Неогнестрельная артиллерия
Некоторые народы эпохи античности и средневековья использовали в военных целях метательные машины. Именно некоторые, а не все, - распространение такой техники было довольно-таки ограничено. Первые упоминания о машинах бросающих огромные камни и копья относятся к Ассирии начала первого тысячелетия до Новой эры. От ассирийцев искусство изготовления таких машин перешло к персам и финикийцам (6-й век до Н. э.), от финикийцев к грекам (5-й век до Н. э.), в 3-м веке до Н. э. машины уже применялись в большом количестве римлянами. Именно в это время и в этом регионе катапульты и баллисты были наиболее совершенны и разнообразны. Здесь они играли наибольшую роль во время войн.
Античные машины.
Машины этого типа выделяются из ряда других использованием торсионных катушек в качестве упругих элементов. Упругий элемент представлял собой рычаг качающийся на оси, на которую были намотаны жилы и женские волосы. При повороте оси жилы натягивались и возникала упругая сила стремящаяся вернуть рычаг в исходное положение. Такой принцип устройства был изобретен, видимо, ассирийцами, а утерян византийцами. Упругие элементы работающие на скручивание снова стали применяться лишь в 20-м веке.
Своего наивысшего развития техника подобного рода достигла в Великой Греции, - Южной Италии 3-го 5-го веков до Н. э. Крупнейший греческий город этого региона - Сиракузы властвовал над городами помельче и, в указанный период, с успехом воевал с Афинами. Широко известна Пелопонесская война, названная так по той причине, что от Крыма до Сицилии Пелопонесский полуостров оставался единственным незатронутым боевыми действиями местом. Формальным противником Афин в этом конфликте считалась Спарта, но практически спартанцы были не при делах, - против них Афины послали 3 тысячи человек, а против Сиракуз 60 тысяч. Приблизительно так же соотносилось участие Спарты и Сиракуз в морской войне против Афин, которая и привела к разгрому Морского союза. За господство на Западе Средиземноморья Сиракузы не без успеха сражались с Карфагеном. Тиран Сиракуз наряду с Филиппом Македонским рассматривался как возможный претендент на гегемонию в Греции. До того гегемоном Греции (верховным правителем, судьей в конфликтах между полисами, формальным главнокомандующим объединенными силами - если они вдруг объединялись) был персидский царь. Оттого персидская армия и состояла главным образом из греков.
Великая Греция имела мощную экономическую базу, постоянно вела войны, а кроме того, в Сиракузах жил Архимед. И не случайно, - правители Сиракуз специально собирали по всему Средиземноморью механиков, как Афины собирали философов в своей Академии. Позже, римские историки, как нечто само собой разумеющееся, отмечали, что хоть Цезарь и любил метательные машины, но таких, которые были у римлян в период пунических войн иметь уже не мог, - зря Архимеда зарубили, не подумав, - поторопились. Мысль, что механиком может быть не только грек, причем непременно сицилийский, а вообще любой житель империи, если его научить, римлянам так и не пришла.
Самой внушительной машиной торсионного устройства была катапульта. Катапульта имела один вертикально расположенный рычаг на горизонтально расположенной катушке. Рычаг отклонялся назад с помощью ворота. Спуск осуществлялся путем перерубания удерживающего рычаг каната. Рычаг начинал двигаться и ударялся о вертикальную стопорную раму.
Катапульты часто можно видеть на иллюстрациях, но рисовальщики почти в обязательном порядке допускают ряд неточностей. Во-первых, даже у небольших катапульт рычаг оканчивается "ложкой" - углублением, в которое закладывался снаряд. По жизни у большинства катапульт к концу рычага крепилась праща, - снаряд закладывался в петлю, это позволяло увеличить его начальную скорость процентов на 30. Хотя, точность при этом падала. Во-вторых, на вертикальной стопорной раме, в том месте, о которое ударялся рычаг, располагалась амортизирующая удар подушка, - ее ни когда не рисуют. В-третьих, обычно изображаются небольшие катапульты - метра два в высоту, хотя в данном классе машин преобладали крупнокалиберные системы. В-четвертых, на рисунках рама и рычаг размещены таким образом, что снаряд должен был вылетать параллельно земле, что, в общем случае, было не характерно для катапульт.
Обычная катапульта имела вес около двух тонн и метала 30-ти килограммовые каменные ядра (в том числе и обмотанные пропитанной смолой паклей и подожженные) на 500 метров. По своим баллистическим качествам она примерно соответствовала двухпудовой мортире 16-го - 18-го веков. Делала катапульта до 4-х выстрелов в час. Недостатками были большие габариты установки, низкая, даже в сравнении с мортирой, точность стрельбы ("приблизительно в ту сторону") и техническая невозможность прицеливания. Катапульта всегда стреляла на одно и то же расстояние. Дульная энергия составляла порядка 100 кДж.
Такие машины использовались при осаде крепостей, для бомбардировки сооружений через стену. Плохая точность стрельбы и низкая начальная скорость снаряда делали стрельбу по укреплениям бесполезной. Перевозились средние катапульты в разобранном состоянии.
Кроме средних катапульт иногда использовались гигантские системы, вес которых составлял 15-20 тонн. Если средние катапульты по своему назначению соответствовали мортирам, то гигантские - осадным бомбардам 15-го века. Как и бомбарды, гигантские катапульты являлись стационарными сооружениями рассчитанными на малое количество выстрелов. Мощность этих систем достигала 600 кДж, а вес снаряда 500 кг. Снарядом являлся грубо обработанный камень. Скорострельность не превосходила одного выстрела в час, - хотя выстрел нередко всего один и получался, - как и лафет гигантской бомбарды, рама такой катапульты редко выдерживала больше. Такая катапульта с дистанции 100-200 метров первым выстрелом могла поразить не слишком прочную стену или ворота. Для разрушения сооружений способных выдержать несколько попаданий таких камней использование катапульт было нецелесообразно, - надо было прибегать к тарану или подкопу. Рама и рычаг у стенобойных катапульт располагались так, чтобы камень вылетал под небольшим углом к горизонту.
Использовались также и полевые катапульты весом порядка 800 кг, и мощностью 30кДж, способные передвигаться в не разобранном состоянии и даже имевшие отделяемый колесный ход. Существовало две модификации, - одна имела ложку и разом выбрасывала метров на 200-250 десяток камней весом от одного до двух килограммов каждый. Вторая имела пращу, но, подобно стенобойной катапульте, стреляла под небольшим углом к горизонту, пуская рикошетами 15-ти килограммовый камень. Досягаемость так же составляла порядка 200 метров. Врезавшийся в фалангу камень мог покалечить пару человек и сбить с ног еще нескольких.
Последняя модификация была распространена больше, так как отсутствие возможности вертикальной наводки делало навесную стрельбу в условиях полевого сражения неэффективной. Даже легкие катапульты требовали нескольких минут для заряжения.
Иногда катапульта имела на рычаге поперечную перекладину, которая снижала КПД, но позволяла распределить удар по стопорной раме на большую площадь и увеличить ресурс установки. В этом случае в раме можно было прорезать пару желобов и положить в них стрелы. Стрелы, получив удар по торцу, отправлялись в полет с солидной скоростью. Однако, прицеливаться из катапульты и так было невозможно, а уж попасть куда-то разом и стрелами и основным снарядом было совсем уж немыслимо. Так что, если уж хотелось метать с рамы катапульты стрелы, то от пращи и ложки приходилось отказаться. При таком устройстве катапульты рычаг заканчивался поперечной доской, которая била по торцам десятка 500 граммовых болтов от карробаллисты. Дальность стрельбы определялась наклоном направляющих (то есть была заложена в конструкции при ее изготовлении) и могла, в теории, превышать 1000 метров, но обычно ее устанавливали с таким расчетом, что бы действие стрел было достаточно эффективным, то есть около 150 метров.
В полевых сражениях катапульты первыми применили спартанцы против македонцев. Катапульты выстрелили через головы спартанской фаланги, чтобы поразить македонскую фалангу рикошетами. Но - промахнулись. Позже по одной катапульте имелось на каждые 500 солдат в римском легионе. Цезарь считал, что метательные машины следует придавать наименее обученным и стойким подразделениям, - чисто на предмет поднятия духа.
Другую породу машин представляли баллисты. Баллиста смахивала на гигантский арбалет, но сходство было чисто внешним, на самом деле "лук" состоял из двух горизонтально расположенных катапульт с полным набором рам. Смысл такого их размещения заключался в том, чтобы сделать возможной вертикальную наводку.
Крупные баллисты имели размах рычагов до 6-ти метров, длину 12 метров и вес более 4-х тонн. Мощность, однако, была менее 60 кДж. Снарядом могли служить 30-ти килограммовые каменные ядра, но, обычно использовались гигантские копья длиной порядка 4-х метров и весом более 100 кг, иногда с зажигательным зарядом на наконечнике. Предельная дальность стрельбы копьями составляла свыше 1000 метров, но на зажигание стреляли не далее 400 метров, а на пробитие (ворота, частокол, борт корабля, но не каменная стена) - на 100-200 метров. Каменное ядро летело на расстояние порядка 400 метров.
Такие машины использовались преимущественно для береговой обороны, реже, при осаде крепостей. Точность стрельбы была сравнительно с пушками хороша, - на 400 метров корабль поражался достаточно уверенно. Если, конечно, правильно были определены падение, упреждение и снос ветром. Скорострельность не превышала 4-х выстрелов в час.
Средние баллисты имели примерно вдвое меньшие габариты, весили порядка 600 кг и мощность имели около 10 кДж (у мушкета 16-го века дульная энергия составляла 7 кДж). В качестве снарядов могли использоваться болты, свинцовые и каменные ядра, сосуды с огнесмесью. Вес любых снарядов составлял порядка 2-х килограммов. Дальность стрельбы болтами и свинцом в теории превышала 1000 метров, но особой пользы от таких выстрелов не предвиделось, - для стрельбы по групповым целям и по сооружениям они были слабоваты. Обычно использовались каменные ядра и брандскугели. Дальность эффективной стрельбы зажигательными снарядами по сооружениям и камнями по пехоте не превышала 200-400 метров. Но с такой дистанции камни проламывали укрытия из щитов и наносили смертельные удары латникам.
Такие машины массово использовались для вооружения крепостей. Стрельба со стен препятствовала осадным работам. Использовались они и для вооружения кораблей. При осаде крепостей они имели лишь то значение, что подвижность позволяла быстро развернуть их.
Наконец, наименьшей разновидностью баллист были карробаллисты. То есть, баллисты с колесами, предназначенные для использования в полевых сражениях. Весили они по 150-200 кг, а размах рычагов не превышал 1.5 метров, что делало их достаточно удобными и подвижными. В качестве снарядов использовались болты и свинцовые пули по 400-500 граммов весом. Максимальная дальность стрельбы достигала 900 метров, причем со 150 метров болт поражал латника, а с 50-ти - латника сквозь щит. Дульная энергия, однако, составляла всего 2 - 2.5 кДж, но стальной наконечник болта обладал большей пробивной способностью, чем пуля. Зажигательные стрелы не использовались, так как действие их при таком размере было незначительно, а количеством тоже нельзя было взять, - скорострельность составляла 1-2 выстрела в минуту. В общем, карробаллиста примерно соответствовала по своей эффективности мушкету. Точность стрельбы была впятеро лучшей, но и стрела летела до цели впятеро дольше мушкетной пули.
Карробаллисты имелись в легионе из расчета одна на 120 солдат. Использовались они и для вооружения стен.
Самой технологичной сицилийской метательной машиной являлся автоматический арбалет, или "полибол", как его называли греки. Маленькая баллиста с размахом всего около метра была устроена таким образом, что вращение лебедки двумя номерами расчета обеспечивало не только взведение тетивы, но и спуск и подачу нового снаряда из барабанного магазина. Скорострельность достигала 25-30 выстрелов в минуту при собственном весе системы около 150 кг и энергии каждого выстрела на уровне 600 Дж. Болты летели на расстояние до 500 метров, причем вес около 150 г позволял им наносить раны даже на излете, а до 50 метров они были опасны и для латников. Наводить полибол было можно, но, естественно, не во время стрельбы. Его сначала нацеливали, потом фиксировали болтами, потом давали очередь. Полиболы были преимущественно морским вооружением.
Сложность изготовления торсионных машин была достаточно велика, причем, катушки составляли наименьшую проблему. Для катапульт и баллист требовалась исключительная прочность конструкции, что достигалось применением специальных сортов особенным образом обработанного дерева и массы железных деталей. Изготовление механизмов так же требовало большого и высококвалифицированного труда.
Не смотря на это, число метательных машин в определенный период было весьма значительным. У Рима и Карфагена имелось по 1000 - 1500 метательных машин в осадных парках и во флоте и еще множество в крепостях. Всего, вероятно, по 3-5 тысяч с каждой стороны. Позже, у римлян было только полевых машин около 1500. Но около начала Новой эры количество и качество машин стали снижаться. Не с кем стало состязаться в производстве технологичных вооружений, а сицилийская школа механиков приходила в упадок. К концу 3-го века машин у римлян почти не осталось.
Значение метательные машины имели в первую очередь в морских сражениях, - да и то, несравненно меньшую, чем абордаж. Наиболее яркие примеры их успешного применения связаны даже не с морскими сражениями, а с береговой обороной. Так, например, римляне не смогли подойти к Сиракузам с моря. Хотя, римляне были на либурнах, - на пентерах с бронированной палубой они бы, пожалуй, прорвались, а из "машин Архимеда" самыми грозными им показались не катапульты и баллисты, а гигантские журавли выдергивавшие либурны из воды и сбрасывавшие на них огромные камни.
При осаде крепостей успех достигался либо при явном неравенстве сил (6-ти метровая баллиста высаживала хлипкие ворота какой-нибудь варварской крепости), либо за счет морального воздействия на гарнизон. Если крепость, не имеющая такой артиллерии, подвергалась обстрелу, то дух гарнизона резко падал, независимо от реального ущерба. Просто потому, что противник атаковал с помощью "длинной руки" и ответить ему было нечем.
В полевых сражениях роль метательных машин обычно сводилась только к поднятию духа собственных войск. Но были прецеденты успешного их использования для обеспечения переправы. Так, когда македонцам пришлось форсировать реку, на другом берегу которой собрались скифы, то несколько десятков карробаллист, прогнали скифов. Вред от них был не велик, но само по себе то, что внушительные стрелы прилетали со столь громадного расстояния смутил скифов.
Таким образом, для разрушения основательно сделанных фортификаций мощность метательных машин была недостаточна, для эффективной борьбы с пехотой они поражали недостаточную площадь и стреляли слишком редко. Наиболее эффективны в этом плане были карробаллисты, но на легион их было всего полсотни, а что такое полсотни мушкетеров? На фронт в 100 метров их надо было в 10 раз больше. Да и весила карробаллиста в 20 раз больше мушкета. В итоге оказывалось, что действительно уязвимы для метательных машин только корабли и гражданского образца постройки.
Уже тогда стала ясна необходимость массирования огня артиллерии. Метательные машины, кроме гигантских катапульт, не использовались по одиночке, а по большей части именно батареями в несколько десятков стволов.
Около начала нашей эры в небольшом количестве стали производиться метательные машины с металлическими торсионами. Но сведений об их характеристиках нет (кроме случая переносных арбалетов 3-го века, детали которых найдены). В теории при равной силе цельнометаллическая (торсионы, рычаги, рамы, механизм) машина была бы втрое легче деревянной (что и видно на примере арбалета), но очень сомнительно, чтобы римские технологии, даже при условии использования импортного металла, позволяли изготовить металлические детали для крупных машин.
Как и на Западе, в Восточной Римской империи производство метательных машин в 3-м - 4-м веках почти прекратилось. В 6-м и 7-м веках Византия переживала временный подъем, что привело к возобновлению выпуска технологичных вооружений. С 8-го века начался новый период упадка. В 10-м веке производство торсионных машин прекратилось окончательно, а необходимые для этого технологии были утрачены.
Средневековые машины.
Метательные машины применяемые в период средневековья были существенно примитивнее античных. В некоторых регионах они почти не были известны. Так, например, метательных машин не употребляли арабы и индусы. На Руси, возможно, имели место отдельные случаи их применения, имевшие лишь то значение, что русские знали об их существовании. Сколько то систематически машины использовались только в Западной Европе с конца 13-го века. Они появились примерно в одно время с огнестрельным оружием и к середине 15-го века были совершенно вытеснены пушками, не успев заметно усовершенствоваться.
В 12-м и 13-м веках на Востоке Европы некоторое распространение имели гигантские луки. Машины этого типа состояли из горизонтально расположенного лука, который на середине длины крепился к вкопанному в землю основанию. Сооружение было стационарным, ни горизонтальная, ни вертикальная наводка небыли возможны. Длина лука достигала иногда 9-ти метров, хотя чаще встречались экземпляры 5-ти метрового размаха. К середине тетивы крепился канат, за который тянули от 12-ти до 50-ти человек. Снарядом являлась обычного вида, хотя и необычного размера, непереная стрела весом от 10-ти до 70-ти килограммов. Соответственно, один наконечник весил до 10-ти кг. Стрела лежала не в желобе, а свободно, - опираясь ушком на тетиву, а древком на лук. Энергия выстрела составляла от 5 до 35 кДж.
Позади лука в землю вкапывалась плаха, через которую проходил канат. Спуск осуществлялся ударом топора. В наименьших экземплярах расчет мог просто отпустить канат. Стрела могла улететь метров на 700, но ее горизонтальное расположение ограничивало дальность стрельбы несколькими десятками метров. Мишенью выступали хилые ворота в каком-нибудь жалком частоколе.
Делались такие луки, видимо, в Византии и иногда попадали к туркам и половцам, причем последние даже пытались применять их в полевых сражениях.
Как можно заметить, в средневековых машинах вместо торсионного стал применяться тенсионный принцип действия, - использовалась упругость изгиба, а не упругость скручивания. При равном размахе тенсионная машина оказывалась примерно в 2.5 раза слабее торсионной, в том смысле, что выдерживала в 2.5 раза меньшее натяжение, а дульная энергия метательных машин была пропорциональна силе натяжения и размаху. Для ручного оружия это не имело большого значения, так как сила натяжения была ограничена физическими возможностями стрелка и были все основания увеличивать именно размах, но у машин сила натяжения за счет применения воротов могла быть очень велика и узким местом оказывалась прочность лука, каковая с увеличением его размаха только убывала.
Кстати, несмотря на исключительную примитивность устройства, гигантский лук был достаточно сложным изделием, так как само по себе изготовление лука такого размаха сопряжено с массой технических проблем. Вообще-то, оптимальное соотношение между прочностью и размахом наблюдается для композитных луков 3-х метровой длины. Сведений об устройстве гигантских луков нет, так что, не исключено, что они имели какие-то уникальные особенности конструкции.
В Западной Европе конца 13-го середины 15-го веков производились более совершенные тенсионные машины называемые скорпионами или требучетами. Практически, они представляли собой станковые арбалеты, иногда, подобно карробаллистам, установленные на колесный лафет. Мощность скорпиона составляла порядка 4 кДж при размахе 2-3 метра, а снарядом служил болт весом 1 - 1.5 кг. В принципе, мог быть применен и зажигательный снаряд, но основным назначением скорпиона было поражение латников и рыцарских лошадей с дистанции 200-250 метров. Дальность полета снаряда не превышала 700 метров. В общем, скорпион даже превосходил карробаллисту, но был вдвое шире и весил около 400 кг. Скорострельность составляла 1 выстрел в минуту.
Распространение скорпионов, однако, было незначительно. Они могли применяться в полевых сражениях, но для достижения минимального эффекта требовалось сосредоточить в одном месте несколько десятков таких машин, а такая их концентрация для условий средневековья была немыслима. Скорпионы можно было использовать для вооружения боевых кораблей, если б таковые в ту пору имелись. Да и, в любом случае, если на 400 тонной пентере помещалось две баллисты, то и на средневековый дромон не встало бы больше скорпионов, так как они при существенно меньшей боевой ценности имели такие же габариты. В результате, скорпионы ограниченно использовались только для вооружения крепостей. Ограничивалось же их использование в этом качестве главным образом большими габаритами. На стены скорпионы не помещались, внутрь башен - тоже, да и на боевых площадках мешали дальше некуда. Плюс к тому, при их размещении на большой высоте возникало обширное мертвое пространство, где как раз и разворачивались основные события при штурме. Да и разрушить штурмовую башню скорпион не мог. В целом польза от него ограничивалась случайными потерями в рядах противника.
Из скорпиона можно было стрелять и камнями. Это было целесообразно в случае, если ставилась, например, задача развалить щитовое укрытие у подножья одной башни выстрелами с другой башни.
По меркам 13-го века скорпионы стоили очень дорого, а для условий 15-го - чепуху. Но для обороны стен предпочтительными считались станковые арбалеты в два-три раза меньших габаритов.
Более распространенным метательным устройством в Европе была фрондиболда (онагр, кебостан). Данную машину классифицируют как баробаллистическую, то есть использующую для метания не силу упругости, а силу тяжести. Фрондиболда представляла собой модификацию обычного журавля, - известного почти всем народам подъемного устройства.
На вкопанной в землю треножной опоре качалась стрела (рычаг). К короткому плечу, как и положено, прикреплялся противовес, необычно, однако, массивный. К длинному плечу крепилась праща со снарядом. Дополнительными сооружениями являлись блок (низкая, так же вкопанная в землю, арка) и плаха. Взведение механизма заключалось в том, что достаточное число людей тянуло на себя канат, проходивший по плахе, под аркой, и соединявшийся с длинным плечом рычага. Рычаг отклонялся к арке (то есть к земле), поднимая свое короткое плечо с противовесом. Когда канат перерубался, противовес устремлялся к земле, а длинное плечо с пращей делало резкое движение вверх. Как только противовес ударялся о грунт, движение рычага прекращалось и снаряд вылетал из петли.
Говорить о весе фрондиболды не вполне правомерно, - весил главным образом противовес, представляющий собой валун или мешок с камнями. Стоимость фрондиболды полностью зависела от размера. Маленькая могла вовсе не содержать железных частей и ни стоила ни чего, только и смысла делать ее было мало. Большая нуждалась в сверхпрочной стреле и металлической качающейся части. Для условий 13-14 веков она могла быть и очень дорогим сооружением.
Горизонтальная наводка могла быть возможна, если качающаяся часть устанавливалась на поворотной платформе, но так делали редко. Вертикальная наводка могла, в принципе, осуществляться только очень грубо, путем изменения весов противовеса и снаряда. Да и то, - методом тыка. Необходимые для такого прицеливания вычисления в ту пору могли делать только арабы, которые, как раз, фрондиболдами не пользовались. То, что камень полетит дальше всего в случае остановки рычага под углом 45 градусов к горизонту снова открылось европейцам только в 16-м веке, - тут уж и арабы не могли помочь.
Обычного размера фрондиболды имели рычаг длиной 8 метров, причем на длинное плечо приходилось 6 метров, плюс к нему присоединялась двухметровая праща. Противовес мог весить тонну, - хотя это зависело от веса рычага и снаряда. Снарядом являлся камень килограммов в 30 весом, забросить его фрондиболда могла не далее, чем на 150 - 200 метров. Мощность достигала всего 15 кДж. При использовании более массивных снарядов КПД резко падал, так как снаряд, имея большой рычаг, тормозил падение противовеса и, соответственно, сам приобретал меньшую скорость. Так снаряд весом в центнер вылетал всего на 70 метров. Таким образом, ставить фрондиболды приходилось весьма близко к стене, за которую они бросали камни. Обслуживали среднюю фрондиболду 15-20 человек.
Делать фрондиболды меньшего размера не имело смысла, так как начальная скорость снаряда была пропорциональна корню высоты, на которую поднимался противовес. Другое дело, что без противовеса можно было обойтись. Если рычаг и снаряд были легкими, то к короткому плечу просто привязывалась веревка за которую сильно дергали несколько человек. Снаряд весом несколько килограммов (например, горшок с живыми змеями) летел метров на 150. Это было европейское ноу-хау, - ни каким азиатам ни в жизнь было не догадаться, что машину можно устроить так просто.
Гигантские фрондиболды могли иметь длину в 20 метров, противовес в несколько тонн массой и обслуживаться сотней и больше человек. Дульная энергия достигала 150 кДж. Такие метали камни до 500 кг весом, трупы лошадей и прочие массивные предметы. Дальность так же составляла не более 100 метров. Такие снаряды могли вышибать достаточно прочные ворота, но попадать в такие цели мешала крутая траектория. Если гигантская катапульта могла бросить камень весом несколько центнеров параллельно земле, то гигантская фрондиболда только под большим углом к горизонту, - падал камень почти вертикально.
Все фрондиболды употреблялись только для перебрасывания снарядов через стену. Это могли быть камни, брандскугели, трупы, всяческие отбросы, - все что угодно. Целью было деморализовать противника и, если повезет, вызвать эпидемию в крепости. Огромные камни не только оказывали, соответственно, большое моральное воздействие, но и могли разрушать постройки. В теории, если такой камень падал на площадку башни, та оказывалась подавлена, так как защитникам не на чем становилось стоять. На практике, такое попадание было почти невероятно.
Мелкие и средние фрондиболды были массовыми машинами. При осаде крепости их могли использоваться десятки. Использовались фрондиболды до самого конца 14-го века, пока не появились сколько то пригодные пушки.
В средние века в Европе повторили римские катапульты для залпового метания стрел, хотя и на более низком техническом уровне. Вместо торсионного рычага с поперечным бойком стали применяться тенсионный, - упругая доска. Рычаг взводился воротом. Мощность достигала 3 кДж. Если стрела была одна, то действие ее не уступало снаряду карробаллисты или скорпиона, но вертикальная наводка была невозможна, что резко снижало ценность установки, - единственный выстрел надо делать прицельно. Чаще стрел было несколько и их действие соответствовало таковому у тяжелого арбалета. Машина весила несколько центнеров, тратила на залп 1-2 минуты и называлась бриколью или блидом.
Бриколи использовались в двух случаях, - или для метания через стену горящих стрел, тогда дальность стрельбы составляла около 200 метров, и изменить ее было нельзя, либо для обстрела какого-то участка местности. В этом случае, возвышение направляющих было меньше и дальность не превышала 100-150 метров. В обоих случаях пользы было не много, - бриколи ограниченно использовались в Западной Европе в конце 14-го начале 15-го веков.
Китайские машины.
Китайцы независимо от античной Европы изобрели метательные машины еще во втором веке до Новой эры и с этого момента вплоть до начала 14-го века активно использовали их. Китайские машины не отличались разнообразием типов, напоминая, в общем, европейские скорпионы. Принцип устройство повсеместно был только тенсионный, однако, китайцы применили к машинам некоторые изобретения неизвестные в других частях света, благодаря чему их эффективность оказалась резко повышена.
Взяв за основу обычный скорпион с композитным луком, китайцы скоро сообразили, что лук может быть не один. Обычным для Китая стало устанавливать на один лафет два или три лука. Ворот был один, и натягивал он все луки разом. Общим был и спуск. Таким образом мощность составляла до 3 кДж на стрелу, при незначительном увеличении веса системы. На заряжение уходила минута или полторы. Китайские стрелы к машинам имели несколько лучшие баллистические качества, чем европейские, и максимальная дальность стрельбы превышала 1100 метров, причем и боевая стрельба могла проводиться метров на 600 и дальше, так как задача пробития доспехов китайцами не ставилась, а убойная сила 600 граммовых болтов была хороша и на таком расстоянии даже против лошадей.
Размещение нескольких луков один над другим существенно усложняло конструкцию и ограничивало ассортимент используемых снарядов. В результате, большее распространение получили системы, у которых луки располагались в одной плоскости. Все луки были соединены блоками перераспределявшими нагрузку с ворота поровну между ними. Желоб в этом случае был общий. Благодаря этому удавалось получить машину весом в полтонны и мощностью 5-10 кДж. Снаряд мог быть каменным, или представлять собой сосуд с нефтью массой около 3-х кг. Дальность стрельбы достигала 500 и 200 метров соответственно. Камнями разрушались щитовые укрытия от стрел, а брандскугелями поражались постройки через стену. Большим их количеством можно было поджечь ворота или деревянную башню. С близкого расстояния камни также могли разрушить непрочные ворота.
Для поражения пехоты китайцы прибегали к залповому метанию стрел. В этом случае желоб многолучной машины заменяли площадкой с направляющими, на которых находились 8-16 стрел весом по 150 грамм каждая. Такие снаряды вылетали на расстояние 500 метров, до 50 метров поражая латников. Эффективная стрельба могла вестись до 250 метров, причем, в отличие от европейских и античных устройств для залповой стрельбы, возможными оказывались как вертикальная, так и горизонтальная наводки.
Китайцы производили довольно много таких машин, широко используя их как в полевых сражениях, так и при осаде и обороне крепостей. Очень много машин было захвачено монголами. На 120 тысяч человек монгольского войска двинувшегося на Запад имелось около 800 китайских баллист. Из одной из них завалили Евпатия Коловрата. Использовались они монголами и в битве при Лигнице.
Японцы с метательными машинами так и не познакомились. К тому времени, когда Япония вышла из варварства, уже появились пушки.