Проблемы теории социального государства. Права человека
• формированию системы дополнительного негосударственного
социального страхования как фактора социальной стабильности;
• внедрению новых методов финансирования бюджетных учре
ждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и
созданию условий для повышения качества и разнообразия
предоставляемых гражданам социальных услуг;
• взаимодействию со структурами гражданского общества в во
просах финансирования и предоставления социальных услуг,
контроля их качества, обеспечению адресной поддержки со
циально уязвимых граждан;
• стимулированию социально ответственного поведения пред
ставителей бизнеса, и др.
Решение этих и других задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы всех отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан — потребителей социальных услуг. Социальное государство связано не только с социальным развитием и обеспечением социальной безопасности современного общества, но и с признанием и осуществлением всей системы прав человека и их реальной защитой. Одной из проблем теории социального государства является и проблема прав человека. Причем всех прав, ибо все права человека связаны между собой, и выделение и защита одной категории прав человека (естественных) влечет за собой выделение и защиту других (экономических, социальных, политических и др.).
Права человека — это проявление свободы не только в социальной области, но и во всех сферах жизнедеятельности личности. В связи с этим следует вспомнить слова Н. Бердяева о том, что человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать. Свобода человеческой личности принадлежит человеку как духовному существу. «Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает»1.
Естественные права действительно означают не нечто природное в буквальном смысле, а их социально-духовную сущность, которая имеет решающее значение для формирования личности. Они столь же важны для сохранения человеческого естества, как возможность и необходимость есть, пить, дышать. Если отнять у человека право на жизнь, свободу совести и убеждений, безопасность, развитие, уважение человеческого достоинства, невмешательство в личную жизнь, право на участие в решении общественных вопросов, владе-
Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 254-255.
IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека
21. Проблемы теории социального государства. Права человека
ние и распоряжение своей собственностью, включая интеллектуальную, или право на сопротивление угнетению и несправедливости и ряд других жизненно важных социальных прав, то человеческая личность просто исчезнет. Права человека — не модный лозунг или пропагандистский прием, а веление времени, отражение объективного движения человечества к демократическому, гуманному обществу и мировому порядку, для которых важнейшим ориентиром стал девиз «Все права для всех».
Многие теоретики государства и права зачастую в отрыве, обособленно рассматривают проблемы всеобщности и универсальности прав человека и различные аспекты и механизм их международной защиты. Более того, в литературе нет среди ученых единства мнения на классификацию основных поколений и групп прав, их правовое обеспечение, а также увязку последних с личными и коллективными правами человека и др.1 Эти тенденции отрицательно влияют на эффективное действие и реализацию прав человека в гражданском обществе и на формирование концепции прав человека как элемента правового и социального государства.
Основные поколения и группы прав человека необходимо исследовать и классифицировать в связке понятий всеобщности и универсальности. Историю человечества следует рассматривать прежде всего как непрекращающийся процесс борьбы за свободу и человеческое достоинство, против социальной несправедливости и угнетения. Свобода в этом смысле является сутью прав человека.
В истории формирования прав, человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить не три (как это сегодня делают многие ученые), а четыре волны, или поколения. Первое поколение включало в себя только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII—XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и отражало социально-политические интересы нарождающегося класса буржуазии.
Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны гарантировать прежде всего защиту интересов тех, кто работает по найму, т.е. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих
1 См., например: Матузов Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987; Колотова Н.В. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Гос-во и право. 2001. № 5. С. 89—101; Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Гос-во и право. 2002. № 7. С. 46—54; Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // Гос-во и право. 2002. № 3. С. 48—55; Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России. Уфа, 2003.
признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в этих правах заинтересованы и иные слои населения.
Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине XX в. и было обусловлено научно-техническим развитием, обострением глобальных проблем современности, подъемом освободительного движения, которое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям, — народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям.
Четвертое поколение формируется в наши дни, в условиях всемирной интеграции стран, глобализации и информатизации. Эти права и свободы связаны с выживанием всего человечества перед угрозой ядерных войн, всемирных катастроф и эксцессов.
Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, ибо они касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества необходимо выделять в рамках теории прав человека следующие основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные), социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда защищен и от репрессий, и от нищеты.
Основные группы прав человека отражают объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности. Все международно-правовые аспекты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права. Источником прав человека является его многогранная природа, которая эволюционирует в ходе исторического развития человечества, что ведет к закономерному расширению диапазона прав и свобод человека в современном обществе.
Основным разделом теории прав человека являются гражданские (личные) права. Их своеобразие заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права граждан формулируются в конституциях
376 W. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека
государств и конкретизируются в текущем законодательстве. Конституционное закрепление гражданских прав — это законодательное признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера внутрисемейных отношений и общения с другими людьми, развития духовного мира и т.д. Гражданские права ограждают от незаконного вмешательства в ту сферу жизни человека, которая регулируется непосредственно не только и не столько правом, сколько иными социальными регуляторами — нормами морали, обычаями, правилами приличия и другими.
С точки зрения теории, в структуре гражданских прав основными являются следующие. Право на жизнь, суть которого сводится к тому, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». В Пакте о гражданских и политических правах указано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.) государства должны принять все необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь.
Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе. Такой подход ставит вопрос об отмене смертной казни. Ее сохранение означает посягательство на самое фундаментальное право человека. Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, основываясь на том, что неуважение к святости человеческой жизни способствует ожесточению общества и что возможны судебные ошибки. Сдерживающее влияние смертной казни сомнительно, в то же время защита общества может быть достигнута мерами ограничения свободы и перевоспитания. Общество только выиграет, если сумеет вернуть человека к нормальной жизни.
В России впервые смертная казнь была отменена в 1743 г. В Советском Союзе отменялась трижды, в 1918, 1920 и 1947 г., но всегда восстанавливалась. В настоящее время смертная казнь отменена в 54 странах. Общественное мнение пока не воспринимает идею смертной казни, считает ее самым надежным видом наказания преступника. В России уменьшилось количество сторонников смертной казни, но по-прежнему две трети опрошенных россиян выступают за сохранение исключительной меры наказания. В нашей стране действует мораторий на применение смертной казни в связи с подписанием Россией Протокола №6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. Право на безопасность — одно из важнейших неотъемлемых прав человека и одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения. Ежегодно в России сотни тысяч людей погибают в результа-
21. Проблемы теории социального государства. Права человека
те различного рода преступных акций. В странах СНГ в последние 5—6 лет произошла «вспышка» преступности. Все это обострило проблему, поставило вопрос о соблюдении права на безопасную жизнь практически для всех.
Право на личную неприкосновенность запрещает бесчеловечное, унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Так, в ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах указано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам».
В XX в. имела место широкая практика пыток, истязаний, убийств, (правление Пол Пота в Кампучии и т.д.), геноцид фашистской Германии против евреев, Турции против армян. Пытки, которые широко применялись в Европе во времена инквизиции, в XVIII в. почти исчезли, а в XX в. вновь вернулись в Европу под флагом двух мощных политических течений — нацизма и коммунизма, и до сих пор не ушли из жизни современного общества. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1975 г. приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а в 1984 г. — Конвенцию против пыток. Выполнение ее рекомендаций могло бы способствовать существенному улучшению ситуации в мире.
Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Необходимы также охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Немаловажен ответ на вопрос о допуске граждан к сведениям и информации относительно их личной и общественной жизни, которые накапливаются в различных государственных органах. Важно закрепить это положение в российском законодательстве.
Осмысление права человека на создание семьи и охрану семьи — актуальная проблема теории прав человека. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В соответствии с Пактом «участвующие в настоящем Пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей». Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С од-
378 IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека
ной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь, с другой — обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами.
Необходимо строго соблюдать принцип воссоединения семей, который является производным от принципа единства семьи, закрепленного в Пакте о гражданских и политических правах. Он получил подтверждение также в Хельсинкском заключительном акте. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами соблюдение этого принципа всегда было тесно увязано с политической ситуацией. Так, в 1979 г. из СССР было разрешено выехать в Израиль более 50 тыс. евреев. С 1980 г. в связи с ухудшением взаимоотношений между СССР и США, другими ведущими странами западного мира количество получивших разрешение на выезд сократилось и вновь увеличилось в конце 80-х гг. в связи с перестройкой в СССР и новой фазой улучшения международного климата. Да и в настоящее время объем ежегодной эмиграции, по данным Госкомстата России, составляют около 55 тыс. человек в год.
Право на свободу убеждений и совести включает в себя уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всем, без слепой веры в авторитеты. Инакомыслящие нужны обществу. В обществе должна быть обеспечена свобода убеждений. В УК и других законах любой страны, в том числе России, должно быть четко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.
Свобода совести — это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два основных положения: свободу религиозных убеждений и не принимать во внимание религиозные догматы.
Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство — реальная нравственная ценность. Это именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности — не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством. Уважение чести и достоинства должно быть не фразой, не благим пожеланием, не очередным лозунгом, а реальным фактором отношений между государством и личностью, основанном на принципе свободы и взаимной ответственности, на нормах нрава и морали. Только взаимная ответственность государства и личности, взаимная ответственность сограждан создают тот политический и морально-психологический климат, при
21. Проблемы теории социального государства. Права человека
котором обеспечивается подлинное достоинство каждой личности. Государство должно взять на себя обязательство обеспечить их охрану системой законодательных, политических и экономических мер. Вместе с тем уважение чести и достоинства личности возможно только лишь с осознанием каждым гражданином не только собственного достоинства, но и достоинства других лиц.
С точки зрения концепции прав человека к гражданским (личным) правам, кроме основных, относятся и процедурные права. Это право на гражданство, презумпцию невиновности, равенства граждан перед законом и др. В частности, право на гражданство характеризуется тем, что «каждый человек имеет право на гражданство» и «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Праву на гражданство, зафиксированному в международных документах, противоречит практика стран с тоталитарным или авторитарным режимами власти, которые нередко лишают гражданства лиц, не угодных властям. Эта практика применялась в недавнем прошлом Советским Союзом, ЧССР, ГДР, Болгарией, Кубой, другими странами. Отказ от этой практики, происшедшей в конце 80-х гг., и даже восстановление в гражданстве многих ранее преследуемых в СССР, странах Восточной Европы способствовал улучшению ситуации с правами человека в этих регионах мира.
Право на презумпцию невиновности и право на равенство перед законом — важнейшие в теории прав человека.
Право на восстановление в правах предполагает, что все незаконно репрессированные имеют право на реабилитацию и восстановление своих прав. Совсем недавно это касалось многочисленных жертв репрессий диктаторского режима власти в Чили, расистского — в ЮАР, «культурной революции» в Китае. Свою актуальность проблема сохраняет в странах СНГ. Проведена определенная работа по восстановлению прав, чести и достоинства миллионов жертв политических репрессий в бывшем СССР. Началась она во время критики культа личности Сталина, получила дополнительные импульсы в период гласности и перестройки, приобрела наибольшую результативность после событий 1991 г., но не завершена. До сих пор многие жертвы политических репрессий в России и ряде других республик не реабилитированы, в частности те из них, кто подвергался психиатрическому воздействию в политических целях. Необходимо принят соответствующие законы, исключающие эти явления из жизни общества.
В современной концепции прав человека выделяется и специальный блок политических прав и свобод человека. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Междуна-