Континентальное законодательство Европы о правах человека и основных свободах и его соотношение с нормами гуманитарного права в системе ООН.

В развитие данных документов в рамках ООН были приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении пре­ступления геноцида и наказании за него; Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества; Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеи­да и наказании за него; Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция прав ребенка 1949 г.; Конвенция МОТ № 111 о дискри­минации в области труда, занятости; Конвенция ЮНЕ­СКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только Международная организация труда при­няла почти 200 конвенций по различным социальным и экономическим правам.

Не меньшее значение (в том числе для Российской Федерации) имеет принятие Советом Европы Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 12 дополнительных протоколов к ней, включая протокол об отмене смертной казни; а также принятие Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 и 1996 гг.; Европейской Конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г.; Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г.; Европейской Конвенции о выдаче преступников 1957 г.; Конвен­ции о передаче осужденных лиц 1983 г.; Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г.; Европей­ской Хартии региональных языков и языков мень­шинств 1992 г.; Европейской конвенции об осуществле­нии прав детей 1996 г.; Европейской Конвенции о гражданстве 1997 г.; Конвенции о защите прав челове­ка и человеческого достоинства в связи с применени­ем биологии и медицины 1997 г. и дополнительного про­токола к ней относительно запрета на клонирование человеческих существ 1998 г.; Конвенции о борьбе с коррупцией 1999 г. и других документов этой междуна­родной организации.

Российская Федерация ратифицировала основопо­лагающие Конвенции Совета Европы, за исключением Европейской Социальной Хартии, о которой до настоя­щего времени идут споры в правительственных и пар­ламентских кругах.

Не остается в стороне от участия в разработке тема­тики прав человека и Европейский Союз. В этом смыс­ле большое значение в будущем будут иметь Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., которая «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безо­пасности и правосудия» (преамбула Хартии).

«Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государ­ства) и его органов, но и от надгосударственной органи­зации и ее органов. За Хартией, весьма вероятно, мо­жет последовать целая серия аналогичных источников права».

В настоящее время, по мнению многих авторов, сло­жилась универсальная концепция межгосударственно­го сотрудничества в области прав человека, нашедшая свое закрепление и развитие в международно-право­вых. Она опирается на следующие прин­ципы.

Во-первых, все права человека неделимы, одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-нибудь одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюде­ния одной группы прав и свобод может быть использо­вано для ущемления другой. Признание неделимости прав не исключает определенной их градации, приори­тетов. Например, на первое место всегда ставится пра­во на жизнь как важнейшее право.

Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного междуна­родного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссыл­ки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмеша­тельство государств во внутренние дела друг друга, за­прещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посяга­тельства на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на кото­рых базируется сама идея международного сотрудни­чества.

В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным на­селением - вопрос, в принципе, внутренний, регулиру­емый на национальном уровне. На этом основано сло­жившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением прин­ципа уважения прав человека следует понимать, преж­де всего, общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые наруше­ния основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, ино­странной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индиви­дуальные случаи) обычно относятся к внутренней ком­петенции государства и не могут быть поэтому предме­том рассмотрения в ООН или других международных организациях.

В последнее время, однако, взгляды на эту проблему изменились.

То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным насе­лением, не означает его права на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться междуна­родные обязательства, прежде всего принцип уваже­ния прав человека.

Наблюдается тенденция к расширению права меж­дународного сообщества рассматривать различные ас­пекты соблюдения прав человека в отдельных странах.

Особенно это заметно в рамках общеевропейского про­цесса.

В-четвертых, область межгосударственного сотруд­ничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гума­нитарным вопросам признается необходимым исклю­чить полемику идеологического характера, использо­вание обсуждаемых вопросов в чисто политических целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопро­сов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в своих странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувели­чивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухуд­шились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может быть политическим именно потому, что это часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть идеологизированным.

5.3. Влияние международных норм на систему международно-правовых средств защиты прав личности в уголовном судопроизводстве России.Приведенные выше пожелания имеют отношение и к Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Феде­рации - Основного Закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора».

Таким образом, Конституция Российской Федера­ции 1993 г., во-первых, иначе, чем это было в ранее дей­ствующем законодательстве, решает проблему соотно­шения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Феде­рации: они являются составной частью правовой систе­мы России.

Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, за­крепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международ­ном сообществе. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принципы и нормы не могут считаться частью национальной пра­вовой системы и порождать юридические обязательст­ва для российского государства, его органов и должно­стных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции; международ­ный обычай и общие принципы права, признанные ци­вилизованными народами.

В-третьих, ныне действующая Конституция Россий­ской Федерации идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров Российской Фе­дерации перед нормами отечественного законодатель­ства, поскольку в случае коллизии между ними при­оритет отдается международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны при­менять правила международных договоров для разре­шения конкретных дел, и, что очень важно, физические и юридические лица вправе прибегать к нормам меж­дународного права для защиты своих прав.

Следует также отметить, что международно-право­вые документы содержат не только правочеловеческие принципы, которым должны следовать государства в области внутренней и внешней политики, но и общече­ловеческие стандарты прав и свобод человека и граж­данина, личности.

Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеоб­щей декларации прав человека и относящихся к раз­личным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, - отмечают Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов, - что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции соци­ального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Стандарты конституируются в качестве норматив­ного минимума, определяющего уровень государствен­ной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.

Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинте­ресованным трудящимся более благоприятные усло­вия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифици­руются как минимальные нормы.

По мнению указанных выше авторов, «можно обо­значить следующие функции стандартов:

- определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех госу­дарств - участников пактов и других конвенций;

- формулирование главных черт содержания каж­дого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих кон­ституционных и иных нормативных положениях;

- установление обязательств государств по призна­нию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гаран­тий, обусловливающих их реальность;

- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами».

Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-нибудь группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, при­нятые в рамках общеевропейского процесса) и, что не менее важно, должны иметь политико-правовой меха­низм реализации. Именно в такой плоскости и рассмат­риваются права человека, например в Совете Европы (СЕ). Это, с одной стороны, высокая «планка» заданных прав и свобод, нашедших свое юридическое закрепле­ние в Европейской Конвенции и в других основополага­ющих документах Совета Европы, с другой - создан­ный и функционирующий механизм судебной защиты прав человека в рамках данной организации, дополнен­ной сегодня процедурой парламентского мониторинга за соблюдением государствами обязательств, взятых при вступлении в Совет.

При этом складывающиеся стандарты Совета Европы (СЕ) вбирают в себя как универсальные, общечеловечес­кие, так и присущие европейским региональным органи­зациям нормы. Однако, в отличие, например, от доку­ментов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), носящих больше политический харак­тер, СЕ старается продвигаться по пути принятия меж­дународно-правовых документов, конвенций, хартий и т.д., выступающих источниками права Совета Европы и руководством для политических действий властей госу­дарств - членов Совета. Как уже отмечалось, за их вы­полнением (наряду с доброй волей самих государств) осуществляется довольно пристальный и эффективный контроль со стороны действующих органов СЕ.

Таким образом, стандарты Совета Европы, нося­щие в подавляющей мере юридический характер и включающие правовые нормы, постепенно «завоевыва­ют» европейский континент, все больше встраиваются в законодательство и правоприменительную практику государств - членов СЕ, в том числе и в Российской Фе­дерации.

Права человека не ограничиваются защитой прав индивида, они определяют характер международного правопорядка и национальных правовых систем.

Причем, опираясь на правозащитную практику Со­вета Европы, можно утверждать: индивид все больше становится субъектом, активным действующим лицом международного права. Об этом свидетельствуют деятельность Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека, ныне единого постоянно действую­щего органа, активно развивающийся парламентский мониторинг в рамках Совета.

Есть много оснований полагать, что в скором време­ни, овладев процедурами защиты своих прав с помо­щью инструментов Совета Европы, исчерпав нацио­нальные средства защиты, российские граждане будут еще более активно выступать в качестве субъектов права Совета Европы. К этому побуждают и первые де­ла, выигранные российскими гражданами в Европей­ском Суде по правам человека.

Признав юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, выполняя решения данного суда, российский законодатель, исполнительная власть вынуждены вно­сить изменения и дополнения в национальное законодательство, совершенствовать правоприменительную практику.

Далее целесообразно обратиться к основополагаю­щим международно-правовым документам в области прав и свобод человека, в том числе Всеобщей деклара­ции прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской Социальной Хартии 1961 года в редакции 1996 г.

Цели:

Совет Европы:

стандарты и практика в области социальных и экономических прав

Европейская Соци­альная Хартия 1961 г. Пересмотрена с целью обновления в 1996 г.

- осуществление социальных прав в государствах - чле­нах СЕ без дискриминации по призна­ку расы, цвета кожи, пола, религии, по­литических убежде­ний, национальной принадлежности или социального происхождения;

повышение уровня жизни, подъем бла­госостояния всех слоев своего насе­ления с помощью соответствующих учреждений и дей­ствий.

Социальная защита всего населения:

- право всех и каждо­го на получение услуг со стороны социаль­ных служб и т.д.

Права и принципы, гарантируемые Хартией, включают три категории:

Особая защита вне трудовой сферы:

права детей и под­ростков, матерей, се­мей; лиц с физическими недостатками;

трудящихся-мигран­тов и их семей; лиц пожилого возра­ста и т.д.

Европейская Социальная Хартия Механизм контроля:

Европейская Социальная Хартия Процедура коллективных заявлений

Замечания социальных партнеров неправительственных организаций

Комитет независимых экспертов:

дает правовую оценку соответствия национальных законодательств, регламентирующих актов и практики - содержанию обязательств по Хартии

Правительственный Комитет:

отбирает, исходя из соображений соци­альной и экономичес­кой политики, такие ситуации, по которым следует принять ре­комендации в адрес соответствующих го­сударств

Национальные представитель­ные организации предпринимате­лей и работников;

Международные неправительствен­ные организации, внесенные в спи­сок Правительст­венного Комитета;

Национальные неправительст­венные предста­вительные орга­низации, особо компетентные в областях, регули­руемых Харти­ей, - если госу­дарства сделали соответствующее заявление;

Комитет независимых экспертов рассматривает вопрос приемлемости заявлений; составляет доклад, содержащий выводы о наличии нарушения Хартии в данном государстве;

Парламентская Ассамблея проводит периодические дискуссии по социальным вопросам

Комитет Министров принимает резолюцию по окончании каждого цикла контроля; направляет рекомендации государствам, не соблюдающим в достаточной мере Хартию

Комитет Министров: в случае нарушения

- принимает рекомендацию в адрес данного государства - участника; при отсутствии нарушения

- принимает резолюцию и таким образом завершает процедуру

Правительственный Комитет: в ряде случаев дает консультации Комитету Министров

При помощи средств как национального, так и меж­дународного характера в государствах - членах Совета Европы создаются условия, обеспечивающие эффек­тивное осуществление следующих социальных прав и принципов.

Социально-экономические права трудящихся, за­крепленные в Европейской Социальной Хартии (редакция 1961 года)

Каждый человек должен иметь возможность зара­батывать себе на жизнь свободно избранным трудом.

Все трудящиеся имеют право на условия труда.

Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нор­мального уровня жизни их самих и их семей.

Все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные и международ­ные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.

Все трудящиеся и работодатели имеют право за­ключать коллективные договоры.

Все трудящиеся и работодатели имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.

Работающие женщины в период беременности и другие работающие в необходимых случаях имеют право на специальную охрану труда.

Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, которая от­вечала бы его личным способностям и интересам.

Каждый человек имеет право на соответствую­щие условия для профессиональной подготовки.

Каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению возможно­го наилучшего для него состояния здоровья.

Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.

Каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб.

Трудящиеся-инвалиды имеют право на профес­сиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, независимо от причин и характера инвалидности.

Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, право­вую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.

Матери и дети, независимо от их семейного поло­жения и семейных связей, имеют право на соответству­ющую социальную и экономическую защиту.

Граждане любой из Договаривающихся Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Договаривающейся Стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой страны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.

Трудящиеся-мигранты, являющиеся граждана­ми одной из Договаривающихся Сторон, а также их се­мьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся Стороны.

Данные права и принципы подробно изложены в де­вятнадцати статьях и пунктах Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 г. Среди новых дополнительных прав, изложенных в пересмотренной Хартии, - право на защиту в случае увольнения, право трудящихся на до­стоинство, право трудящихся, имеющих семейные обя­зательства, на равенство возможностей, право на защи­ту от бедности и социального отторжения, право на подобающее жилье.

Дополнительные права в области трудовых отноше­ний и социальной защиты населения, внесенные в Ев­ропейскую Социальную Хартию в редакции 3 мая 1996 г.

Все работники имеют право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.

Работники имеют право на информацию и на кон­сультации в рамках предприятий.

Работники имеют право участвовать в определе­нии и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.

Каждое пожилое лицо имеет право на социаль­ную защиту.

Все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.

Все работники имеют право на защиту их претен­зий в случае банкротства предприятия.

Все работники имеют право на защиту своего до­стоинства в период трудовой деятельности.

Все лица с семейными обязанностями, поступаю­щие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и, по воз­можности, не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.

Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им вред, и им должны быть предоставлены соответствую­щие возможности для осуществления их функций.

Все работники имеют право на информацию и консультации в ходе осуществления коллективных увольнений.

Каждый имеет право на защиту от бедности и со­циального остракизма.

Каждый имеет право на жилье.

Наши рекомендации