Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности.

Договор заключенный 19 января 1960 г. состоял из 10-ти статей.

По статье 1 стороны обязуются решать все международные споры мирным путём как это предусмотрено уставом Организации Объединенных Наций, также стороны обязуются всячески стремиться к укреплению Организации Объединенных Наций.

Статья 2 определяет намерение сторон содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений, укреплять экономические взаимоотношения. Данная статья договора играла важную роль, на протяжении всего послевоенного времени США являлся важным рынком сбыта японской продукции, а так же поставщика сырья, топлива, продовольствия, новейших технологий и т.д.

Статья 3 гласила: «Стороны, индивидуально и в сотрудничестве друг с другом посредством непрерывной и эффективной самопомощи и взаимной помощи будут поддерживать и развивать в соответствии со своими конституционными положениями свои возможности оказания сопротивления вооруженному нападению».

Из этого следует, что Япония брала на себя обязательство наращивать свой вооруженный потенциал. При этом в статье делалась ссылка на соответствие конституционным положениям, которые запрещают Японии иметь военный потенциал, но разрешают по Закону о силах самообороны содержать ограниченный контингент подразделений, предназначенный исключительно для самообороны страны.

Прямого обязательства вооружаться Япония по прежнему договору не брала.

По статье 4 страны договаривались, время от времени или по просьбе одной из сторон консультироваться между собой, если окажется под угрозой безопасность Японии или международный мир и безопасность на Дальнем Востоке.

Основой нового договора послужила статья 5 в отличие от старого договора, где основой была статья 1, по которой Япония лишь предоставляла в распоряжение США базы и разрешала американским войскам пребывание на своей территории, новая обязывала Японию участвовать, хотя и в ограниченной степени, в военно-политической стратегии США на Дальнем Востоке.

Именно эта статья давала основания многочисленным японским и иностранным обозревателям, общественным деятелям, политикам и ученым говорить, что её содержание может вовлечь Японию в опасные военные операции на Дальнем Востоке.

1. Противник США автоматически становится противником Японии;

2. Противник, атакуя американские базы на территории Японии, нанесет ущерб не только районам, находящимся вблизи этих баз, но и всей территории Японии.

Все эти обстоятельства позволяют заявить, что ст. 5, возлагающая на Японию обязанность воевать на стороне США, придает японо-американскому договору безопасности характер военного союза.

Не меньшие споры возникли вокруг 6 статьи, по сути дела она повторяла 1 статью предыдущего договора с тем лишь отличием, что в новом, отсутствовало положение о возможности использования американских войск для подавления внутренних беспорядков. Соответственно отпадала возможность, как считали многие японские политические деятели, вмешиваться Соединенным Штатам во внутренние дела Японии.

Эта статья давала возможность Соединенным Штатам сохранить Японию в качестве своей базы на Дальнем Востоке.

Таким образом, Япония фактически могла стать прямым или косвенным соучастником любых конфликтов или военных авантюр, которые развязывала или могла развязать американская военная верхушка на Дальнем Востоке, используя в своих агрессивных целях базы США на японской территории.

В статье 7 говорится, что данный договор не должен истолковываться как противоречащий Уставу Организации Объединенных Наций.

Статьи 8, 9, 10 определили условия ратификации договора, прекращение действия предыдущего договора, а так же время действия нового договора, который, в отличие от прежнего ограничивался 10 годами, в статьях определялись также условия выхода из договора.

Наши рекомендации