Задачи направления и его роль в избирательной кампании

В рамках оргмассового направления решаются следующие задачи:

– формирование команды активистов для проведения кам­пании кандидата в округе;

– сбор подписей для выдвижения кандидата и списка;

– ведение баз данных по избирателям;

– реализация технологий непосредственной работы с избира­телями «на дому»: кампания «от двери к двери», телефонное внедрение, адресная рассылка;

– подготовка и реализация программы встреч кандидата с из­бирателями;

– массовое распространение материалов наружной рекламы и агитационных материалов (в том числе безадресная рассылка);

– массовые мероприятия (митинги, пикеты, концерты и т.д.);

– организация работы общественной приемной;

– контроль голосования на избирательных участках.

Непосредственная работа с избирателями в ходе кампании имеет гораздо более долгую историю по сравнению с политичес­кой рекламой. Его корни уходят еще к античным демократиям.

По мнению практически всех ведущих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, непосредственная работа с из­бирателями значительно эффективнее агитации через СМИ и наружную рекламу. При личном контакте удается добиться такой степени убедительности и адресности, которая не достигается никакими иными средствами. Вместе с тем оргмассовое направ­ление гораздо более трудоемко, поскольку его реализация требует мощной команды активистов, способной за достаточно короткие сроки избирательной кампании обслужить практически всех избирателей округа. Создание такой команды требует значитель­ного вложения усилий и времени.

Указанное обстоятельство является одним из факторов, под­держивающих стабильность политической системы в развитых странах, в которых тактика проведения выборов основана на ра­боте хорошо отлаженных избирательных машин ведущих полити­ческих партий. Без поддержки одной из них победа кандидата практически немыслима, как бы изощренно не использовал такой кандидат методы агитационно-рекламного направления.

В России, по совершенно объективным причинам, практика не­посредственной работы с избирателями существенно отстает от западной. К 1993 г. ни одна партия, кроме КПРФ, не распола­га­ла командой активистов, даже отдаленно пригодной для того, что­бы реализовывать технологии оргмассового направления на сколь-либо приемлемом уровне. КПРФ же, в силу своих идеологических особенностей, до последнего времени, в основном, делала ставку на массовые мероприятия и работу в трудовых коллективах, упус­кая из виду такие мощнейшие методы, как кампания от двери к две­ри. Поэтому в кампаниях 1993–96 гг. у большинства партий, бе­зусловно, доминировало агитационно-рекламное направление. Имен­но отсюда берет корни широко распространенное представ­ле­ние, что всю избирательную кампанию можно сделать по теле­ви­зору, а ееглавным лицом является специалист по телерекламе.

В настоящее время ситуация меняется, и оргмассовое направ­ле­ние начинает приобретать подобающую ему роль в россий­ских избирательных кампаниях. Оно уже доминирует в мелкомас­штабных выборах и становится таковым для выборов среднего масштаба. В федеральных избирательных кампаниях непосред­ственная работа с избирателями по-прежнему продолжает играть вспомогательный характер, однако и здесь ситуация может изме­ниться радикальным образом в связи с мас­со­вым внедрением тех­нологии параллельных кампаний (см. главу 5).

Есть еще один важный фактор, стимулирующий интенсивное развитие оргмассового направления: в отличие от агитационно-рекламного, его крайне трудно заблокировать административ­ными методами. В российских условиях данное обстоятельство мо­жет иметь первостепенное значение.

На наш взгляд, с точки зрения тактики, в настоящее время вне­дрение эффективных методов непосредственной работы с изби­рателями является своеобразной точкой прорыва в российских избирательных технологиях. Кандидаты и партии, опережающие в этом своих конкурентов, могут получить постоянное преиму­щество перед ними на несколько лет вперед. В этом же ключе можно сказать и об избирательных технологах: по настоящему квалифицированными можно считать только тех специалистов, которые полностью владеют методами оргмассового направле­ния. В конце концов, ведь именно оно и является главной такти­ческой особенностью, которая в первую очередь отличает изби­рательную кампанию от коммерческой рекламы товаров и услуг. И если для реализации большинства задач агитационно-реклам­ного направ­ления достаточно уметь правильно поставить задачу и привлечь соответствующих специалистов, то в части непосред­ственной работы с избирателями никакие специалисты руководи­телю (ме­неджеру) избирательной кампании не помогут. Здесь профес­сионалом должен быть он сам.

Наши рекомендации