Органы представительной власти и их место в механизме государства
К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Высшим правительственным органом РФ является Федеральное Собрание, Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа РФ, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать его волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов федерации.
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов федерации – по два от каждого из них: один из представительного, а другой от исполнительного органов государственной власти субъекта федерации.
Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, религиозных взглядов. В их составе имеются мужчины, женщины, люди разных возрастных групп.
Представительская природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов.
Федеральное собрание олицетворяет законодательную власть РФ, осуществляет парламентский контроль.
Федеральное собрание, будучи представительным органом законодательной власти РФ, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.
Представительные органы местного самоуправления – собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п. Они избираются непосредственно городским, сельским населением.
Представительный орган местного самоуправления (собрание представителей) утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, правовых актов органов субъектов РФ. Они также оказывают содействие федеральным органам государственной власти и субъектов РФ, расположенным на их территории, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления населения.
Понятие и виды нормативно – правовых актов в России.
Нормативно-правовой акт – это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера.
Системе законодательства любого государства свойственно деление на законы и подзаконные акты.
Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).
Практика деятельности законодательных органов власти выработала закрепленный ныне в Конституции РФ такой вид нормативного акта, как постановление, которое непосредственно связано с осуществлением полномочий в сфере верховного государственного управления и контроля.
Помимо законов и постановлений Государственная Дума и Совет Федерации могут принимать обращения, призывы, заявления, послания, имеющие как внутригосударственное, так и международное значение.
Классификация законов:
- по их юридической силе (Основной закон, федеральные, конституционные, федеральные (обычные));
- по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или органом соответствующей государственной власти);
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по отраслевой принадлежности (содержащие нормы конституционного, административного, гражданского, уголовного, земельного, семейного права и т.п.);
- по внешней форме выражения ( конституция, кодекс, устав, закон и т.п.);
- по сроку действия (постоянные и относительно-ограниченные);
- по кругу лиц (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства и т.п.);
- по времени вступления в силу (немедленно, со дня, указанного в законе, по истечении установленного срока в порядке общей процедуры правотворчества).
В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит указам и распоряжениямПрезидента РФ.
Правительство РФ на основе и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории РФ.
После принятия Конституции РФ в 1993г. субъекты федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая издания законов и других нормативных актов. Наименования актов субъектов федерации различно: республика имеет свою конституцию и законодательство, остальные устав и законодательство, Конституция РФ не определяет иное наименование актов, издаваемых субъектами федерации, это могут быть законы, решения, постановления, декреты и т.п.
Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления, регламенты, положения.
С 1991г. появился новый институт – местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления (решения), издает распоряжения.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата:
Демократизм, разделение властей, законность, федерализм, профессионализм, централизм, гласность, самостоятельность, сочетание коллегиальности и единоначалия, равный доступ к государственной службе и т.п.
Каждый государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата, обладающая следующими основными признаками:
1. Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.
2. Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий.
3. Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей.
4. Характеризуется определенной структурой, т.е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам).
5. Имеет территориальный масштаб деятельности.
6. Образуется в порядке, установленном законом.
7. Устанавливает правовые связи личного состава.
Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.
Государственные органы различаются по функциям, задачам, структуре, компетенции, сферам деятельности.