Политические партии в стране

План

1. Первая российская революция: причины, задачи, характер, особенности.

2. Классификация, программы, стратегия и тактика политических партий:

Левые: а) пролетарские, социалистические (социал-демократы);

б) мелкобуржуазные социалистические (трудовики);

Центр: в) либерально-буржуазные (кадеты);

г) консервативно-буржуазные (октябристы);

Правые: д) реакционно-монархические помещичьи (черносотенцы).

3. Деятельность политических партий в Сибири.

Основная литература

Россия и мировая цивилизация в документах и материалах (начало XX века): учеб. пособие / сост.: М. Т. Когут, В. Д. Полканов, Н. И. Хроменкова; отв. ред. М. Т. Когут. – Омск: ОмГТУ, 1998. – С. 10–51.

Хрестоматия по истории России / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 345–350, 354–358, 362–365.

Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции // Полн. собр. соч. — Т. 11. – С. 8–11, 35–49, 87–90, 101–104.

Ленин В.И. Доклад о революции 1905 года // Полн. собр. соч. – Т. 30. – С. 306–328.

Ленин В. И. Уроки революции // Полн. собр. соч. – Т. 19. – С. 419-420.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 298-310.

История России, 1861–1917 / В. А. Федоров. – М., 2009. – С. 280–286, 292, 300–311, 381, 408.

История политических партий России / cост. С. А. Величко. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – 23 с.

Дополнительная литература

Либеральное движение в России, 1902–1905 гг. / Редкол.: В. В. Шелохаев (отв. ред.) и др.; Сост. Д. Б. Павлов. – М. : РОССПЭН, 2001. – 646, [1] с. – (Политические партии России).

Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособие для вузов / Л. В. Селезнева, Г. И. Краславская, С. М. Смагина. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 508 с.

История политических партий России: учеб. для вузов по специальности «История» / Н. Г. Думова [и др.]; под ред. А. И. Зевелева. – М. : Высш. шк., 1994. – C. 8–17.

Политическая история России в партиях и лицах / В. В. Шелохаев, А. Н. Боханов, Н. Г. Думова ; Рос. неэависимый ин-т соц. и нац. проблем. – М. : Терра, 1993.

Политическая история России в партиях и лицах / В. В. Шелохаев, Н. Д. Ерофеев, И. Е. Задорожнюк. – М. : Терра, 1994. – С. 39-59 (остальное по выбору).

История России XX–до начала XXI века : учеб. пособие для вузов по специальности 030401 «История» / Л. В. Милов [и др.] ; под ред. Л. В. Милова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. – М. : ЭКСМО, 2006. – С. 94–101, 122–128. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist008.htm, свободный.

Новейшая отечественная история. XX век:: В 2 кн. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова. – М., 2004 – Кн. 1. – 2004.

Карр, Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина, 1917-1929/ Э.Х. Карр; Л. А. Черняховская. – Кн. 1. – М.: Интер-Версо, 1990. – С. 42–74.

Темы рефератов

1. Две тактики российской социал-демократии в Первой российской революции.

2. Либеральное движение в России в 1905 г.

3. Международное значение российской революции 1905-1907 гг.

4. Деятельность политических партий в Сибири.

5. Прогрессисты и Прогрессивный блок.

6. Лидеры политических партий: В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, П.П. Рябушинский, А.И. Коновалов, В.М. Пуришкевич; и др.

Методические указания

Цель семинара – рассмотреть процесс появления политических партий в России, выявить специфику их деятельности.

Первый вопрос. Каковы предпосылки революции? Раскройте смысл высказывания «1861 год породил 1905».Что породило переплетение двух социальных войн: 1)всего народа против самодержавия и помещиков и 2) пролетариата и крестьянства против буржуазии и кулачества?

Каковы были задачи революции 1905-1907 гг.? Почему ее называют буржуазно-демократической?

Определите своеобразие российской революции, которое вытекало из исторической эпохи. Почему российская буржуазия не смогла возглавить революцию? Почему революцию называют пролетарской?

Почему аграрный вопрос стал оселком (гвоздем) революции? Как борьба за его решение повлияла на движущие силы и ход революции?

Какие три политических лагеря боролись в революции? Проследите по «Докладу о революции 1905 года» В.И. Ленина осуществление гегемонии пролетариата в революции.

Исход революции – создание условий для развития капитализма, но В. И. Ленин выделял две альтернативы: 1) «или дело кончится «решительной победой революции над царизмом» или 2) для решительной победы сил не хватит, и дело кончится сделкой царизма с наиболее «непоследовательными» и наиболее «своекорыстными» элементами буржуазии. […]. Тогда кончится дело куцей конституцией или даже ...пародией на нее. Это тоже «буржуазная революция», […] только выкидыш, недоносок, ублюдок»? Подтвердили ли уроки революции эту точку зрения? В чем причины поражения революции? Раскройте международное значение революции 1905-1907 гг.

Второй вопрос. В дореволюционной России возникло около 100 политических партий и групп, которые можно свести к пяти исторически сложившимся типам.

Составьте таблицу, характеризующую партии (на каждый тип партии развернутый лист в тетрадях). Перепишите таблицу 2 из учебного пособия «Россия и мировая цивилизация в документах и материалах (начало ХХ века)» С. 20–22 и добавьте графы для анализа программ партий.

Программа
Государственное устройство Аграрный вопрос Рабочий вопрос Национальный вопрос

Вопросы для заполнения разделов по программам:

Государственное устройствоотношение к самодержавию; отношение к Учредительному собранию; тип государственного устройства после революции [а) законодательная власть, б) исполнительная власть, в) судебная власть]; местное управление; избирательная система; гражданские права и свободы.

Аграрная программа: отношение к помещичьему землевладению; гражданские права крестьян; за счет, каких земель, и на каких условиях предполагалось расширить крестьянское землевладение; права крестьян на землю; формы землевладения крестьян. Вывод: за какой социальный строй выступала партия: сохранение феодальных пережитков, развитие капитализма по прусскому или американскому пути, социализм.

Рабочий вопрос: права рабочих; продолжительность рабочего дня; экономические интересы рабочих; право на профсоюзы; право на стачки.

Национальный вопрос. Возможны три варианта его решения: 1) единая, неделимая (унитарная) Россия; 2) культурно-национальная автономия; 3) право наций на самоопределение. Выявите ведущее требование в программе каждой партии.

РСДРП.

При заполнении таблицы обратите внимание на то, что аграрная программа РСДРП все время менялась: см. резолюцию III съезда (большевистского) «Об отношении к крестьянскому движению», аграрную программу муниципализации (меньшевиков), принятую IV съездом и отмену ее на V съезде РСДРП. Проследите развитие программы большевиков по национальному вопросу в резолюции Поронинского совещания в 1913 г.

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. Какую цель ставила партия социалистов-революционеров? Почему эсеры придавали такое большое значение развитию человеческой индивидуальности? Какую социальную группу они считали основной революционной силой?

Как эсеры относились к Учредительному собранию? Чем объясняется амплитуда колебаний у мелкобуржуазных партий по вопросам государственного устройства от монархии у трудовой группы (до апреля 1917 г.) до демократической республики и даже диктатуры рабочего класса у эсеров? Что такое «социализация» земли? Можно ли было изъять землю из товарного обращения в условиях капиталистического общества? Для какого социально-экономического строя расчищала путь аграрная программа партии?

С какими политическими партиями могли блокироваться трудовики для осуществления своей программы?

КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ. Почему кадеты до января 1906 г. не определяли форму государственного устройства? Их отношение к Учредительному собранию? Почему кадеты уделяли много внимания личным свободам?

Почему кадеты для решения аграрного вопроса стремились создать государственный земельный фонд, не жалея при этом даже части частновладельческих земель? За чей счет они предполагали провести реформу?

По какому пути пошло бы развитие капитализма при осуществлении кадетской программы? Почему в ходе революции (в I и II Государственных думах) аграрная программа кадетов менялась? Удовлетворяла ли она крестьянство? Почему кадеты не боялись разрешить стачки, профсоюзы и т.п. для рабочих?

Как кадеты решали национальный вопрос? Почему они соглашались на автономию Польши и Финляндии и ничего, кроме развития культуры, не предлагали другим нациям?

С какими партиями могли блокироваться кадеты?

СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ. Почему октябристы приветствовали Манифест 17 октября 1905 г.? Почему они были противниками Учредительного собрания и выступали за скорейший созыв Государственной Думы?

Почему октябристы согласны были вернуть отрезки крестьянам и даже шли на продажу им части помещичьих земель?

Для какого пути развития сельского хозяйства давала простор эта аграрная программа?

С какими мерами и почему связывали октябристы решение рабочего вопроса? В своей программе партия признавала право рабочих на стачки. Почему октябристов считают противниками забастовок?

Объясните причины националистических позиций октябристов.

С какими партиями октябристы могли блокироваться?

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА. Реальна ли была программа черносотенцев по государственному устройству? Для какого пути развития капитализма давала простор аграрная программа помещиков? Устроила бы эта программа крестьян?

Почему черносотенцы особо выделяли казачество? С чьей аграрной программой близка программа черносотенцев?

Почему дворянство имело довольно-таки радикальную программу по рабочему вопросу?

Почему черносотенцы выступали за единую неделимую Россию? За вытеснение иностранного капитала? Чем объясняется их ненависть к евреям?

В заключение сравните партии кадетов и октябристов, октябристов и черносотенцев: социальный состав, положение в обществе, интересы какого класса и строя защищали, общественно-политический и социально-экономический идеал, отношение к монархии, революции, методы борьбы и деятельности.

Третий вопрос. Какие политические партии получили большее влияние в Сибири и почему?

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл высказывания «1861 год породил 1905».

2. Дайте классификацию политических партий дореволюционной России.

3. Какие политические партии выступали за свержения монархии и созыв Учредительного собрания?

4. Какие политические партии вступали за сохранение помещичьего землевладения?

5. Какие политические партии выступали за ликвидацию помещичьего землевладения и передачи земли крестьянам?

6. Какие партии предоставляли рабочим право на стачки и 8 часовой рабочий день?

7. Почему кадеты не боялись разрешить стачки, профсоюзы и т.п. для рабочих?

8. Какие политические партии предоставляли нация право на самоопределение?

9. Какие партии могли блокироваться друг с другом?

Семинар 7

1917 ГОД: АЛЬТЕРНАТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

План

1. Февральская буржуазно-демократическая революция. Образование двоевластия и его сущность.

2. Борьба социальных групп [классов] и партий в марте-июне 1917 г. за альтернативы развития революции. Политические кризисы Временного правительства.

3. Июльские события 1917 г. в Петрограде. Перегруппировка социальных и политических сил в стране, конец двоевластия и альтернативы развития революции.

4. Корниловский мятеж. Возможность коалиции социалистических партий в России.

5. Октябрьское вооруженное восстание: предпосылки, подготовка, события в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов и его решения.

Основная литература

История России в мировой цивилизации: документы и материалы (1917-1920): учеб. пособие / сост. М. Т. Когут, С. А. Мордвинцева, В. Д. Полканов, Н. И. Хроменкова: под ред. М. Т. Когут. – Омск: ОмГТУ, 1999. – С. 4-111,185.

Ленин В.И. Политические партии России и задачи пролетариата // Поли собр. соч. – Т. 31. – С. 194-206.

Хрестоматия по истории СССР, 1917 - 1945: Учеб. пособие для пед. ин-тов по специальности «История»/ Сост.: С. И. Дегтев и др.; Под ред. Э. М. Щагина. – М.: Просвещение, 1991. – С. 8-21, 36-37,42-54.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 328-346.

Новейшая отечественная история. XX век: учеб. для вузов: В 2 кн. / Э.М. Щагин, В.Г. Тюкавкин, А.И. Вдовин; Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. – М.: ВЛАДОС, 2004 –. Кн. 1. – 447 с.

Дополнительная литература

Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 г. в Петрограде. / А. Рабинович. – М.: Прогресс, 1989. – С. 21-26, 28-30,44-56,113-122,142-144, 150-153,164-175, 189-192,330-333.

Спирин, Л.М. Россия, 1917 г.: Из истории борьбы полит, партий / Л.М. Спирин. – М.: Мысль , 1987. – С. 56-74,97-197.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? [Текст] / Под ред. П. В. Волобуева. – М. : Политиздат, 1991. – 239, [1] с.

Темы рефератов

1. Н. Н.Суханов (по выбору: П.Н.Милюков, Шляпников, Ф. Раскольников, Деникин и др.) о революции.

2. В.И. Ленин - выдающийся теоретик и практик революции (от Февраля к

Октябрю 1917 года).

3. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

4. Временное правительство и Петроградский Совет весной 1917 г.

5. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 году.

6. Взлет и падение А.Ф. Керенского.

7. Установление Советской власти в регионах России (октябрь1917 г.-март 1918 г.).

8. Омские Советы и коалиционный комитет: борьба альтернатив в 1917 г.

9. Октябрь 1917 г.: величайшее событие века или национальная катастрофа?

10. Октябрь и развитие мировой цивилизации.

Методические указания

Цель семинара – показать, что вследствие расстановки политических сил в России в 1917 г. реально возможной исторической альтернативой оказалась победа социалистической революции в стране, которую осуществило политически активное большинство при поддержке большинства социальных групп нации.

Первый вопрос. В.И. Ленин, оценивая Февральскую революцию, подчеркнул: «Эта восьмидневная революция была, если позволительно так метафорически выразиться, «разыграна» точно после десятка главных и второстепенных «репетиций»: «актеры» знали друг друга, свои роли, свои места, свою обстановку вдоль и поперек, насквозь, до всякого сколько-нибудь значительного оттенка политических направлений и приемов действия» (25, Т.31, С. 12.).

Почему В.И. Ленин так выразился? Кого он называл «актерами»? Назовите основные политические силы, боровшиеся в революции. Как развивались события в Петрограде? Почему монархия Романовых, существовавшая более 300 лет, так легко пала в феврале 1917 г.?

Что такое двоевластие, почему оно возникло и в чем проявлялось?

Какова роль Февральской буржуазно-демократической революции в истории России? Завершилась ли революция 3 марта 1917г.? Возможна ли была в России победа буржуазно-демократической революции как победа буржуазии [Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 11. С. 35-49, 82-104; Т. 34. С. 155-159,180-199, 296-300 и др.]? Как этот вопрос решали Э. Карр, Д. Рид, П.Н. Милюков, А Рабинович, советские историки? Ваша точка зрения.

Второй вопрос. Как сложилось соотношение сил в стране после февраля? Каковы были позиции ведущих политических партий по основным вопросам революции: устройство государственной власти, отношение к учредительному собранию и Временному правительству, аграрный и рабочий вопросы, война и мир? Как менялась позиция классов и партий весной и летом 1917 г.?

Почему время правления Временного правительства было периодом следующих один за другим политических кризисов? О чем они свидетельствовали? Выявите их общие черты, своеобразие и значение.

В литературе называют несколько альтернатив развития России в 1917 г.: буржуазно-помещичий путь, буржуазная демократия (власть умеренных социалистов), анархия, диктатура пролетариата. Какая из них была наиболее реальна и почему? Какие политические силы их олицетворяли? Кто и когда выдвинул лозунг «Вся власть Советам!».

Третий вопрос. Назовите три политических лагеря в России в феврале 1917 г. В чем состоял классовый сдвиг летом 1917 г.? Можно ли в связи с перегруппировкой классовых сил считать меньшевиков и эсеров основными врагами рабочего класса?

Почему историки считают, что окончилось двоевластие? Как изменились альтернативы развития России? Судьба лозунга «Вся власть Советам!».

Четвертый вопрос. Какую альтернативу развития России представлял Корнилов? Почему Керенский отрешился от него и поддержал Петроградский совет?

Лидер большевиков В. В. Ленин увидел возможность компромисса: коалиции социалистических партий в России, и тогда гражданская война стала бы невозможной. Почему не была осуществлена идея создания однородного социалистического правительства и опять была упущена возможность мирного перехода власти к советам?

Пятый вопрос. Охарактеризуйте ситуацию в стране осенью 1917 г. Что преобладало в качестве предпосылок: зрелость русского капитализма или политическая обстановка 1917 г.?

Созрела ли экономика, культура и другие общественные элементы для социалистического общества? Каковы критерии такого созревания? Как эту проблему оценивал В.И. Ленин?

Что такое общенациональный революционный кризис? Действительно ли России грозила национальная катастрофа, как её предвидел В.И. Ленин?

Могла ли экономическая политика Временного правительства вывести страну из кризиса? Каково соотношение понятий «революционная ситуация» и «революционный кризис»?

Почему Временное правительство оказалось в социальной и политической изоляции? Почему осенью 1917 г. массы пошли за большевиками? Эволюция лозунга «Вся власть Советам!».

Как шла подготовка вооруженного восстания? Раскройте ход событий в Петрограде 24-25 октября. Какое значение имело провозглашение Советской власти в Петрограде для победы социалистической революции в стране? Раскройте сущность и значение для судеб революции решений II Всероссийского съезда Советов.

Контрольные вопросы

1. Почему монархия Романовых, существовавшая более 300 лет, так легко пала в 1917 году?

2. В чем суть двоевластия и почему оно возникло?

3. Проследите эволюцию лозунга «Вся власть Советам!»

4. В чем состоял классовый сдвиг в июне–начале июля 1917 г.?

5. Возможен ли был союз большевиков с другими социалистическими партиями: меньшевиками и эсерами?

6. Могла ли экономическая политика Временного правительства вывести страну из кризиса?

7. Какое значение имело провозглашение Советской власти в Петрограде для победы социалистической революции в регионах?

8. Когда был принят Декрет о мире и его значение?

Семинар 8

Наши рекомендации