Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
Л.И.Рахматуллина,
зав. отделом Управления Депеши Кабинета Министров Республики Башкортостан
В сфере конституционного регулирования одним из основных вопросов является организация государственной власти.
Конституция Республики Башкортостан в статье 8 определяет базовые принципы организации государственной власти: разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельность всех трех ветвей власти; единство государственной власти.
Разделение властей,их самостоятельностьпозволяют создать в государствесбалансированную систему равнозначных разнофункциональ-ныхорганов. Принцип единства государственной власти продиктован конечной целью деятельности всех органов государственной власти:это соблюдение прави свобод человека и гражданина, созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека.
Исполнительная власть - ветвь государственной власти, выраженная системойорганов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивающихего развитие наосновезаконодательства и обладающих государственно-властными полномочиями.
Статья 100 Конституции Республики Башкортостан, конкретизируя это положение, устанавливает, что Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан является органом исполнительной власти,
В связи с тем, что Конституция не содержит норм о другихорганахисполнительной власти, можно сделать вывод, что Кабинету Министров РеспубликиБашкортостан вверяется полный объем исполнительной власти а республике.
Правовой статус Кабинета Министров Республики Башкортостан базируется на принципиальных положениях статей 6, 7, 100-107 Конституции Республики Башкортостан.
Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению статуса Кабинета Министров - Правительства Республики Башкортостан. В этом отношении характерно содержание статьи 104 Конституции, которая определяет, что Кабинет Министров строит
свою работу на основе и во исполнение законов Республики Башкортостан, решений Государственного Собрания Республики Башкортостан. указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Кабинета Министров Республики Башкортостан. В то же время, подчеркивая место Кабинета Министров в системе органов власти, Конституция Республики Башкортостан в тойже 104-й статье определяет обязательность исполнения актов Кабинета Министров на всей территории республики.
Важно отметить и продолжение статьи 104 Конституции, где сказано, что Кабинет Министров действует также на основе и во исполнение законов Российской Федерации, решений Федерального Собрания, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации. Это полностью соответствует тому, что Республика Башкортостан является полноправным и самостоятельным субъектом Российской Федерации.
В развитие конституционных положений законы Республики Башкортостан «О Кабинете Министров - Правительстве Республики Башкортостан», «О республиканских органах исполнительной власти Республики Башкортостан» конкретизируют полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров Республики Башкортостан и других республиканских органов исполнительной власти.
В соответствии с указанными законамив Республике Башкортостан систему органов исполнительной властиобразуют Кабинет Министров Республики Башкортостан, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан, а такжеорганы местного государственногоуправления Республики Башкортостан.Кабинет Министровобъединяет инаправляет работу республиканских органов исполнительной власти,а также осуществляетконтроль за их деятельностью. Следует отметить, что в соответствии с законодательствоморганы исполнительной власти осуществляют взаимодействие с органами представительной, судебной власти, Президентом Республики Башкортостан.
Наиболее актуальным является вопрос отграничения полномочий Кабинета Министров от полномочийтех государственных органов, которыепредставляют иные ветви власти. Отметим некоторые существенные особенности взаимоотношений Кабинета Министров Республики Башкортостан сПрезидентом Республики Башкортостанкак главой ивысшим
должностным лицом ]Fa^^Ee^sa•
Президент республики, согласно статье 95 Конституции, обеспечивает права и свободы человека и гражданина, государственный суверенитет, государственно-территориальную целостность республики, закон-
ность и правопорядок на ее территории, а это обуславливает содержание деятельности Кабинета Министров по реализации указанных направлений.
Президент оказывает решающее влияние на процесс формирования Кабинета Министров, он назначает с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан Премьер-министра и осуществляет формирование всей системы органов исполнительной власти, включая назначение министров, других руководителей органов исполнительной власти и освобождение их от должности, а также руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Конституция Республики Башкортостан, в соответствии с принципом разделения властей, четко определяет и отношения Кабинета Министров с Государственным Собранием. Они базируется на нормах статей 6, 88, 100, 102, 103, 104 Конституции Республики Башкортостан. Анализ норм Конституции дает основание выделить два основных направления взаимоотношений этих двух государственных органов, олицетворяющих две ветви государственной власти.
Первое направление вытекает из установленной статьей 100 Конституции подотчетностью Кабинета Министров Государственному Собранию. Это полномочия Государственного Собрания на дачу согласия на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан, решения вопроса о доверии Кабинету Министров, определение совместно с Президентом республики внутренней и внешней политики Республики Башкортостан, реализуемой в дальнейшем органами исполнительной власти.
Вторым важным направлением взаимоотношений КабинетаМинистров и Государственного Собрания является согласование интересовприпринятии республиканского бюджета и рассмотрении проектов законов. Здесь следует отметить установленные Конституцией широкие полномочия Кабинета Министров, который организует разработку государственногобюджета, а такжепрогнозов экономического и социального развитияреспублики.
В соответствии с частью второй статьи 129 Конституции Республики Башкортостан законопроекты о введении или отмене налогов, частичном или полном освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств республики и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены любым субъектом законодательной инициативы только при наличии заключения Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Согласно частипятой статьи 22Закона РеспубликиБашкортостан «О Кабинете Министров - Правительстве Республики Башкортостан» Кабинет Министров Республики Башкортостан направляет Государственному Собранию Республики Башкортостан заключения, замечания и предложения по рассматриваемым Государственным Собранием проектам
нормативных правовых актов, что, в свою очередь, обязывает Государственное Собрание направлять в Кабинет Министров все законопроекты, независимо от того, какой субъект законодательной инициативы их внес на рассмотрение Парламента.
Конституция РеспубликиБашкортостан не содержит норм, регламентирующих взаимодействие исполнительной и судебной ветвей власти, С созданием Судебного департаменга при Верховном суде Республики Башкортостан с органов исполнительной власти снимаются вопросы организационного обеспечения судебной деятельности, однако по-прежнему на органы исполнительнойвласти возложена важная задачапо исполнению судебныхрешений.
Представляется необходимым отметить и тот факт, что Конституция Республики Башкортостан в статье 103 закрепляет в общей форме предметную компетенцию Кабинета Министров Республики Башкортостанкак органа государственной власти.
Перечень закрепленных в Конституции полномочий Кабинета Министров свидетельствует о том, что его компетенция исключительно обширна и имеетотношение ко всем сферамобщественной жизни республики.
Следовательно, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь общества. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан. Отсюда та тщательность, с которой в нашей республике подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Роль исполнительной властивесьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение внешней и внутренней обстановки, потребности экономики и растущие социальные нужды. Роль исполнительной власти особенно важна сейчас, в период проведения реформ, затронувших все аспекты социально-экономической жизни, поскольку проведение политики реформ возложено главным образом именно на исполнительную власть,что определяет необходимость для нее быть сильной и независимой.