Греческая религия
Язычество. Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние.
Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев создали богатый арсенал образов, которые: стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступающий против слепых сил природы, против самых могущественных богов; послужили основой для создания греческой литературы V-VI вв. до н. э..
Греки представляли богов в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для скульпторов, стремившихся передать в скульптуре человеческое и божественное.
Прекрасное божество должно жить в прекрасном жилище, поэтому храмы стали исходной основой греческого зодчества.
Боги велики, но не всемогущи, над ними довлеет некая сила, как и над людьми. Понимание природы божества являлось первостепенной задачей для грека. Из этого выросла философия – религия дала ей темы для размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.
Непременной частью религиозного культа в V-VI вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Примеры: Панафенеи в Афинах (Афина), Олимпийские игры в Олимпии (Зевс), Пифийские игры в Дельфах (Аполлон), Истмийские игры в Коринфе (Посейдон).
Из такого праздника как Дионисии вырос древнегреческий театр.
19. Общественная жизнь в Греции: воспитание, образование, спорт.
Воспитание в Афинах было направлено на создания гражданина полиса. По достижению 18-летнего возраста молодые люди собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течении года проходили обучение под руководством специальных учителей – софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Пд их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, физическими упражнениями. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. Дальше шли два года служения в пограничных отрядах и молодой афинянин становился гражданином.
Как один из вариантов образования, Перикл ввел «театральные деньги», на которые бедные граждане могли посмотреть на театральное представление, которое было прекрасной школой воспитания и образования.
Система спартанского воспитания состояла из трех ступеней.
Первая, с 7 до 12. Юных спартакиатов забирали у родителей и собирали в агелы (стада). Там они учились подчиняться приказам, терпеть наказания и драться со сверстниками. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание было направлено на умение побеждать.
С 12 лет подростки вступали в илы (отряды). Занятия носили характер военной подготовки. Именно в этом возрасте они учились владению оружием, тактическим хитростям и другим военным дисциплинам. Также их учили презрительному отношению к илотам (рабом). Из старших юношей формировались карательные отряды для наказания илотов.
К 20 годам наступал третий этап, юноши вступали в сисситии, своеобразные военные подразделения. В этом же возрасте спартиат получал земельный надел, но еще не был полноправным гражданином (к примеру, не мог самостоятельно ходить на рынок). И лишь к 30 годам становился гражданином со всеми правами.
Одним из позднейших институтов образования является Академия Платона, и другие подобные ей заведения.
Начиная с V века до н. э. спортом можно назвать Олимпийские игры, хотя и имели большее отношение к религиозному обряду, тем не менее наглядно показывают в каких дисциплинах соревновались древние греки, а именно: колесницы, пятиборье (бег, метание диска, борьба, кулачный бой, прыжки). Для соревнований были построены специальные арены – палестры. Иногда богатые граждане полисов устраивали свои «мини-игры», соревнования атлетов.