Бомбардировочная и штурмовая авиация в период контрнаступления советских войск под Москвой
В наступательный период сражения за столицу более эффективными становятся действия бомбардировочной авиации. Если в начале битвы в связи с отсутствием достаточного количества истребителей бомбардировщики вынуждены были зачастую действовать одиночными самолетами и мелкими групп, то на заключительной фазе они перешли к нанесению ударов группами по 6 - 9 самолетов под прикрытием небольшого количества истребителей.
В этот период важную роль сыграл отечественный пикирующий бомбардировщик «Пе-2».
Контрнаступление советских войск под Москвой
Если в начальный период войны «Петляков» использовался для поражения целей с горизонтального полета, и точность бомбового удара в этом случае была в 2 - 2,5 раза ниже, чем с пикирования. То, по мере приобретения опыта, пикировщики все чаще стали применяться для нанесения ударов по малоразмерным и узким целям с пикирования под углом 60 - 55° к земле.
Штурмовая авиация в начале оборонительных сражений под Москвой составляла всего 6% от всего самолетного парка. К началу контрнаступления удельный вес штурмовой авиации несколько увеличился, и основные ее усилия направлялись для ударов по войскам и объектам на поле боя. Атака осуществлялась с бреющего полета и с высот до 300 – 400 м одиночными самолетами, звеньями и реже — группами по 6 - 9 самолетов «Ил-2». Штурмовики применяли реактивные снаряды, огонь из пулеметов и пушек. В наступательных операциях штурмовые авиационные полки стали эффективно применять малокалиберные авиабомбы по уничтожению фашистских танков.
В период контрнаступления под Москвой важную роль сыграл пикировщик «Пе-2»
В этот же период были сделаны первые опыты применения штурмовой авиации для атаки подвижных целей в боевом порядке «круг». Кроме действий с бреющего полета и «круга» летный состав применил способ «комбинированного» удара с высоты 800 - 1000 м. Сущность его заключалась в том, что после обстрела цели из пулеметов и пушек сбрасывались бомбы, а затем снова открывался пулеметно-пушечный огонь по той же цели.
Осажденная столица
Штурмовые действия советской авиации по отходящим колоннам противника явились одним из решающих средств дезорганизации и срыва его планомерного отхода и имели большое значение.
Отступающий противник под непрерывными ударами авиации и наземных войск не мог задержаться для временной обороны на каком-либо выгодном естественном рубеже.
«Ил-2» и его героический экипаж
В условиях отступления врага важное значение имело нанесение противнику максимального урона. Для решения этой задачи важно было предоставлять командирам авиационных частей самостоятельности в нанесении бомбовых и штурмовых ударов по отходящим колоннам. Однако это имело место в редких случаях. Жесткая централизация руководства сковывала инициативу на местах.
Враг отступает
Подводя итоги, следует признать, что, не смотря на целый комплекс проблем, связанных с техническим оснащением советской авиации, тактическими просчетами, кадровыми проблемами и недостатками общего руководства боевыми действиями, в состоянии советских ВВС наметились положительные сдвиги.
Это позволило на втором, наступательном, этапе битвы за столицу завоевать оперативное господство в воздухе, что, в свою очередь, стало одним из основных факторов снятия угрозы с Москвы.
Опыт борьбы за господство в воздухе над Москвой свидетельствует, что при массированном применении и умелом использовании авиации даже в условиях, когда стратегическое господство в воздухе находится на стороне авиации противника, можно завоевать господство в воздухе на нескольких операционных или стратегическом направлениях.
Советский агитационный плакат