Внешняя форма – источник права

Источники права — обстоятельства, питающие появление и действие права. Еще римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права.

Принято выделять:

а) источник права в материальном смысле; = развивающиеся общественные отношения (материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности)

б) источник права в идеальном смысле (ранее — в «идеологическом смысле») = правовое сознание

в) источник права в юридическом (формальном) смысле = различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм.

Источники права в «юридическом смысле» рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Надо, однако, отметить, что некоторые исследователи предлагают четко различать форму и источник права. С этой точки зрения, источник права представляет собой деятельность государственных органов по формированию правовых норм; сами же акты, содержащие юридические нормы, являются различными формами права.

Правовой обычайисторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, -как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) — это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая:

Он, как правило, носит локальный характер.

Юридические обычаи часто тесно связаны с религией (н-р в Индии, в гос-х Африки – регулирование земельных, наследственных, семейно-брачных отношений).

Правовой обычай отличается определенностью правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения.

Правовой обычай — это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы.

Сохранилась фиксация правовых обычаев в Кодексе торгового мореплавания. В частности, в ст. 127 установлено, что место погрузки определяется соглашением сторон, а если место для погрузки непригодно или разными фрахтователями указаны разные места — перевозчик может подать судно в место погрузки груза, обычно используемое в данном порту. В сфере гражданского права правовое значение обычаев делового оборота признано действующим ГК РФ. Так, п. 5 ст. 421 ГК РФ гласит: «Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон».

Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Также международные договоры могут быть классифицированны на: А) Договоры между государствами Б) Договоры между правительствами государств В) Межведомственные договоры государств

Примерами договора нормативного содержания могут служить договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ.

Уже в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров.

— используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (например - экспертные заключения), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях.

Например, в Великобритании к мнениям наиболее известных учёных-юристов (главным образом прошлого), обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или судебным прецедентом. Такими доктринами являются, например, труды Блэкстона («Комментарии законов Англии», 1765), Фостера («Решения королевских судов», 1763), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, др.

В романо-германской правовой семье правовая доктрина потеряла своё былое правовое значение. Например, в Российской Федерации источником права она не признаётся.

Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт (НПА) . Нормативно-правовой акт — это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или ее реализацию. Примером правовых актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководителей организаций о вынесении дисциплинарных взысканий и т. п.

Нормативно-правовой акт отличается рядом признаков:

1) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы права) и поэтому адресуется неперсонифицированным субъектам, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;

3) издается только компетентными органами.

5) принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;

6) имеет официально-документальную форму

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:

1. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить.

3. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.

Особым видом нормативно-правовых актов являются подзаконные акты — правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Правовой (юр.) прецедент. — это решение юрисдикционных и административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Различают судебный и административный прецедент.

При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы. Право в

подобных случаях неизбежно отличается крайней сложностью и запутанностью, что, безусловно, может облегчать произвол со стороны недобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистического типа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Используется в качестве источника в системе англо-саксонского права.

Полагаем, что правоположения юридической практики являются ничем иным как прецедентным правом. Следует подумать и о том, чтобы официально придать руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного права. Для этого надо тщательно «выписать» пределы их действия, условия (после надлежащей апробации) «перелива» в нормы права.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая.

Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в главе 1 "Основы конституционного строя", которая не может быть пересмотрена Федеральным Собранием Российской Федерации, четко закрепляется примат международного права над национальным.

Детальный порядок заключения и исполнения международных договоров РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». В России международные договоры не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с законом они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона. Поэтому можно утверждать, что сам по себе международный договор не является источником российского права, поскольку необходим правоприменительный тандем «международный договор — федеральный закон».

Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в РФ регламентируется нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных дого­ворах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., другими актами законодательства.

Международные договоры РФ заключаются от имени РФ (меж­государственные договоры), от имени Правительства РФ (межправи­тельственные договоры), от имени федеральных органов исполни­тельной власти (договоры межведомственного характера). В отдель­ную группу, по моему мнению, следует также выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федераль­ными судами.

Процедура заключения международных договоров РФ

Рекомендации о заключении международных договоров РФ представляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания РФ, субъектами Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти.

à ведение переговоров. Решения о подписании договоров принимаются: в отношении межгосударственных договоров — Президентом РФ, а по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ.

à ратификация (так же может использоваться утверждение, присоединение к договорам)

Ратификация международных договоров РФ в соответствии с Кон­ституцией РФ производится в форме федерального закона.

Ратифицирован может быть практически любой международный договор РФ, однако существуют договоры, подлежащие обязатель­ной ратификации. К ним относятся договоры РФ:

а) исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы чело­века и гражданина;

в) о территориальном разграничении РФ с другими государства­ми

г) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях

Международные договоры, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу Прези­дентом РФ, а договоры, решения о подписании которых были приня­ты Правительством, — Правительством РФ. Предложения об одоб­рении и о внесении на ратификацию международных договоров пред­ставляются Президенту Правительством РФ в форме постановле­ния.

Государственная Дума рассматривает предложения о ратифика­ции договора и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях принимает соответствующие решения. Принятые Госу­дарственной Думой федеральные законы о ратификации договора подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Приня­тый Федеральным Собранием закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

На основании закона о ратификации Президентом РФ подписы­вается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационны­ми грамотами, сдача их на хранение депозитарию производятся Ми­нистерством иностранных дел РФ или дипломатическим представи­тельством РФ, если нет иной договоренности.

Денонсация - надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора. Отличается от иных способов расторжения международных договорных обязательств (от аннулирования – это односторонний отказ) тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в строго установленном договором порядке (например, может предусматриваться обязательное уведомление о готовящейся денонсации за определённый период времени). Несоблюдение этого порядка является основанием для оспаривания действительности денонсации.

Таким образом, денонсация не является нарушением договора, а, наоборот, является правомерным способом его прекращения. В основе денонсации лежит соглашение сторон договора.

Источниками права в России являются Конституция,

НПА (ФКЗ и ФЗ),

подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления;

законы субъектов РФ,

международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.

Наши рекомендации