Ганди — студент университета в Англии
После смерти отца старший брат Ганди, юрист и глава их объединенной семьи, посылает Мохандаса в 1888 году в Лондон для изучения права. Он смог получить разрешение матери отправиться за границу только после того, как он торжественно поклялся по-прежнему соблюдать вегетарианский режим и остерегаться всяких предосудительных компаний. Эта клятва, а также любовь и трогательная забота о своей матери уберегли его от искушений и угрозы падения, которые в ряде случаев могли иметь место в Лондоне. Он усвоил этот жизненный опыт, и это убедило его в том, что в известных обстоятельствах необходимо принимать торжественную клятву, чтобы сделать эффективными свои религиозные устремления. Таким образом, исходя из своего жизненного опыта, Ганди твердо убедился в действенности торжественных клятв (врата), как об этом и учат священные писания индуистов и джайнистов.
В Англии Ганди прилежно изучал все то великое и ценное, что создал Запад. С формальной стороны учебы в университете не требовала большого внимания, и он мог свободно выбирать, на что направить свои интересы. Для сдачи экзаменов в Лондонский университет нужно было иметь солидные познания — изучить латынь, французский и английский языки, а также основы естественных наук. Ганди пробовал даже взять несколько уроков танца и музыки, однако без особого успеха. Зато бόльшую часть времени он тратил на пополнение своих знаний — читал книги, бывал на публичных дискуссиях, вел беседы, касающиеся многочисленных моральных и религиозных течений Запада и даже вопросов питания. Именно благодаря тому, что Ганди познакомился с основными представителями западной мысли, ему удалось узнать то, какие величайшие элементы имеются в индийской культуре. Большое впечатление произвела на Ганди книга Эдвина Арнольда «Свет Азии», где говорилось о жизни Будды, а английский перевод Арнольда «Бхагаватгиты», озаглавленный «The song celestial» («Песнь небес». — Ред.), побудил его к изучению Гиты. Он кропотливо изучает Ветхий завет, читает Новый, и они также производят на него большое впечатление.
«Но Новый завет, — пишет Ганди, — производит своеобразное впечатление, в особенности нагорная проповедь, которая покорила мое сердце. Я сравнивал ее с Гитой. «А я говорю вам, не противостоите (не сопротивляйтесь) злу: но если кто ударит вас по правой щеке, поверните к нему и другую...» Мой неискушенный ум пытался объединить учения Гиты, «Света Азии» и нагорную проповедь. Такое самоотречение было для меня высшей формой религии, которая больше всего меня привлекала».
Знакомство с теософами и их литературой ввело его в курс тех религиозных течений, которые ратовали за слияние религий. Из книги Карлейля «Герои и героическое в истории» Ганди узнал о величии пророков, о мужественности и суровости их жизни. Из официальных занятий он усвоил две вещи. Во-первых, что две трети законов являются фактами. Позднее он применил это положение в своей юридической и политической деятельности. Оно оказалось вполне пригодным и в его оценке истины. Он всегда старался терпеливо и тщательно собирать факты и затем, располагая собранным и хорошо изложенными и достоверными фактами, решал дело. Во-вторых, из официального курса он усвоил принцип, который произвел на него неизгладимое впечатление, — идею опекунства, которую он позднее пытался применить для обоснования равномерного распределения богатства с помощью убеждения богатых в том, что они являются опекунами народного богатства и должны добровольно истратить принадлежащее им для благосостояния народа.
Во время своего пребывания в Лондоне Ганди воспитывал в себе привычку весьма экономно расходовать те деньги, которые ему посылал брат, и ежедневно аккуратно записывал свои расходы; эта привычка в дальнейшем, в течение долгих лет жизни, помогала ему держать в сохранности те общественные средства, которые ему доверяли.
В общем можно сказать, что ко времени отъезда Ганди из Лондона в Индию в 1891 году, после получения диплома барристера (адвоката), все основные принципы его жизни прочно установились и соответственно оформились привычки. Он становится сторонником того жизненного пути, который, по его мнению, является наилуч-
шим, способствующим развитию мира под руководством великих людей, и на котором могут сблизиться Восток и Запад.