся политическими (в том смысле, что они были установлены либо явно, либо по молчаливому согласию), останутся независимо от того, были ли они записаны на бумаге и приняты в ходе формальной процедуры. Любая теория политических институтов должна найти способ их осмысления наряду и в отличие от других институтов и социальных фактов вообще (Levi, 1990; Мое, 1990; Steinmo, Thelen, 1992).