Ценности, интересы и функции политики
Политика проявляется через людей. Она адекватно отражает их качества, ценности, интересы. Содержание политики выражается в ее целях, в проблемах, которые она решает, в мотивах, правилах и механизмах принятия политических решений. Политика выявляет смысл существования общности людей, определяет общие интересы всех субъектов политики, т.е. участников данной общности, вырабатывает приемлемые для них правила поведения, распределяет между ними функции и роли, наконец, создает общепонятный для всех субъектов язык, способный обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества.
Политика в высоком смысле этого слова—не карьера, не тщеславие и властолюбие, а истинное служение интересам народа, не определенной группе или классу, а всему народу в целом. Если же политика служит низким помыслам и целям, основывается на лжи, то она, естественно, превращается в «грязное дело», «орудие дьявола», «зло». В этой связи Бомарше заметил, что «если средством политики становится интрига, то помешать ей может только порядочность».
Картина мира политики никогда не приобретет смыслового содержания и художественного исполнения, если в ней не будут выписаны люди с их интересами и потребностями, с политическими ценностями, которые они разделяют или, напротив, не признают.
Политические ценности—предпочтительное признание социальными субъектами значимости тех или иных явлений, процессов и норм политической жизни, закрепленное их социальным опытом. Они мотивируют, направляют и обосновывают действия субъектов политики, отражают состояние, потребности и перспективы развития общества, его основных социальных групп. Учитывая это, известный американский политолог Д. Истон определял политику как «властное распределение ценностей внутри общества».
К числу основных политических ценностей относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его политических институтов, идей, участия людей в политике, выражения и реализации их интересов, культура политики и др. Политические ценности могут быть общенациональными, но могут отражать и преимущественные интересы различных классов, групп людей, индивидов. Так, например, ценности и подходы к пониманию существа власти, форм государственного устройства существенно отличаются у представителей тех или иных классов, имеющих разные представления об оптимальном характере политического устройства общества с точки зрения их интересов.
Политические ценности могут быть демократическими, основанными на гуманистических принципах; конформистскими, основанными на безыдейном при- способленчестве к групповым формам реализации гражданских прав и свобод; радикальными (экстремистскими) и др.
По мере развития демократических тенденций в обществе проблема личности, ее ценностей выходит в политике на первый план. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего общества и в силу своих личных качеств. Политологи выделяют активное, сознательное участие людей в политике, утверждение ими своих осмысленных интересов и ценностей; пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому; стихийное или неосознанное участие; проявления политической апатии, неучастие в политике.
Под политическим интересом понимается обобщенное выражение потребностей, идеальных стремлений и деятельного начала в политическом сознании социальных групп и индивидов. Политический интерес отражает объективное положение этих групп и индивидов в социально-экономической и политической структуре общества, особенности его политико-культурных норм и традиций, выступает в качестве одного из важных связывающих звеньев между человеком и миром политических явлений. Он включает также мотивацию направленности политической активности социальных групп и отдельных индивидов, выражающую зависимость между потребностями и деятельностью по их осуществлению.
В политическом интересе выражается избирательное отношение определенной социальной группы или отдельной личности к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на их мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это своеобразный внутренний осознанный источник политического поведения, побуждающий к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их осуществлению.
Политический интерес является первопричиной, одним из главных мотивов политической деятельности, обусловливающим непосредственные побуждения участвующих в политике людей, социальных групп, классов, наций. Он выражает отношения субъектов политики к материальной, духовной, социальной и политической жизни. Политические интересы могут быть типологизированы по различным основаниям. Целесообразно выделять политический интерес социальных субъектов политики: цивилизационной общности, народа (нации), социального слоя, группы, индивида. Важно также обращать внимание на политические интересы: общегосударственные, региональные, ведомственные, местные, личные.
Политика, отражая или выражая те или иные интересы, призвана выполнять в любом обществе следующие жизненно важные задачи и функции.
Основные функции политики:
1) выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества, отдельных граждан, предоставление людям дополнительных возможностей для удовлетворения своих общественно-политических потребностей, изменения социального статуса;
2) управление и руководство общественными интересами;
3) обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе;
4) интеграция различных групп и слоев общества;
5) руководство политическими и общественными процессами в интересах наи
более влиятельных слоев и групп населения и (или) социума в целом;
6) обеспечение разумной преемственности и инновационное™ в социально-
политическом развитии общества;
7) достижение стабильности и жизнеспособности политической системы об
щества;
8) социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отно
шений;
9) разрешение социально-политических конфликтов цивилизованными спо
собами.
Именно через политику человек способен обрести многие социальные и иные качества, необходимые ему для научного восприятия общественно-политической картины мира, правильно осознать в ней свое место. По этим причинам она выполняет своеобразную человекотворческую функцию, позволяя личности конституировать себя как самостоятельное социально и политически активное существо. Так, мы всегда живем в рамках определенной политической действительности, которая конкретным образом определяет наше существование. Ведь быть гражданином либерального государства и подданным традиционной монархии — разные вещи. Природа политической общности, к которой принадлежат люди, будь то город-государство или империя, обусловливает их жизнь. Таким образом, политика накладывает свою неизгладимую печать на общественную жизнь людей. Те, кто профессионально посвящает себя ей, могут стать объектами как восхищения, так и осуждения.
Основополагающая задача политики — интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска баланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, выработка и реализация передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяют ее успешное развитие на десятилетия вперед. Свидельства тому: «новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта, успехи послевоенной политики «японского возрождения и развития», достижения курса «экспортной модернизации» стран Дальнего Востока, экономические свершения, достигнутые в русле политики «рыночного социализма» в Китае, результаты «шведского социализма» и др.
Россия, как известно, выбрала в начале 90-х гг. XX в. политический курс либеральных (по сути, либертаристских) рыночных реформ. Указанный курс осуществлялся без необходимого социального контроля за ним со стороны общества и государства. Хотя за первое десятилетие были достигнуты определенные позитивные свершения (плюрализм общественной жизни, основы рыночных отношений и т.д.), но эффективной социально-экономической модернизации общества достичь не удалось. В целом произошло значительное падение промышленного производства, уровня и продолжительности жизни населения.
В этой связи назрели пересмотр и оптимизация курса реформ, процессов модернизации Российской Федерации с точки зрения их большей социальной справедливости, повышения эффективности и ответственности государства. Необходима активная поддержка науки, образования и техники (особенно высокотехнологических производств в XXI в. — веке информатики), национальной промышленности и сельского хозяйства, экспортных видов производства, последовательное отстаивание национальных интересов державы в условиях глобальной конкуренции и обострения геополитического противоборства на мировой арене.
Актуальна задача формирования общенациональной, объединяющей общество передовой идеи, выработки действенной политической стратегии развития России применительно к ее особенностям и вызовам современной эпохи. Принципиальным условием прогрессивного, демократического развития современной России является соблюдение ее политиками и гражданами как нравственных требований, так и общеобязательных правовых основ поведения и деятельности.