Раздел 1. Государственная информационная политика
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Западно-Сибирский филиал
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Информационные технологии
в юридической деятельности»
Вариант №3
Выполнила:
Ст. гр. 111, 1 курса
_____ Бирюкова К.А.
Преподаватель:
к.ф.-м.н., доцент
_________ Стахин Н.А.
Дата представления работы
27 декабря 2011 г.
Томск
Содержание: № стр.
Раздел 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Раздел 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Раздел 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Раздел 1. Государственная информационная политика.
Что же такое государственная информационная политика (ГИП)? Дадим определение. Государственная информационная политика – это комплекс политических, экономических, социально-культурных, организационных и правовых мероприятий государства, которые направлены на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. А с другой стороны, ГИП – это сфера жизнедеятельности людей, которая связана с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей как государство, так и гражданское общество. Цель концепции ГИП - определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (ГИП), разработка и анализ основных направлений и механизмов ее реализации, анализ результатов воздействия ГИП на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в конце XX и начале будущего века.
Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, которые отражают национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.
Также ГИП является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочная стратегическая цель информационной политики – это обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.
Для такого перехода нужно создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.
Итак, основными задачами ГИП являются:
· модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
· развитиеинформационных, телекоммуникационных технологий;
· эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР)и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
· обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
· подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
· создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.
Основные средства, которые обеспечивают функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства - это информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.
Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.
ГИП должна опираться на следующие базовые принципы:
1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.
2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).
3. Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.
4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентноспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.
5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.
6. Принцип государственного поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.
7. Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.
Область применения – конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов государственной власти по становлению информационного общества в России, формированию Единого информационного пространства России и ее вхождению в мировое информационное сообщество.
Исходные данные для разработки Концепции – Конституция РФ, "Декларация прав и свобод человека и гражданина", Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации, "О средствах массовой информации", "Об участии международном информационном обмене", "О связи", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации", "О государственной тайне", "Об информационном обеспечении органов государственной власти российской Федерации", Гражданский кодекс Российской Федерации, атакже другие законодательные акты, регулирующие отношения субъектов в информационной сфере, труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам построения информационного общества и формирования информационно-телекоммуникационного пространства, результаты аналитических и прогнозных исследований процессов информатизации в России.
Раздел2..
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.
Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
национальная безопасность- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;
стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;
средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Основные законодательные акты.
Российские:
1. Конституция РФ;
2. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности».
Международные:
1. Закон «О национальной безопасности» , 1947 год.