Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Мажоритарная система Пропорциональная система
§ Объединение различных интересов происходит до выборов в парламент § Для получения мандата в избирательном округе необходимо относительное большинство голосов § Действует на основе создания коалицией групп интересов, стимулирует существование двухпартийной или двухкоалиционной системы § Различные партии, в том числе и малочисленные, имеют возможность быть представленными в парламенте, не входя в какие-либо коалиции § Объединение различных интересов происходит после выборов

Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем. В современной России половину депутатов избирают по пропорциональности, а другую - по мажоритарности.

Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Чтобы не допустить получение мандатов «карли­ковыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набрав­шие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собран­ные ими голоса не учитываются при подведении ито­гов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Прин­цип свободного мандата реализован и в избиратель­ном законодательстве Российской Федерации. В быв­ших же советских республиках существовал так на­зываемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть до­срочно отозван.

Еще одним институтом прямой демократии яв­ляется референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консульта­тивные (решения этого референдума не обязатель­ны к исполнению, цель его — выяснить мнение на­селения) и решающие (решения референдума обя­зательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на го­лосование, на конституционные (принятие консти­туции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение за­конопроектов) и плебисцит (определение государ­ственной принадлежности территории всей или час­ти спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выно­симый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референ­дум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от гла­вы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или ор­ганов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие одно­значно положительный («да») или однозначно от­рицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопро­сы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуют­ся специальные комиссии, ведется агитационная ра­бота. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся зако­ном государства.

Все остальные институты прямой демократии (на­пример, митинги, шествия, пикетирования и др.) имеют консультативное значение.

Полезная ссылка:

http://all-politologija.ru/knigi/muxaev-politologiya

Экзитпол [англ. exit-pool < exit - выход + pool - совокупность, сумма] - метод быстрого предварительного (до официального подсчета голосов) определения результатов выборов путем опроса проголосовавших на выходе из избирательного участка. Обычно выборка составляет от четырех до шести тысяч человек. Экзитполы позволяют дать прогноз с точностью выше 95 % задолго до подведения итогов голосования.

Манда́т (лат. mandatum — поручение) —

1) юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства, т.е. документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;

2) вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания. Довольно часто слово используется самостоятельно и в сочетании с другими словами в избирательном праве. Например, если говорят, что пять кандидатов претендуют на один мандат, это означает, что по избирательному округу надо избрать одного депутата, а на это место выдвинуты пять кандидатов в депутаты. Отсюда в избирательном законодательстве можно встретить понятия "одномандатный" (а с претензией на употребление иностранных слов - "униноминальный"), "двухмандатный" ("биноминальный'') или "многомандатный" ("полиноминальный") избирательный округ. Это означает, что в округе надо избрать, соответственно, одного, двух, трех или более депутатов. Если данная партия провела на выборах в парламент 50 депутатов, это значит, что у нее 50 депутатских мандатов;

3) в сочетании с другими словами (свободный мандат, императивный мандат) - характеристика статуса депутата представительного органа.

Наши рекомендации