Американская коммуникативистика 5 страница
там — третьего эшелона, мексиканские сериалы — это уже пройденный этап, мне кажется, для нашей жизни.
Однако у них есть свой зритель при всём при том. Ну, может, это не очень разборчивая молодёжь и, естественно, бабушки-пенсионерки. Женщины и мужчины пожилого возраста, которые имеют возможность смотреть телевизор днём, они смотрят.
И: А что ещё привлекает сегодня телезрителей?
Р: Ну вот меня лично привлекают наши, российские сериалы. «Новый проект», выполненный на нашем бедном российском телевидении. К сожалению, хорошо, добротно сделанных сериалов мало. Поэтому даже там, скажем, задумка, которая была вложена, идея — она не всегда хорошо реализована. Добротно сделанным сериалом я бы могла признать «Петербургский...» Ох, «Петербургский...» Даже название забыла.
И: Ничего страшного.
Р: Да-да-да... Это с Ольгой Дроздовой. «Криминальный Петербург» или что-то в этом духе. Второй, вот совсем недавно вышедший трёхсерийный фильм — «Спецназ», хотя очень спорный фильм по своей идее. А вообще-то у нас недостаточно, я считаю, для зрителей недостаточно фильмов, которые воспитывают национальную идею. Знаете, мы всё-таки любим свою Родину — Россию. Мы никуда не уехали, мы живём здесь, работаем. Нам хотелось бы знать о России, о людях, которые там живут, не только с экранов новостей, которые, как правило, на 80% составляют плохие новости, — в том числе и спорт, и погода. А и зритель уже в какой-то степени отвык воспринимать хорошие новости и отмечать их. Ну, хотя бы хорошие новости в фильмах. Сериалы при всём при том у нас идут детективного жанра. Мелодрамы мы так и не научились снимать, да? Комедии как сериалы — тоже не научились. Ну, видно, есть недостаток в хороших сценариях. Для России это дело новое. Сценаристов у нас таких вот для сериалов не учат. Это определённые технологии, им надо учить.
И: Скажите, пожалуйста, вот кроме фильмов и сериалов, какие ещё программы пользуются популярностью?
Р: Ну, для меня... Я, например, люблю аналитические программы. Я знаю, что большой популярностью пользуются такие ток-шоу, как «Как украсть...», ой, извините, «Как выиграть миллион», «Как получить миллион». Ну, вот весь этот порядок — совершенно неясно, что в результате выигрыша человек получает там — деньгами, там, карточку или компьютер.
Всё-таки эти игры — они основываются на таких кроссвордных знаниях, что ли, человека. Если люди интересуются, они интересуются не результатом выигрыша — это естественно, — а самим процессом, теми вопросами, которые задаются. Люди всё-таки смотрят на экране такое ток-шоу, пытаются сами, то есть они вовлечены в определённую игру. Значит, вот такие ток-шоу — они нужны, люди хотят тоже играть — не на экране, дома, но хотят участвовать, соревноваться друг с другом, в собственной семье. Ну, мне так кажется. И: И ещё что-нибудь выделите?
Р: Конечно, люди по-прежнему, граждане по-прежнему любят мультфильмы — наши мультфильмы, хорошие мультфильмы, любят детские фильмы, которых у нас очень-очень мало. Ведь детский фильм — это не только фильм для ребёнка от двух до семи, там, до 15 лет. Почему «Золушка» — фильм, который никогда не умрёт? Да не только. Там, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»? Потому что эти фильмы сделаны для всех — и для детей, и для родителей.
И: Благодарю Вас. Скажите, пожалуйста, что не нравится зрителям в отечественном телевидении, какие, по Вашему мнению, основные претензии аудитории к российскому телевидению?
Р: Что не нравится... Конечно, не нравится реклама. Это с точки зрения потребителя, и моей как потребителя — мешает смотреть интересный фильм, мешает смотреть интересные, там, новостные программы, аналитические программы. Но такова бытность. К сожалению, и вообще телевидение, коммерческое телевидение во всём мире построено на основе: вы платите определённую абонентскую плату за программы, которые вы смотрите. А когда вы получаете бесплатный продукт, этот продукт должен быть на что-то построен, да, подготовлен. Но это уже определённые средства. Эти средства получаются только за счёт рекламы. Почему законодательство, рекламное законодательство, например, Западной Европы, намного жёстче, чем наше? Ну, потому что там и реклама стоит, например, на французском втором канале — так по данным прошлого года стоила в десять раз больше, чем на нашем российском канале РТР. И это перекос... В этом году по оценке экспертов этот перекос должен уменьшиться. Реклама будет у нас дороже. Но вы же прекрасно понимаете, что стоимость для французского канала, там, американского или европейского фильма — она такая же, как и стоимость этого европейского фильма для российского зрителя. А технические средства — камеры,
3. Зак. 549
видеомагнитофоны, микшеры, всё остальное, свет — сколько стоят для европейской компании, приблизительно столько же стоят и для нас. Доходы — в десять, в пять, в восемь раз меньше. Поэтому и рекламы у нас больше. У нас и художественные фильмы прерываются рекламой. Однако, например, западное законодательство — да в этой конвенции вещания позволяет рекламу алкогольных напитков. Наша реклама, наше законодательство намного жёстче в этом плане. У нас реклама алкогольных напитков запрещена. Хотя разрешена реклама пива — и здесь тоже есть некий перекос. Потому что пиво всё равно является алкогольным напитком. С одной стороны, тот беспредел рекламы пива, который есть на экране, — это следствие того, что не принято законодательство о рекламе алкоголя в строго ограниченное время. Ну, здесь уж должны быть как бы претензии, наверное, к законодателям. Хотя мы над этим вопросом работаем уже давно.
И: То есть это должно регулироваться?
Р: Конечно. Это должно регулироваться. Реклама пива не должна быть адресована подросткам — как видели, да, рекламу «Клинского» пива. Ну не должна быть адресована. Она должна быть в определённое время, в определённых рамках, по всей видимости, может быть, реклама пива и других алкогольных напитков должна, вообще, по объёму каким-то, может быть, — это мои предположения — по объёму должна регулироваться, временем должна регулироваться. Но у нас нет этого. У нас наше законодательство бросает из стороны в сторону. Или всё разрешить — или всё запретить.
И: Скажите, пожалуйста, какие ещё есть претензии у нашей аудитории к российскому телевидению?
Р: Ну как! Мало фильмов хороших! На канале крутится одновременно на одной неделе, там, последовательно на российских центральных каналах крутятся... Ну, хорошие сериалы: «Анастасия Каменская», «Бандитский Петербург», там, «Гражданин начальник», «Менты» или ещё что-то — но с определённой периодичностью. Это говорит как раз о нашей бедности, о том, что у нас и российский кинематограф, в общем-то, в какой-то степени загублен, и производство телевизионных фильмов не финансируется — очень сложно найти спонсоров. Это проблема контента — она для всех существует. Она, кстати, существует и на Западе в такой же мере, как и у нас. Но дело в том, что образ жизни западных жителей, граждан западных стран, там, Америки, наверное, немного отличается от
образа жизни россиян. Всё-таки уровень жизни их позволяет как бы иметь другие формы развлечения — не только телевизор.
И: То есть телевизионный мир занимает большую слишком роль?
Р: Безусловно, именно большую. Он является источником и информации, и развлечения, и проведения времени, отдыха. Это неправильно, но это опять же, это всё экономические проблемы. Это не проблемы телевидения, это проблемы развития экономики нашей страны <...>[3]
Анализ документов
В социологических исследованиях массовой коммуникации часто используется анализ документов. В качестве документа может рассматриваться любой носитель информации — газетные статьи, речи политических лидеров, письма в редакцию, дневники, статистическая информация, рекламные объявления и т.д.
Различают традиционный анализ документов и контент-анализ. Традиционный анализ подразумевает изучение и интерпретацию содержания документа исследователем, формулирующим определённые выводы как на основе изученного им текста, так и на основе уже имеющихся у него данных. Традиционный анализ не может быть полностью свободен от влияния субъективного фактора — убеждений исследователя, которые явно или неявно могут повлиять на процесс интерпретации документа.
Контент-анализ — это формализованный метод анализа содержания документов, подразумевающий перевод информации в количественную форму и её статистическую обработку с выявлением некоторых закономерностей. Данный метод позволяет свести к минимуму влияние субъективного фактора на полученные в результате исследования выводы.
Контент-анализ применяется обычно при исследовании достаточно обширных массивов текстов. Использовать этот метод для анализа одной газетной публикации не имеет смысла.
Контент-анализ может быть количественным и качественным. Количественный ориентирован на определение частоты употребления тех или иных единиц текста, качественный — в большей степени на смысловой контекст их употребления.
Процедура контент-анализа подразумевает выделение единиц анализа. Это могут быть отдельные слова, темы, имена собственные (например, имена политических деятелей) и т.д. После этого изучается частота употребления данных единиц в изучаемом текстовом массиве (общее число упоминаний, количество абзацев с данным словом и др.). Полученные данные фиксируются, например, в форме таблицы. Контент-анализ позволяет выявить общую направленность в подаче информации, некоторые неявные акценты в её преподнесении, которые при традиционном анализе и, тем более, обыденном восприятии оказываются как бы «за кадром».
Приведём пример контент-анализа публикаций в прессе, связанных с освещением захвата заложников в Беслане. Исследование проведено В.А. Барсамовым.
При внешней схожести отношений различных СМИ к этому теракту можно обнаружить определённые различия. Они выявлялись с помощью количественного контент-анализа публикаций. В выборке, подвергнутой анализу, представлены все статьи и материалы «Независимой газеты», «Коммерсанта», «Советской России», в которых содержится слово «Беслан», с 1 по 17 сентября 2004 г. Статьи снимались с Интернет-сайтов газет автоматическим образом. Объём статейного материала различается по газетам в связи с разным объёмом газет, частотой выхода газет и вниманием к событиям: «Независимая газета» — 154 статьи, 0,8 мегабайт информации, «Коммерсант» — 48 статей, 0,4 мегабайта информации, «Советская Россия» — 27 статей, 0,2 мегабайта. При анализе относительное сравнение проводилось с выравниванием данных. Использовалась компьютерная программа «Контент-вижн» (автор Ю.П. Вирник).
Рассматривалась только частота использования тех или иных слов, без оценки контекста их использования, т.е. не проводилось дополнительного исследования, как подаются те или иные слова — в позитивном или негативном значении.
Частотность употребления отдельных слов приведена в таблице.
Объект анализа | Газета | ||
Число слов | «Независимая газета» — 110 732 | «Коммерсант» — 54 571 | «Советская Россия» — 29 880 |
Число неповторяющихся слов (все производные слова считаются самостоятельными) | 21 775 | 12 282 | 9 744 |
12 наиболее часто встречающихся слов в порядке убывания | России/Беслане/было/ будет/может/после/ когда/Осетии/были/ которые/более/власти/ Москва | было/ещё/были/был/ Беслане/школы/ Осетии/заложников/ только/после/вчера/ сказал/северной | только/России/власти/ было/уже/детей/ Беслане/когда/чтобы/ после/сентября/власть |
мы/нам/нас/нами и его производные | мы — 418, нас — 186, нам — 97, наш — 248 | мы — 269, нас — 91, нам — 88, наш — 134 | мы — 77, нас — 45, нам — 36, наше — 122 |
они/их/им | они — 285, их — 254, им — 145 | они — 248 | они — 80, им — 16, их — 121 |
подонки/убийцы/ сволочи/ублюдки / нелюди/твари | подонки — 3, убийцы — 10, сволочи — 3, ублюдки — 3, нелюди — 0, твари — 0 Всего — 19 | подонки — 1, убийцы — 1, сволочи — 2, ублюдки — 1, нелюди — 2, твари — 4 Всего — 11 | подонки — 3, убийцы — 2, сволочи — 0, ублюдки — 0, нелюди — 6, твари — 0 Всего — 11 |
Террористы, бандиты и их производные | 325/80/4 Всего - 409 | 184/69/12 Всего — 265 | 67/51/1 Всего - 119 |
Боевики, сепаратисты, шахиды, басаевцы, захватчики | 135/15/19/0/4 Всего — 173 | 151/11/14/3/12 Всего — 191 | 31/2/0/1/1 Всего — 35 |
Повстанцы |
Объект анализа | Газета | ||
Чеченцы, ингуши, русские, осетины | 31/18/33/15 Всего — 97 | 24/26/15/43 Всего — 108 | 2/2/6/2 Всего — 12 |
Россияне и производные | |||
Мусульмане, православные, ваххабиты, исламисты, ислам и производные | 30/6/10/7/31 Всего — 84 | 10/2/1/3/6 Всего — 22 | 2/2/2/1/5 Всего — 12 |
Терроризм, война и производные | 711/135 | 247/18 | 199/54 |
Власть, чиновники и производные | 197/24 | 84/9 | 175/10 |
Спецслужбы, силовики, ФСБ, МВД, милиция и производные | 115/40/61/87/55 Всего — 358 | 14/15/34/39/93 Всего — 195 | 15/8/4/15/11 Всего — 53 |
Трагедия, катастрофа и производные | 232/37 | 29/11 | 48/8 |
Ситуация, события и производные | 166/182 | 33/57 | 20/36 |
1. Смысловой ряд противостояний «мы» — «они» у газет различается не очень значительно. Наиболее склонны к объединению «мы» авторы «Коммерсанта», затем «Независимой газеты». Авторы «Советской России» и её подразумеваемые читатели («мы») не склонны объединяться с кем-либо в борьбе «они», тогда как претензии на окружающий мир у них значительно больше, чем у авторов других газет, они ярко ощущают себя и свой мир пострадавшим в результате теракта (ряд слов «наш» выбивается из общего ряда в сторону увеличения).
Превалирование «мы» над «они» создаёт эмоциональный фон, ориентирующий читателей на возможность преодоления негативного, на «нашу» победу над «ними».
2. Наиболее эмоционально негативно настроенной к террористам можно признать «Советскую Россию». Ряд «Подонки/убийцы/сволочи/ублюдки/нелюди/твари» встречается в пропорционально представленном тексте наиболее часто. Затем следуют «Коммерсант», «Независимая газета».
3. «Советская Россия» наиболее негативно относится к тем, кто совершал акцию в Беслане, используя негативный ряд «террористы/бандиты» в три раза чаще, чем относительно нейтральный «боевики/сепаратисты/шахиды/басаевцы/ захватчики».
«Независимая газета» ряд «террористы/бандиты» использует в два с половиной раза чаще относительно нейтрального ряда «боевики/сепаратисты/шахиды/басаевцы/захватчики». «Коммерсант» стремится к уравновешиванию негативных и нейтральных рядов при некотором превалировании негативных характеристик.
4. Наиболее склонна к интерпретации событий в этнонациональных категориях газета «Коммерсант», её авторы склонны видеть причины трагедии и конфликта в деятельности различных народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских, «Коммерсант» практически не использовал обобщённого понятия «россияне», описывая события. Наиболее интернационалистична и даже этнобезразлична «Советская Россия». В ней названия народов: осетин, ингушей, чеченцев, русских — все вместе встречаются почти так же часто (12 раз), как и слово «россияне» (9 раз). «Независимая газета» приоритеты расставила так: русские, чеченцы, ингуши, осетины. «Россияне» только в шесть раз встречаются реже, чем названия всех четырёх народов.
5. Религиозные причины событий интересуют в первую очередь «Независимую газету», примерно в два раза реже пропорционально имеющимся материалам, чем «Коммерсант» и «Советская Россия».
6. Понятие «война» на единицу текста чаще других использует «Советская Россия». Ряд понятия «терроризм» используется значительно чаще относительно нейтрального ряда «теракт/захват».
«Независимая газета» тоже достаточно часто использует понятие «война» и его производные, тогда как «Коммерсант» менее всех склонен применять понятие «война» к оценке описываемых событий. Эта газета относительно часто использовала нейтральные «захват» и «теракт».
7. «Советская Россия» частотно склонна ассоциативно связывать произошедшие события с действиями «властей/ чиновников»: в четыре раза чаще «Независимой газеты» и в пять раз чаще «Коммерсанта». Интерес к деятельности ряда «спецслужбы/ силовики/ФСБ/МВД/милиция» по частоте упоминания относительно выражен у «Коммерсанта», затем «Независимой газеты», наиболее низок у «Советской России».
8. В рамках оценок «трагедия/катастрофа» склонны трактовать события примерно одинаково «Независимая газета» и «Советская Россия». Для «Коммерсанта» частотное использование понятия «трагедия» почти в 15 раз реже.
Количественный контент-анализ даёт значимые результаты в дополнение к другим видам анализа: смысловому, качественному контент-анализу и т.д. Вне этого дополнения он ведёт к формулированию гипотез, которые могут быть проверены другими способами»1.
Эксперимент
Эксперимент — это «опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную»2.
1 Барсамов В.А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) // Социологические исследования. 2006. № 2. 2 Девятко И.Ф. Методы социологических исследований. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998. |
Суть лабораторного эксперимента — проверка гипотезы (предположения о наличии причинно-следственной связи между некоторыми переменными) путём моделирования ситуации
в условиях контроля исследователя над всеми воздействующими на неё факторами.
В условиях эксперимента испытуемых (отбор которых представляет собой отдельную задачу) разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Групп может быть несколько — их количество зависит от характера эксперимента и возможностей, которыми располагает исследователь. Испытуемые находятся в одинаковых условиях, за исключением одного — те, кто входит в экспериментальную группу, подвергаются воздействию фактора, установить влияние которого и входит в задачу эксперимента, а испытуемые из контрольной группы не подвергаются воздействию этого фактора. Этот «фактор» называется «независимой переменной». Ожидаемое изменение поведения испытуемых, вызванное воздействием независимой переменной, — это «зависимая переменная».
Приведём пример организации и проведения эксперимента, который должен был подтвердить следующую гипотезу: «люди, предпринявшие значительные усилия для того, чтобы попасть в группу, «полюбят» её в большей степени, нежели те, кто стал членом группы, затратив меньше усилий или не затратив их вообще». Эксперимент проводился Э. Аронсоном и Дж. Миллсом1.
Испытуемыми были 63 студентки, добровольно согласившиеся участвовать в дискуссии на тему о психологии секса (испытуемые не знали и не должны были знать о реальной цели эксперимента, поскольку это повлияло бы на их поведение).
1 Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 424-426. |
Испытуемые прошли общий инструктаж, где речь шла о целях (ложных) дискуссии, в которой они должны были принять участие. Потом случайным образом испытуемых разделили на три группы. Одной группе сказали, что для участия в дискуссиях им требуется пройти жёсткое испытание, для участниц второй группы предусматривалось более простое испытание, девушкам из третьей группы было сказано, что они могут немедленно присоединиться к дискуссионной группе, не проходя никаких испытаний.
Условия приёма, в которые были поставлены испытуемые, представляли собой независимую переменную, которая, по предположению исследователей, должна была повлиять на поведение участниц эксперимента.
После прохождения вступительных испытаний девушкам дали возможность прослушать запись дискуссии, проводимой членами группы, к которой они должны были присоединиться. Дискуссия, по замыслу экспериментаторов, была невыносимо скучной и касалась обсуждения проблем размножения у животных. После того как девушки ознакомились с записью, им предложили выразить своё мнение о прослушанном. Это и была зависимая переменная, определяемая, по мнению экспериментаторов, независимой переменной — типом пройденных вступительных испытаний.
Полученные в итоге результаты подтвердили гипотезу исследователей. Чем более жёсткие испытания прошли девушки, чтобы попасть в «дискуссионную группу», тем выше была оценка прослушанной записи. Ниже всего её оценили девушки, не проходившие никаких испытаний.
Эксперимент должен быть организован таким образом, чтобы другой исследователь мог его повторить (принцип воспроизводимости) и подтвердить правильность полученных результатов.
В реальности организовать идеальный эксперимент, отвечающий всем требованиям, фактически невозможно. Так, в частности, нельзя учесть влияние всех возможных факторов. Например, отбирая испытуемых для участия в эксперименте, исследователь не может контролировать такой значимый фактор, как специфика их жизненного опыта. Однако на практике воздействием ряда факторов можно пренебречь.
Наряду с лабораторным экспериментом социальные науки применяют полевой эксперимент, который происходит в реальных жизненных условиях, а не в лаборатории. Целью полевого эксперимента является не столько проверка гипотезы, сколько оценка влияния того или иного фактора. В частности, к этому типу эксперимента относятся и некоторые эксперименты, нацеленные на выявление эффектов СМИ. И.Ф. Девятко приводит такой пример:
«В исследовании воздействия детского сериала «Улица Сезам» на культурное и интеллектуальное развитие американских дошкольников полевой эксперимент охватил детей и родителей, проживавших в городах (Бостон, Дарэм, Феникс), а также в сельских районах Калифорнии и Филадельфии. В ходе эксперимента детей и их родителей побуждали к просмотру сериала (независимая переменная), фиксируя изменения в когнитивном развитии дошкольников с помощью тестов достижений и тестов общего развития (зависимые переменные). Двухлетний полевой эксперимент позволил продемонстрировать заметный обучающий эффект, связанный с просмотром сериала, особенно очевидный в группе детей из неблагополучных семей»1.
Для изучения воздействия СМИ проводятся и лабораторные эксперименты. В главе, посвященной изучению воздействия СМИ на аудиторию, вернемся к этой проблеме и рассмотрим ряд соответствующих примеров.
Для исследования аудитории СМИ в коммерческих целях (прежде всего для определения рейтингов различных СМИ и их продукции) в последние десятилетия активно применяются особые методы, подразумевающие использование технических средств. Этот тип исследований будет рассмотрен далее в главе «Аудитория СМИ».
Исторически сложилось так, что в отечественной социологии преобладали эмпирические исследования массовой коммуникации. Однако в рамках западной социологии возникло множество теорий массовой коммуникации и СМИ, к рассмотрению которых и приступим в следующей главе.
Вопросы
1. Что изучает социология массовой коммуникации?
2. Как вы думаете, почему не существует общепринятого определения объекта и предмета изучения социологии массовой коммуникации?
3. Какие составные элементы можно выделить в процессе массовой коммуникации?
1 Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.
4. Какие методы применяются в эмпирических исследованиях массовой коммуникации?
5. Проанализируйте текст экспертного интервью, приведённого выше. В чём, с точки зрения эксперта, заключаются проблемы российского телевидения? Что вы могли бы добавить к сказанному?
6. Какие выводы можно сделать на основании приведённых выше результатов контент-анализа публикаций о событиях в Беслане?
Литература
1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. Социологический словарь. — М.: «ЗАО Издательство «Экономика», 2004.
2. Барсамов В.А. Контент-анализ газетных материалов (события в Беслане) // Социологические исследования. 2006. № 2.
3. Беннет Т. Теории медиа и теории общества // Контексты современности-П: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.
5. Бриггз А., Кобли П. Что такое медиа? // Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005.
7. Девятко И.Ф. Методы социологических исследований. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.
8. Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76).
9. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.
10. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности-Н: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.
11. Мартынов М. Ю. О предмете социологии массовой коммуникации // Социологические исследования. 2006. № 12.
12. Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
13. Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования. 2003. № 10.
14. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. — СПб.: Питер, 2005.
15. Пойман Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. — М.: Прогресс, 1978.
16. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие «спирали молчания» (фрагменты монографии) — http:// www.socioline.rn/_seminar/predmet/om/Wder_nn.doc
17. Ферреоль Ж. Социология: терминологический словарь. — СПб.: Питер, 2003.
18. Филатова ОТ. Социология массовой коммуникации. — М.: Гардарики, 2006.
19. Шарков Ф.И., Баранова В.И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10.
Развитие социологии
Массовой коммуникации
Теоретический анализ массовой коммуникации имеет почти вековую историю. На протяжении всего периода изучения медиа менялась оценка их деятельности, причём особую актуальность приобретали разные аспекты этой деятельности.
В контексте ранних теорий массового общества, которые уже были описаны ранее, медиа рассматривались зачастую отрицательно. Это было связано с негативной оценкой самого массового общества, важным элементом которого стали средства массовой коммуникации.
Критики массового общества опасались падения культуры, утраты жизнеспособности демократических политических институтов под напором агрессивных «толп», не способных к личной ответственности и рациональному мышлению. Медиа в этом контексте рассматривались как фактор, усиливающий данные опасные тенденции.
Однако, как уже отмечалось ранее, со временем подход к массовому обществу и медиа как важному институту этого общества стал более взвешенным. Хотя критический настрой по отношению к медиа сохраняется в ряде теоретических подходов. Ярким примером могут служить концепции массовой культуры Т. Адорно и М. Хоркхаймера, а также Л. Альтюссера, который рассматривал медиа как один из наиболее важных «идеологических государственных аппаратов». Критический настрой по отношению к средствам массовой коммуникации сохраняют и такие современные исследователи, как Ж. Бодрийар и Ю. Хабермас.
Другое направление ранних исследований массовой коммуникации было связано с изучением механизмов пропаганды, а также эмпирическим анализом эффектов информационного воздействия массовой коммуникации. Этот подход интенсивно развивался в США. Для него характерна прагматическая ориентация исследований, обусловленная растущей значимостью средств массовой коммуникации в сфере управления, а также рекламной деятельности.
Развитие этого подхода ассоциируется прежде всего с именем Г. Лассуэлла. Крупными представителями американской коммуникативистики были также Р. Липман, автор концепции социальных стереотипов, П. Лазарсфельд, введший понятие «лидеров мнений», опосредующих воздействие средств массовой коммуникации на индивидуальное сознание, и др.