Континентальное законодательство Европы о правах человека и основных свободах и его соотношение с нормами гуманитарного права в системе ООН.
В развитие данных документов в рамках ООН были приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества; Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него; Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция прав ребенка 1949 г.; Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только Международная организация труда приняла почти 200 конвенций по различным социальным и экономическим правам.
Не меньшее значение (в том числе для Российской Федерации) имеет принятие Советом Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 12 дополнительных протоколов к ней, включая протокол об отмене смертной казни; а также принятие Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 и 1996 гг.; Европейской Конвенции о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.; Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г.; Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств 1995 г.; Европейской Конвенции о выдаче преступников 1957 г.; Конвенции о передаче осужденных лиц 1983 г.; Европейской Конвенции о пресечении терроризма 1977 г.; Европейской Хартии региональных языков и языков меньшинств 1992 г.; Европейской конвенции об осуществлении прав детей 1996 г.; Европейской Конвенции о гражданстве 1997 г.; Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины 1997 г. и дополнительного протокола к ней относительно запрета на клонирование человеческих существ 1998 г.; Конвенции о борьбе с коррупцией 1999 г. и других документов этой международной организации.
Российская Федерация ратифицировала основополагающие Конвенции Совета Европы, за исключением Европейской Социальной Хартии, о которой до настоящего времени идут споры в правительственных и парламентских кругах.
Не остается в стороне от участия в разработке тематики прав человека и Европейский Союз. В этом смысле большое значение в будущем будут иметь Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., которая «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия» (преамбула Хартии).
«Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но и от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией, весьма вероятно, может последовать целая серия аналогичных источников права».
В настоящее время, по мнению многих авторов, сложилась универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека, нашедшая свое закрепление и развитие в международно-правовых. Она опирается на следующие принципы.
Во-первых, все права человека неделимы, одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-нибудь одного права или свободы другим. Иначе стремление добиться соблюдения одной группы прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав не исключает определенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставится право на жизнь как важнейшее право.
Во-вторых, принцип уважения прав человека как один из основных принципов современного международного права не противостоит другим его принципам, а гармонично с ними сочетается. Поэтому никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Права и свободы человека не должны использоваться в качестве повода для посягательства на мир и безопасность, на независимость и равноправие государств, то есть на те основы, на которых базируется сама идея международного сотрудничества.
В-третьих, из суверенитета государства вытекает, что вся сфера его взаимоотношений с собственным населением - вопрос, в принципе, внутренний, регулируемый на национальном уровне. На этом основано сложившееся в практике Организации Объединенных Наций представление о том, что под нарушением принципа уважения прав человека следует понимать, прежде всего, общую политическую и правовую ситуацию в государстве, которая свидетельствует о том, что данное государство игнорирует свое обязательство уважать права человека, совершая массовые и грубые нарушения основных прав человека, являющиеся, например, результатом апартеида, расизма, колониализма, иностранной оккупации и т.п. Многие годы считалось, что отдельные нарушения прав конкретных лиц (индивидуальные случаи) обычно относятся к внутренней компетенции государства и не могут быть поэтому предметом рассмотрения в ООН или других международных организациях.
В последнее время, однако, взгляды на эту проблему изменились.
То обстоятельство, что государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с собственным населением, не означает его права на произвол. В процессе такого регулирования должны учитываться международные обязательства, прежде всего принцип уважения прав человека.
Наблюдается тенденция к расширению права международного сообщества рассматривать различные аспекты соблюдения прав человека в отдельных странах.
Особенно это заметно в рамках общеевропейского процесса.
В-четвертых, область межгосударственного сотрудничества по гуманитарным вопросам (прежде всего по вопросам прав человека) должна быть деидеологизирована и деполитизирована. Это означает, что на уровне официальных межгосударственных контактов по гуманитарным вопросам признается необходимым исключить полемику идеологического характера, использование обсуждаемых вопросов в чисто политических целях. Кроме того, при обсуждении указанных вопросов государства должны стремиться к максимальной объективности, а не руководствоваться исключительно политическими интересами, например, преуменьшая масштабы нарушений прав человека в своих странах или даже вовсе их замалчивая и, наоборот, преувеличивая их в тех случаях, когда речь идет о государстве, отношения с которым по каким-либо причинам ухудшились. Сотрудничество государств по гуманитарным вопросам не может быть политическим именно потому, что это часть межгосударственного сотрудничества, но оно не должно быть идеологизированным.
5.3. Влияние международных норм на систему международно-правовых средств защиты прав личности в уголовном судопроизводстве России.Приведенные выше пожелания имеют отношение и к Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации - Основного Закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 г., во-первых, иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: они являются составной частью правовой системы России.
Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принципы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и порождать юридические обязательства для российского государства, его органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции; международный обычай и общие принципы права, признанные цивилизованными народами.
В-третьих, ныне действующая Конституция Российской Федерации идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между ними приоритет отдается международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел, и, что очень важно, физические и юридические лица вправе прибегать к нормам международного права для защиты своих прав.
Следует также отметить, что международно-правовые документы содержат не только правочеловеческие принципы, которым должны следовать государства в области внутренней и внешней политики, но и общечеловеческие стандарты прав и свобод человека и гражданина, личности.
Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, - отмечают Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов, - что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.
Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.
По мнению указанных выше авторов, «можно обозначить следующие функции стандартов:
- определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств - участников пактов и других конвенций;
- формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
- установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами».
Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-нибудь группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса) и, что не менее важно, должны иметь политико-правовой механизм реализации. Именно в такой плоскости и рассматриваются права человека, например в Совете Европы (СЕ). Это, с одной стороны, высокая «планка» заданных прав и свобод, нашедших свое юридическое закрепление в Европейской Конвенции и в других основополагающих документах Совета Европы, с другой - созданный и функционирующий механизм судебной защиты прав человека в рамках данной организации, дополненной сегодня процедурой парламентского мониторинга за соблюдением государствами обязательств, взятых при вступлении в Совет.
При этом складывающиеся стандарты Совета Европы (СЕ) вбирают в себя как универсальные, общечеловеческие, так и присущие европейским региональным организациям нормы. Однако, в отличие, например, от документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), носящих больше политический характер, СЕ старается продвигаться по пути принятия международно-правовых документов, конвенций, хартий и т.д., выступающих источниками права Совета Европы и руководством для политических действий властей государств - членов Совета. Как уже отмечалось, за их выполнением (наряду с доброй волей самих государств) осуществляется довольно пристальный и эффективный контроль со стороны действующих органов СЕ.
Таким образом, стандарты Совета Европы, носящие в подавляющей мере юридический характер и включающие правовые нормы, постепенно «завоевывают» европейский континент, все больше встраиваются в законодательство и правоприменительную практику государств - членов СЕ, в том числе и в Российской Федерации.
Права человека не ограничиваются защитой прав индивида, они определяют характер международного правопорядка и национальных правовых систем.
Причем, опираясь на правозащитную практику Совета Европы, можно утверждать: индивид все больше становится субъектом, активным действующим лицом международного права. Об этом свидетельствуют деятельность Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека, ныне единого постоянно действующего органа, активно развивающийся парламентский мониторинг в рамках Совета.
Есть много оснований полагать, что в скором времени, овладев процедурами защиты своих прав с помощью инструментов Совета Европы, исчерпав национальные средства защиты, российские граждане будут еще более активно выступать в качестве субъектов права Совета Европы. К этому побуждают и первые дела, выигранные российскими гражданами в Европейском Суде по правам человека.
Признав юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, выполняя решения данного суда, российский законодатель, исполнительная власть вынуждены вносить изменения и дополнения в национальное законодательство, совершенствовать правоприменительную практику.
Далее целесообразно обратиться к основополагающим международно-правовым документам в области прав и свобод человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской Социальной Хартии 1961 года в редакции 1996 г.
Цели:
Совет Европы:
стандарты и практика в области социальных и экономических прав
Европейская Социальная Хартия 1961 г. Пересмотрена с целью обновления в 1996 г.
- осуществление социальных прав в государствах - членах СЕ без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения;
повышение уровня жизни, подъем благосостояния всех слоев своего населения с помощью соответствующих учреждений и действий.
Социальная защита всего населения:
- право всех и каждого на получение услуг со стороны социальных служб и т.д.
Права и принципы, гарантируемые Хартией, включают три категории:
Особая защита вне трудовой сферы:
права детей и подростков, матерей, семей; лиц с физическими недостатками;
трудящихся-мигрантов и их семей; лиц пожилого возраста и т.д.
Европейская Социальная Хартия Механизм контроля:
Европейская Социальная Хартия Процедура коллективных заявлений
Замечания социальных партнеров неправительственных организаций
Комитет независимых экспертов:
дает правовую оценку соответствия национальных законодательств, регламентирующих актов и практики - содержанию обязательств по Хартии
Правительственный Комитет:
отбирает, исходя из соображений социальной и экономической политики, такие ситуации, по которым следует принять рекомендации в адрес соответствующих государств
Национальные представительные организации предпринимателей и работников;
Международные неправительственные организации, внесенные в список Правительственного Комитета;
Национальные неправительственные представительные организации, особо компетентные в областях, регулируемых Хартией, - если государства сделали соответствующее заявление;
Комитет независимых экспертов рассматривает вопрос приемлемости заявлений; составляет доклад, содержащий выводы о наличии нарушения Хартии в данном государстве;
Парламентская Ассамблея проводит периодические дискуссии по социальным вопросам
Комитет Министров принимает резолюцию по окончании каждого цикла контроля; направляет рекомендации государствам, не соблюдающим в достаточной мере Хартию
Комитет Министров: в случае нарушения
- принимает рекомендацию в адрес данного государства - участника; при отсутствии нарушения
- принимает резолюцию и таким образом завершает процедуру
Правительственный Комитет: в ряде случаев дает консультации Комитету Министров
При помощи средств как национального, так и международного характера в государствах - членах Совета Европы создаются условия, обеспечивающие эффективное осуществление следующих социальных прав и принципов.
Социально-экономические права трудящихся, закрепленные в Европейской Социальной Хартии (редакция 1961 года)
Каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом.
Все трудящиеся имеют право на условия труда.
Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.
Все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
Все трудящиеся и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.
Все трудящиеся и работодатели имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.
Работающие женщины в период беременности и другие работающие в необходимых случаях имеют право на специальную охрану труда.
Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, которая отвечала бы его личным способностям и интересам.
Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной подготовки.
Каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению возможного наилучшего для него состояния здоровья.
Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.
Каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб.
Трудящиеся-инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, независимо от причин и характера инвалидности.
Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.
Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующую социальную и экономическую защиту.
Граждане любой из Договаривающихся Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Договаривающейся Стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой страны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.
Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами одной из Договаривающихся Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся Стороны.
Данные права и принципы подробно изложены в девятнадцати статьях и пунктах Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 г. Среди новых дополнительных прав, изложенных в пересмотренной Хартии, - право на защиту в случае увольнения, право трудящихся на достоинство, право трудящихся, имеющих семейные обязательства, на равенство возможностей, право на защиту от бедности и социального отторжения, право на подобающее жилье.
Дополнительные права в области трудовых отношений и социальной защиты населения, внесенные в Европейскую Социальную Хартию в редакции 3 мая 1996 г.
Все работники имеют право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.
Работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий.
Работники имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.
Каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.
Все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.
Все работники имеют право на защиту их претензий в случае банкротства предприятия.
Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и, по возможности, не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.
Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им вред, и им должны быть предоставлены соответствующие возможности для осуществления их функций.
Все работники имеют право на информацию и консультации в ходе осуществления коллективных увольнений.
Каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма.
Каждый имеет право на жилье.