Технологии - КАК удовлетворяются потребности.
Если речь идет об анализе технологий удовлетворения потребности на рынке товаров и услуг, то это не вызывает трудностей и достаточно рассмотреть, например, сравнить, например, факс с телетайпом.
Определение «технологий» использования территориального продукта потребителями является крайне сложной задачей. Здесь скорее речь должна идти о том, в каком качестве будет выступать потенциальный потребитель - он будет пользователем территориального продукта или его покупателем, т.е. будет получать общественные услуги, ресурсы, блага территории на бесплатной или платной основе. Возможно и соединение этих двух разных качественных состояний в одном лице, тогда необходимо уточнить, какую общественную услугу житель получает на платной, а какую - на бесплатной основе.
В качестве пользователя территориального продукта выступает семья, ребенок которой бесплатно посещает, например, учреждение дополнительного образования — Дворец творчества, а также все жители населенного пункта, которые в равной степени бесплатно пользуются общественными благами, например, перемещаются по местным дорогам, гуляют в парке и любуются ухоженными цветочными клумбами. Затраты по производству, сохранению, развитию территориального продукта потребитель - в качестве пользователя - непосредственно не несет. Хотя мы понимаем, что житель территории в качестве налогоплательщика косвенно участвует в создании всех этих характеристик территории, этот процесс «оплаты» носит опосредованный характер. Человек или организация могут выступать в качестве покупателя территориального продукта например, организация платит арендную плату за использование муниципальных помещений или частное лицо платит за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Покупатель непосредственно оплачивает, несет финансовые затраты при приобретении территориального продукта, а значит, за счет средств потребителя-покупателя производится, сохраняется и развивается территориальный продукт или его отдельные элементы. В некоторых случаях возможно и соединение этих двух разных качественных состояний в одном лице. В условиях длительной аренды лесов (до 50 лет) предприниматель, безусловно, понес финансовые расходы (выступил как покупатель), а далее в течение 50 лет он имеет право пользования данными лесными угодьями. Чем лучше в процессе пользования этим лесным участком арендатор будет заниматься лесовосстановлением и лесоохраной, тем больше в этом случае будет для него личная выгода. |
В зависимости от того, в качестве пользователя или покупателя территориального продукта выступает потребитель, могут измениться критерии оценки территориального продукта, также возможна разная значимость этих оценок для потребителя (см. табл. 4.6.).
Таблица 4.6. Критерии оценки территориального продукта пользователями и покупателями
Пользователь | Покупатель |
Четкая адресность информации о территории и общественных услугах | Наличие информации о ресурсах, услугах, условиях приобретения |
Качество ресурсов, помощи, услуги | Разумная цена |
Консультации в процессе получения и использования услуги | Гибкость в условиях оплаты за ресурс, услуги, наличие форм ценового стимулирования |
Решение (принципиальное, глобальное) проблем пользователя | Сроки и точность исполнения заключенных соглашений с собственником ресурса |
Индивидуализация услуг | Удобство приобретения |
Критическая масса (достаточность) | Отсрочки в оплате за ресурс, услугу |
Учет национальных и религиозных особенностей | Возможность приобретения пакета услуг и ресурсов |
Положительное влияние на здоровье и уровень жизни, в том числе и в будущем | Доступность (легкость) приобретения ресурсов территории |
Престижность, модность, уникальность услуги и ресурсов | Возможность «возврата» услуги в случае ее некачественности |
Совместимость разных видов услуг, ресурсов, общественных благ территории | Разнообразие (ассортимент) ресурсов и услуг, стабильность и обновляемость ассортимента |
3) Группы потребителей - КТО получает удовлетворение.Принято выделять 3 группы потребителей территориального продукта:
Ø частные лица,
Ø коммерческие организации (предприятия)
Ø общественные (некоммерческие) организации.
Рассмотренная трехмерная матрица позволяет, с одной стороны, оценить каждый из компонентов (функция потребностей, технология, группы клиентов) более глубоко и предметно, а с другой - провести исследование на стыке этих компонентов (табл. 4.7.).
Таблица 4.7. Декомпозиция базового рынка по осям КТО потребитель и ЧТО этот потребитель ожидает от территориального продукта
Частные лица | Коммерческие организации | Некоммерческие организации | |
Постоянное проживание | Частные лица постоянно проживают на территории | Постоянно проживающие жители, которые являются работниками коммерческих предприятий | Постоянно проживающие жители, которые являются членами некоммерческих организаций |
Временное проживание | Частные лица (гости) территории, неделовые цели посещения | Представители коммерческих предприятий (гости), коммерческие цели посещения | Представители некоммерческих организаций (гости), некоммерческие общественные цели посещения территории |
Постоянное ведение деятельности | Частные лица постоянно ведут деятельность для личного потребления | Коммерческие предприятия постоянно ведут коммерческую деятельность на территории | Некоммерческие организации постоянно ведут некоммерческую деятельность на данной территории |
Временное (эпизодическое) ведение деятельности | Частные лица эпизодически ведут деятельность для личного потребления | Коммерческие предприятия эпизодически ведут коммерческую деятельность на территории | Некоммерческие организации эпизодически ведут некоммерческую деятельность на данной территории |
После проведения анализа укрупненных групп потребителей возможно проведение микросегментации. МИКРОСЕГМЕНТАЦИЯ обозначить особенные характеристики и потребности каждого из сегментов рынка и выделить общие потребности, ожидания, нужды всех групп потребителей (к примеру, такие как безопасность на улицах или удобство транспортного сообщения).
Основными условиями проведения эффективной сегментации следует считать:
• минимальное количество различий в отношении к товару у потребителей одного сегмента и достаточное количество различий в отношении к товару у потребителей разных сегментов;
• сегменты должны быть достаточно крупными по размерам, чтобы оправдать разработку и проведение в дальнейшем специальной маркетинговой стратегии, ориентированной на данный сегмент;
• измеримость сегмента достигается преимущественно за счет описательных характеристик сегмента и подкрепляется количественными критериями;
• выделенные сегменты должны быть достаточно доступны с точки зрения доведения информации, коммуникаций и организации маркетинговых мероприятий по продвижению продукции;
• сегмент должен быть стабилен во времени.
Критериями микросегментации могут стать разнообразные факторы, например:
ü демографические (возраст, пол, размер семьи, стадия ЖЦ семьи);
ü социально-экономические (уровень жизни, доходы человека, в том числе размер з/п, размер дополнительных доходов, периодичность получения дохода);
ü географические (принадлежность к данной территории, регион проживания, численность жителей в населенном пункте, плотность населения, характеристики климата);
ü факторы культуры (специфика национальной культуры, субкультуры, религии);
ü психографические (социальный слой, стиль жизни, тип личности);
ü поведенческие (момент покупки, искомая выгода, частота использования, верность продукту, степень готовности к приобретению, отношение к продукту);
ü психологические (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение).
Микросегментация потребителей территориального продукта может быть выполнена по ряду целому ряду критериев, например:
• частные лица могут быть сгруппированы в зависимости от возраста, социальной принадлежности, места проживания, сферы профессиональных интересов, проживания в разных по размеру и статусу населенных пунктах региона и др.;
• коммерческие организации могут быть сгруппированы в зависимости от размера бизнеса, от отрасли и вида деятельности, места расположения бизнеса, региона ведения деятельности и страны (региона страны) и др.;
• некоммерческие общественные организации могут быть сгруппированы с учетом специфики интересов и предметов ведения (культурологические, религиозные, спортивные и т. д.), в зависимости от возраста членов НКО (детские, подростковые, ветеранские), в зависимости от статуса (местные, региональные, международные) и др.
Проведение сегментации не является самоцелью. Следующий шаг - сравнение разных сегментов друг с другом и выбор более привлекательных (целевых) сегментов. Для каждого выбранного сегмента должны быть разработаны стратегии рыночного поведения на них и соответствующие комплексы маркетинговых мероприятий. Кроме того, соотнести их с реальными ресурсами территории и с тем, насколько привлекательный сегмент соответствует сильным сторонам территории.
В зависимости от того, сколько из существующих сегментов территория признает своими целевыми сегментами, выбирается стратегия охвата базового рынка. Традиционно выделяют 3 стратегии охвата рынка:
1) недифференцированный маркетинг - предполагает, что территория не выделяет никакие группы потребителей своего территориального продукта и предоставляет себя в равной степени для всех потенциально заинтересованных в проживании и/или осуществлении деятельности групп клиентов. Территория ориентируется в этом случае не на различия в поведении отдельных групп потребителей территориального продукта, а скорее на общие характеристики территориального продукта, которые в большей степени значимы для всех.
2) дифференцированный маркетинг - предполагает, что территория выделяет несколько групп потребителей и для каждой выделенной группы потребителей старается представить особые характеристики территории. Это осознанный выбор приоритетных отраслей развития сегодня и на перспективу - особые природные ресурсы для бизнеса, наличие избыточной незанятой рабочей силы и т.д.
3) концентрированный маркетинг - используют территории, которые часто в силу объективных обстоятельств являются моноотраслевыми территориями. Развитие основной отрасли, основного специализированного производства задает тон для общего развития.
Дифференцированный и концентрированный маркетинг позволяют, как правило, повысить эффективность расходования ресурсов (человеческих, финансовых и т.д.), но эти концепции охвата рынка предполагают поиск определенных компромиссов.
Территориальный маркетинг по своей природе некоммерческого маркетинга подразумевает удовлетворение «коллективного» интереса, что всегда предполагает фактически ущемление прав отдельного сегмента, отдельного человека. Поэтому одной из задач территориального маркетинга является выявление разных интересов клиентов территории, определение точек и зон согласия, ведение работы по поиску компромисса всех заинтересованных лиц ради общего интереса успешного социально-экономического развития территории.